Дефект технологического цикла и эффективность образовательной технологии ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ И.Е. <...> Изменение образовательной парадигмы и появление деятельностных стандартов в мировом образовании ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ Н.Л. <...> Стажировочная площадка как ресурс профессионального развития педагогов ИНТЕРАКТИВ А.В. <...> Тьюторское сопровождение как составляющая индивидуализации предпрофильной подготовки на занятиях по технологии 3 10 18 21 29 PT_1_14 indd PT_1_14.indd. <...> Цикл задач о подобии произвольных фигур В.Е. Кука. <...> Планы присоединения Константинополя и проливов Россией в Первой мировой войне: территориальная экспансия или геополитическая и экономическая необходимость? <...> 2 08.05.2014 11:43:06 08.05.2014 11:43:06 ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ Дефект технологического цикла и эффективность образовательной технологии В.В. Гузеев Многим кажется странным, что за долгие годы существования образовательной технологии, будто бы обещающей гарантированное достижение планируемых результатов при точном исполнении предлагаемых процедур, школа так и не получила долгожданной стопроцентно надёжной абсолютной эффективности. <...> Давно можно считать доказанным, что гуманитарная система имеет неопределённость своим имманентным свойством, давно сформулированы принципы неопределённости для гуманитарных систем, давно убедились в никудышной практической переносимости педагогического (и вообще социального) опыта. <...> В устройстве этого цикла и особенностях его функционирования в гуманитарной системе с её неопределённостью и скрывается то фундаментальное противоречие, о котором я выше упомянул. <...> В таком широком значении Педаг огические технологии №1 2014 г. PT_1_14 indd PT_1_14.indd. <...> Будем называть такой цикл информационным циклом взаимодействий. <...> В идеальном случае информационный цикл взаимодействий замкнут (рис. <...> Информационный цикл взаимодействий Тогда идеальный образовательный процесс представляется как последовательное правильное чередование информационных <...>
Педагогические_технологии_№1_2014.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Про фес си о наль ный жур нал для тех но ло гов об ра зо ва ния: на уч ных ра бот ни ков, пре по да ва те лей и ас пи рантов
пе да го ги че с ких об ра зо ва тель ных уч реж де ний, си с те мы по вы ше ния ква ли фи ка ции, ме то ди с тов и специ
а ли с тов, а так же учи те лей, по вы ша ю щих свою ква ли фи ка цию
За ре ги с т ри ро ван Ми ни с тер ст вом Рос сий ской Фе де ра ции по де лам пе ча ти,
те ле ра ди о ве ща ния и средств мас со вых ком му ни ка ций. Сви де тель ство
о ре ги с т ра ции сред ст ва мас со вой ин фор ма ции ПИ № 7711412 от 17 де ка б ря 2001 г.
№1 2014
Редакционная коллегия:
М.Е. Бер шад ский, канд. пед. на ук;
Г.Г. Ле ви тас, док тор пед. на ук;
А.В. Ра фа е ва, канд. фи лол. на ук;
А.М. Куш нир, канд. пси хол. на ук;
Е.В. Шиш ма ко ва, канд. пед. на ук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор:
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Галина Нефёдова
Корректор:
Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2014
© НИИ школьных технологий, 2014
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
В.В. Гузеев. Дефект технологического
цикла и эффективность образовательной
технологии
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
И.Е. Курчаткина. Изменение
образовательной парадигмы
и появление деятельностных стандартов
в мировом образовании
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
Н.Л. Солянкина, О.В. Уфимцева.
Количественные методы химического
анализа как средство развития умственной
активности учащихся (на примере
титриметрического метода)
В.В. Ястребов. Стажировочная
площадка как ресурс профессионального
развития педагогов
ИНТЕРАКТИВ
А.В. Панченко. Тьюторское
сопровождение как составляющая
индивидуализации предпрофильной
подготовки на занятиях по технологии
3
10
18
21
29
PT_1_14 indd
PT_1_14.indd.
1
08.05.2014 11:43:06
08.05.2014 11:43:06
Стр.1
Содержание
РЕСУРСЫ
Деятельностно-ценностные
задачи
В.А. Кожевникова. Цикл задач
о подобии произвольных фигур
В.Е. Кука. Вокруг воды
Т.А. Курдай. Телефонное
хулиганство
Н.В. Лялько. Цикл деятельностноценностных
задач по литературе
«А.С. Пушкин. Страницы великой
жизни и творчества»
Г.Г. Михайлова. Германские
традиции
Л.В. Петлицына. Задача
о выборе профессии
31
40
44
О.В. Сальникова. Взаимосвязь
стилей искусства
Т.Ю. Селихова. Задача
об измерении информации
М.В. Фурсов. Планы
присоединения
Константинополя и проливов
Россией в Первой мировой
войне: территориальная
экспансия или геополитическая
и экономическая
необходимость?
48
107
113
Л.К. Чернышёва.
«Вещи-помощники» человека:
лыжи и коньки
Е.Г. Шерстнёва. Задача
о празднике «День матери»
136
140
121
126
130
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся.
Мне ние ре дак ции мо жет не сов па дать с мне ни ем ав то ров.
От вет ст вен ность за до сто вер ность ин фор ма ции в пуб ли ку е мых ма те ри а лах не сут ав то ры.
От вет ст вен ность за со дер жа ние рек лам ных ма те ри а лов не сёт рек ла мо да тель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900.
Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org; narob@yandex.ru, www.narobraz.ru
Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: market@narodnoe.org
Подписано в печать 20.03.14. Формат 70×90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 9,0. Усл.печ. л. 10,79. Тираж 500 экз. Заказ № 4308.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 109341, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 3455200.
PT_1_14 indd
PT_1_14.indd.
2
08.05.2014 11:43:06
08.05.2014 11:43:06
Стр.2
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Дефект технологического цикла
и эффективность образовательной
технологии
В.В. Гузеев
Многим кажется странным, что за долгие годы существования
образовательной технологии, будто бы обещающей гарантированное
достижение планируемых результатов при точном исполнении предлагаемых
процедур, школа так и не получила долгожданной стопроцентно
надёжной абсолютной эффективности. Этот парадокс только
подрывает веру в образовательную технологию и взращивает всё
большее недоверие к технологам в образовании. Чем же тогда технология
лучше традиционной методики, если результаты обучения оказываются
такими же размытыми и в целом непредсказуемыми?
Проблема в том, что на образование (и вообще — социально-гуманитарную
сферу) переносится сугубо технократическое понимание
технологии. Я уже не раз писал, что такой перенос неправомерен.
Давно можно считать доказанным, что гуманитарная система имеет
неопределённость своим имманентным свойством, давно сформулированы
принципы неопределённости для гуманитарных систем, давно
убедились в никудышной практической переносимости педагогического
(и вообще социального) опыта. В силу этой непреодолимой неопределённости
о гарантиях в педагогике не может быть и речи; можно говорить
о гарантированных границах вероятностей — и не более.
Именно нижнюю границу вероятности успеха обеспечивает правильное
применение технологии в образовании; методика же не даёт и
этого. Сами технологии и различаются-то главным образом в том,
какую планку они позволяют с высокой вероятностью преодолеть.
Почему же не удаётся устранить неопределённость, проектируя
всё более жёсткие алгоритмы и добиваясь от учителей при реализации
технологических карт педантизма прусских фельдфебелей? Для
меня очевидно существование фундаментального противоречия —
из категории тех, которые делают возможной саму жизнь.
3
PT_1_14 indd
PT_1_14.indd.
3
08.05.2014 11:43:07
08.05.2014 11:43:07
Стр.3