№ 1
2013
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
Р Е Д А К Ц И Я :
Владимир Караковский,
главный редактор
Елена Шишмакова,
зам. главного редактора
Любовь Кучми¸ва,
зав. производством
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Анна Ладанюк,
дизайнер
Ольга Денисова,
Алексей Ермилов:
художники
Татьяна Денисьева,
корректор
Сергей Бурукин,
в¸рстка
А д р е с :
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Т е л е ф о н ы :
(495) 345-52-00
У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü:
Издательский дом
«Народное образование»
©Народное образование, 2013
...........................................................
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
кандидат педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого
Взгляды на воспитание и конкретные задачи педагогики изложены
в книге «О воспитании, особенно в раннем возрасте» («Education, especially in
early chudhood», 1926), «Воспитание и общественный строй» («Education and
the social order», 1932). Стремясь к реализации своих воспитательных идей
на практике, Pассел совместно с женой основал в 1927 школу в Бикон-Хилле,
которой руководил до 1932 г.
Бертран Артур
Уильям Рассел
(1872–1970)
Английский философ,
неореалист, атеист, логик,
математик, общественный
деятель, основатель
Пагуошского движения,
представитель логицизма,
неопозитивизма, «нейтрального
монизма». Автор
(совместно с А. Уайтхедом)
основополагающего труда
по математической логике
— «Основания математики»
(ò. 1–3, 1910–13).
Нобелевская премия по литературе
(1950).
В основе педагогических взглядов Pассела лежит неприятие им авторитарной
системы воспитания с её принуждающим воздействием на личность.
Правила поведения должны либо вырабатываться самими детьми, либо сознательно
разделяться ими как разумные и полезные. Отдавая дань педоцентризму,
Pассел в то же время признавал необходимость целенаправленного
руководства ребёнком со стороны родителей и школьных педагогов, эффективного
развития его познавательных интересов. Отрицательное последствие
авторитарных методов воспитания Pассел видел в том, что при этом «разрушается»
оригинальность мышления, притупляется интеллект. В такой
педагогической атмосфере в особенности страдают творчески одарённые
натуры. В то же время Pассел считал неприемлемым превращение обучения
и воспитания в неуправляемый процесс. Отмечал «важность размеренной
монотонности» для правильного детского развития, т.к. «ребёнок обретает
чувство надёжности, когда знает, что должно происходить день за днём, он
испытывает желание жить в стабильном, упорядоченном мире».
Тонкое понимание психологии ребёнка привело Pассела к решительному
утверждению роли учителя: он призван активно развивать любознательность
ученика, будить его мысль, сообщать нужную учебную информацию и давать
конструктивные советы. В то же время подлинный наставник не сковывает
учение, а максимально поощряет его, культивируя «дух науки». Собственный
педагогический опыт позволил Pасселу утверждать, что систематическое образование
можно успешно давать, не обязывая детей постоянно посещать занятия.
Видя, что подобная практика не пригодна для массовой школы, Pассел
признавал, что обязательное посещение остаётся необходимым.
Главной целью воспитания Pассел считал формирование ряда личностных
качеств, образующих «основу идеального характера». Это прежде всего
жизнелюбие, противопоставляемое апатии и меланхолии. Оно способствует
развитию интереса к окружающему миру, помогает в трудных ситуациях, значительно
укрепляет нравственное здоровье личности. Не менее важным считал
мужество, понимаемое как отсутствие иррационального страха, неприятие
униженности, лицемерия, подобострастия, умение поступать согласно своим
внутренним убеждениям. «Гармоническому характеру» должна быть присуща
и душевная чуткость, т.е. человечность и способность к сопереживанию. Эти
качества личности дополняются и усиливаются интеллектом. Потребность
в его развитии, любознательность суть необходимые условия нравственного
совершенствования.
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 1 /13
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Å. ßìáóðã. Кто и как учит извлекать уроки истории . . . . . . . . . . . . . 5
Þ. Ìàíóéëîâ. Язык «Ñî-». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
М. Циулина. Использование возможностей социообразовательной
среды в патриотическом воспитании школьников . . . . . . . . . . . . .19
Н. Хагурова. Социокультурное пространство взросления:
трансформация или ðåãðåññ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Ä. Âåðèí-Ãàëèöêèé. О ценностях воспитания . . . . . . . . . . . . . . . .41
Þ. Ìàíóéëîâ. Язык понимания жертв социализации . . . . . . . . . .46
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
М. Поташник, А.В. Соложнин. Креативность руководителя:
управленческое ремесленничество, мастерство, искусство. . . . . . .49
Л. Доржиева. Детская пресса и школа: взаимодействие
социальных институтов воспитания и образования . . . . . . . . . . . .55
А. Крылов. Молодой специалист в школе: на пути
к профессионализму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Л. Ручко. Организация патриотического воспитания
школьников в условиях развития социального
партн¸рства образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
3
À. Äàíèëêîâ. Игра как инструмент воспитания . . . . . . . . . . . . . . .71
И. Бянкина. Использование кейс-метода на занятиях
в физкультурно-оздоровительной мастерской . . . . . . . . . . . . . . . .85
А. Прутченков. «Школа начинающего исследователя
мира личных ôèíàíñîâ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Стр.3