Titul _new.qxd 10.12.2014 20:31 Page 1 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. <...> 2 Телефон: (495) 3455900 Электронная почта: narob@yandex.ru narodnoe@ narodnoe.org www.narodnoe.org www.narobraz.ru © «Социальная педагогика», 2014 5/2014 социальная В состав редакционной коллегии журнала входят: С.В. Дармодехин, академик РАО, доктор социологических наук Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук И.Ф. Дементьева, доктор педагогических наук Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук А.М. Кушнир, кандидат психологических наук Д.В. Григорьев, кандидат педагогических наук В.В. Морозов, кандидат педагогических наук А.А. Остапенко, доктор педагогических наук А.С. Прутченков, доктор педагогических наук В.И. Слободчиков, доктор психологических наук В.В. Сериков, доктор педагогических наук В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук И.А. Зотова, выпускающий редактор Институт рецензирования журнала представлен группой экспертов: А.М. Кушнир, кандидат психологических наук А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук В.В. Морозов, кандидат педагогических наук В.И. Слободчиков, доктор психологических наук Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук А.С. Прутченков, доктор педагогических наук В.В. Сериков, доктор педагогических наук Ф.А. Мустаева, кандидат педагогических наук педагогика Titul _new.qxd 10.12.2014 20:31 Page 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕхнология и практика Cодержание: Никулина Н.Н. <...> Повышение социальной адаптации семей с одним родителем . <...> Личностное развитие и социализация школьников: учебное сотрудничество . <...> . . . . . . 47 Условия успешной постинтернатной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <...> Детские дома — мыслимое будущее и зона ближайшего развития . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Векторы развития учреждений для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей: повышение <...>
Социальная_педагогика_№5_2014.pdf
Titul _new.qxd 10.12.2014 20:31 Page 1
Зарегистрирован Министерством Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой
информации
ПИ № 7711337 от 05.12.01
Практический журнал
для социальных работников
и педагогов
Главный редактор:
Людмила Олиференко
Зам. главного редактора:
Изабелла Дементьева
Зам. главного редактора:
Алексей Кушнир
Выпускающий редактор:
Ирина Зотова
Ответственный секретарь:
Светлана Лячина
Редактор: Нина Целищева
Дизайн: Анна Ладанюк
Вёрстка: Любовь Кучмиёва
Технолог: Артём Цыганков
Художники: Ольга Денисова,
Алексей Ермилов
Корректор: Ирина Маслова
Адрес: 109341, г. Москва,
ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Телефон: (495) 3455900
Электронная почта:
narob@yandex.ru
narodnoe@ narodnoe.org
www.narodnoe.org
www.narobraz.ru
© «Социальная педагогика», 2014
5/2014
социальная
В состав редакционной коллегии
журнала входят:
С.В. Дармодехин, академик РАО,
доктор социологических наук
Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук
И.Ф. Дементьева, доктор педагогических наук
Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
Д.В. Григорьев, кандидат педагогических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
А.А. Остапенко, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
И.А. Зотова, выпускающий редактор
Институт рецензирования журнала
представлен группой экспертов:
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук
Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
Ф.А. Мустаева, кандидат педагогических наук
педагогика
Стр.1
Titul _new.qxd 10.12.2014 20:31 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕхнология и практика
Cодержание:
Никулина Н.Н.
Повышение социальной адаптации семей
с одним родителем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Опыт взаимодействия НКО и государственных
структур по реализации социально значимого
проекта «Повышение социальной адаптации семей
с одним родителем».
Семенака С.И.
Безопасность школьной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Комфортные условия школьной жизни детей —
основа их учебной успешности. Все инновации,
модернизации в образовании имеют смысл, если
ученики и их учителя живут и трудятся в гармонич
ной социальной среде.
Луговая Т.В.
Личностное развитие и социализация
школьников: учебное сотрудничество . . . . . . . . . . . 21
Организация взаимодействия в обучении в форме
сотрудничества, направленная на социализацию и
личностное развитие школьников.
Мазниченко М.А., Нескоромных Н.И.
Досуг подростков: профилактика социальных
зависимостей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Личное время подростков как фактор развития и
формирования личности и как феномен, усиливаю
щий риск возникновения зависимого поведения.
Методика обучения подростков управлению личным
временем.
Брунчукова Н.М., Чепурышкин И.П.
Проблема духовнонравственного воспитания
детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Опыт работы ГОУ Смоленской области для обучаю
щихся с ограниченными возможностями здоровья
«Починковская специальная (коррекционная) обще
образовательная школаинтернат VII–VIII видов» по
духовнонравственному воспитанию.
2
«Социальная педагогика» 5/2014
Стр.2
Titul _new.qxd 10.12.2014 20:31 Page 3
ТЕхнология и практика
Латышев О.Ю.
Постинтернатная адаптация детейсирот . . . . . . . 47
Условия успешной постинтернатной адаптации детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Шутова Е.В.
Трудовое воспитание детейсирот . . . . . . . . . . . . . . 50
Роль трудового воспитания в подготовке к
самостоятельной жизни воспитанников учреждений
для детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Проблемы и дискуссии
Рокитянский В.Р.
Детские дома — мыслимое будущее и зона
ближайшего развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Векторы развития учреждений для детейсирот и
детей, оставшихся без попечения родителей:
повышение качества образования, организация
осмысленного труда, открытость миру и др.
Щуркова Н.Е.
Иллюзии воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Воспитание станет эффективным, если отрешится
от формализма, от оценки воспитанности школьни
ков только по внешним показателям, а не по внут
ренней системе ценностей — основе жизненной по
зиции детей.
Попова И.Н.
Почему подросток берётся за оружие? . . . . . . . . . . 79
Причины возникновения подростковой агрессии; се
мейные, социальные и культурные факторы риска,
стимулирующие агрессивное поведение. Школьная
безопасность, профессиональная компетентность пе
дагогов и психологов в решении этой проблемы.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Морозов В.В.
Педагогический музей А.С. Макаренко:
реальность и перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Отечественное педагогическое наследие. Педагогика
А.С. Макаренко. Педагогический музей А.С. Макарен
ко: потенциал, миссия, субъекты деятельности, статус,
направления деятельности, концепты развития.
«Социальная педагогика» 5/2014
3
Стр.3