МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСНОВ СМЕЖНЫХ С ТЕОРИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАУК Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для студентов направления 034300.68 Физическая культура Улан-Удэ 2013 УДК 796.072 (075.8) ББК 75.1я73 С 842 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Г.Я. <...> Успешное руководство учебно-воспитательным процессом зависит от ряда психологических условий, наиболее важными из которых считаются ясность и четкость цели формирования личности занимающихся, планирование формирования личности в спортивном коллективе, изучение результатов процесса становления личности спортсмена, психолого-педагогическая подготовленность качества личности и авторитет тренера. <...> Если говорить о команде, то успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. <...> Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. <...> Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять собственным эмоциональным состоянием в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив. <...> Эта степень абстракции позволяет, с точки зрения авторов, отнести к модели данного типа в спорте: а) разработку модельных характеристик требований к идеальному спортсмену; б) моделирование соревновательных условий на тренировочных занятиях (так называемое «приучение к условиям боя»); в) применение технических средств обучения, информации, различного рода программирующих тренажеров для совершенствования требуемых физических качеств, спортивной техники и тактического мышления спортсменов; г) разработку новых схем планирования учебно-тренировочного <...>
Современные_проблемы_основ_смежных_с_теорией_физической_культуры.pdf
УДК 796.072 (075.8)
ББК 75.1я73
С 842
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Г.Я. Галимов
доктор педагогических наук, профессор
К.В. Балдаев
кандидат педагогических наук, профессор
С 842
Современные проблемы основ смежных с теорией
физической культуры наук: учебно-методическое пособие
/ сост. В.А. Стрельников, А.В. Комарова. – Улан-Удэ:
Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 88 с.
Пособие направлено на развитие умений использовать углубленные
теоретические и практические знания, разрабатывать проекты
и методическую документацию в сфере физической культуры
и спорта с учетом социальных, морфофункциональных, психологических
особенностей спортсменов и физкультурников.
Для педагогов и специалистов спорта.
УДК 796.072 (075.8)
ББК 75.1я73
© В.А. Стрельников, А.В. Комарова, сост., 2013
© Бурятский госуниверситет, 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИКИ СПОРТА ..................................................................... 4
ГЛАВА II. СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ..................................... 14
2.1. Спортивная психология в России ................................................ 15
2.2. Развитие мировой спортивной психологии................................. 19
2.3. Пути регуляции и оптимизации функциональных состояний
организма спортсмена ........................................................................ 23
2.4. Роль спортивной психологии в подготовке спортсменов ........... 56
2.5. Формирование компетентности будущих тренеров в создании
положительного социально-психологического климата
в спортивных командах ...................................................................... 61
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИИ СПОРТА ........................ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................. 86
87
Стр.87