00_Soderzhanie_3.qxd 19.03.2014 17:31 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1436)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (выпускающий редактор),
Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narodnoe.org
роое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹3’2014
Стр.1
00_Soderzhanie_3.qxd 19.03.2014 17:31 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.И. Загвязинский
Российское образование: роль
науки в его дальнейшем развитии
В.П. Беспалько
Педагогика — утерянная
наука или жертва
организационных нелепиц?
Н.А. Голиков
Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд
директора школы, психолога
и родителя в одном лице
А.Б. Вифлеемский
Зачем нужен профессиональный
стандарт педагога?
М.М. Поташник
Гладко было на бумаге,
да забыли про овраги…
А.А. Хван
Эффективность экономических
инноваций в образовании:
психологические показатели
М.Р. Москаленко,
Е.М. Кропанева
Позитивный образ нашей страны
формируется на уроках
общественных дисциплин
2
9
Оценка состояния педагогической науки. Взращивание человека
культуры. Подготовка учреждений к нововведениям. Оценка рисков
принимаемых решений.
17
Научная работа и её профанация. Присвоение научных степеней
и званий. Изъяны системы, регулирующей науку и меры по их
устранению.
26
Педагогические эффекты и последствия внедрения единого экзамена
в практику управления образованием. Примеры из жизни. Потребность
в изменениях.
34
Правовая оценка содержания стандарта профессиональной деятельности
учителя. Соотношение стандарта с правовыми нормами и актами,
регламентирующими педагогическую деятельность.
43
Оценка условий и возможностей внедрения стандарта профессиональной
деятельности учителя в образовательных организациях.
48
Насколько внедряемые в систему российского образования
экономические нововведения эффективны? Поиск ответов на этот
вопрос.
55
Историческая идентичность русского народа. Формирование позитивного
образа страны на уроках гуманитарного цикла.
Народное образование 3’2014
Стр.2
00_Soderzhanie_3.qxd 19.03.2014 17:31 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Е.В. Якушина
Федеральная контрактная
система и государственные
закупки в сфере образования:
что нужно знать директору
школы
М.Н. Емельянова
Факторы, определяющие
отношение детей и их
родителей к школе
Е.М. Авраамова,
Д.И. Логинов
Реструктуризация:
позитивные и негативные
стороны объединения школ
Т.Л. Кавалерчик
Педагогический совет как
инструмент внутришкольного
повышения квалификации
(освоение педагогами новых
профессиональных ролей)
А.М. Лобок
Сеть как парадигмально
новый тип межшкольного
взаимодействия
А.В. Леонтович
Истоки и социальные смыслы
дополнительного (внешкольного)
образования: российская модель
Е.Ю. Федоренко,
В.В. Матушкина
Профессиональное
самоопределение
начинающего педагога:
преодоление противоречий
84
Ресурсы педагогического совета в профессиональном развитии педагогов.
Смысл и значение педагогического совета, организованного с опорой на
метод ролевой игры.
61
Обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах
и услугах. Участники системы. Правовое регулирование.
Информационная поддержка и обучение по проблематике
государственных закупок.
69
Представления о хорошей школе: причины, по которым выбирают
образование и образовательные организации.
75
Слияния и поглощения в образовании. Анализ изменений. Оценка
перспектив.
93
Сети в образовании. Человек и сети. Сценарии сетевого взаимодействия.
102
Дополнительное образование — российский феномен. Государственные
функции и вклад дополнительного образования в личностные результаты
развития учащихся. Управление, педагогические школы, кадры, риски
развития.
110
Противоречия вхождения в педагогическую профессию. Молодёжные
педагогические игры — ресурс адаптации и развития начинающих
педагогов в профессии.
3
Народное образование 3’2014
Стр.3
00_Soderzhanie_3.qxd 19.03.2014 17:31 Page 4
СОДЕРЖАНИЕ
Е.В. Коротаева
Когда «интерактивные
технологии» интерактивны?
О содержании и практической
реализации профессионального
стандарта педагога
В.Л. Латышев
Способы поддержки здоровья
в условиях информатизации:
образовательная кинесиология
в учебном процессе
Л.А. Емельянова,
О.А. Семиздралова
Как усилить индивидуальный
подход: возможности школы
А.С. Удалова
Социальное партн¸рство
семьи и школы
М.М. Мусарский
Управление финансами
с уч¸том современных
экономических механизмов
А.В. Соложнин
Что изменилось в правах
и обязанностях участников
образовательного процесса
115
Смысл и значение интерактивного обучения. Интерактивность
в образовательном процессе. Повышение эффективности внедрения
интерактивных технологий.
122
Влияние компьютера на психофизиологию пользователя ИКТ.
Профилактика негативного влияния и реабилитация пользователей ИКТ.
129
Учащиеся отличаются по мотивации, одарённости. Что может сделать
школа, чтобы полноценное образование мог получить каждый,
а пожелания родителей учтены?
135
Эффективность образования определяется, в частности, и тем, насколько
ценности и взгляды родителей и школы на образование совпадают.
Как добиваться этого эффекта в практике управления?
139
Структура совокупных расходов. Финансовый норматив в образовании.
Финансово-экономическая деятельность. Финансовое планирование.
145
Сравнительный анализ норм закона. Сопоставление прежней и новой
редакций основного правового акта в образовании. Оценка ключевых
прав педагогических работников.
Консультации
Е.Л. Болотова 152
График работы медсестры в школе. О переводе ребёнка в параллельный
класс. Правила ведения номенклатурных дел. О посещении элективных
курсов в 10-х и 11-х классах. Установление видеокамер и турникетов
в школе. Перевод учащихся в следующий класс при академических задолженностях.
Юридически грамотное оформление проведения экскурсий.
Нормы внеклассных мероприятий в школе-интернате за месяц.
С.Б. Хмельков 156
Ответы на вопросы педагогических работников.
Ю.В. Афоничева 158
Анализ основных изменений системы государственных закупок.
4
Народное образование 3’2014
Стр.4
00_Soderzhanie_3.qxd 19.03.2014 17:31 Page 5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.Б. Лебединцев
Индивидуальные учебные
траектории: как обеспечить
системность знаний учащихся?
В.Н. Гольянова,
М.Н. Емельянова
Урок как условие развития
интереса к собственному
образованию
Д.А. Богданова
Обучение на основе видеоигр
В.В. Гафнер
Безопасный образ
жизни: как его
сформировать учителю?
От теории к практике
Е.А. Асонова
Список литературы на лето:
кому и как его составлять
193
Чтение в летний период. Проблема выбора источников для детского
и подросткового чтения. Рекомендации. Право читателя на свои
предпочтения.
Консультации
А.В. Репина 200
Сопровождение введения федерального государственного образовательного
стандарта общего образования второго поколения.
Л.А. Харитонова
Е.В. Спирина
202
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур
и светской этики» в образовательные программы.
203
Использование программного обеспечения для организации обучения
в дистанционном режиме. Возможные варианты, опыт.
167
Разные учебные траектории — анархия? Различие между знаниями
системными и систематическими. Формы научных знаний в обучении.
Условия и средства формирования системных знаний у учащихся.
172
Отличие «традиционного» урока от «современного». Представление
о современном учителе.
176
Практика образования с использованием видеоигр. Зарубежный опыт.
Проблемы и перспективы.
186
Формирование безопасного образа жизни в ФГОС. Авторская
интерпретация категории «безопасный образ жизни», рекомендации.
5
Народное образование 3’2014
Стр.5
00_Soderzhanie_3.qxd 19.03.2014 17:31 Page 6
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Д.Е. Шевелева
Развитие равноправных
отношений между учащимися
в условиях инклюзивного
образования в России
и за рубежом
А.Н. Фоминова
Способность к преодолению
жизненных трудностей
А.Н. Дробот
Система дополнительного
образования для детей
и подростков
И.Н. Серёгина
Школьная психотравма—
способы первичной
психологической помощи
Г.Л. Ильин
Нужна ли в наше время
астрономия в школе?
207
Зарубежный и отечественный опыт интеграции детей с особенностями
в развитии в общеобразовательной школе. Проблемы и пути их
преодоления.
215
Преодоление сложных жизненных ситуаций. Развитие социальных
умений и практических навыков.
222
Примеры организации внеурочной деятельности в образовательном
учреждении. Создание системы, содействующей социальному
становлению личности.
230
Случаи психологического насилия. Как правильно вести себя
педагогическому работнику, чтобы избежать негативных последствий.
238
Падение интереса к астрономии в отечественной школе. Необходимость
повышения научно-технических знаний, связанных с покорением
космоса.
О.В. Козачек 245
Преодоление психолого-педагогических проблем в работе с ребёнком.
Консультации
Стр.6
05_Soderzhanie-contents_3.qxd 19.03.2014 17:29 Page 249
ÑÎNTENTS
EDUCATIONAL POLICY
V. Zagviazinskiy
Russian Education:
The Role Of Science For Its
Further Development
V. Bespalko
Is Pedagogy The Lost Science
Or A Victim Of Organizational
Absurd?
A. Golikov
Pros And Cons Of USE:
The View Of A School Dean,
A Psychologist And A Father
With One Person
A. Bethlehemskiy
Why Do We Need The Professional
Standard Of A Teacher?
M. Potashnick
Smoothly Was On The Paper, But
We've Forgotten About Ravines…
A. Hvan
Economic Innovation
Efficiency In Education:
Psychologist Indicators
M. Moskalenko,
E. Kropaneva
Positive Image Of Our Country
Is Formed At The Lessons
Of Social Sciences
249
9
State value of pedagogical science. The growing of culture person.
Preparing the institutes to innovations. Risk evaluation of making decisions.
17
Scientificwork and its profanation. Awarding scientificdegrees and titles.
Defects of system, regulating the science and measures to eliminate.
26
Pedagogical effects and consequences of approaching USE to the educational
management practice. Examples of life. The need for changes.
34
Legal treatment of standard content for the professional teacher's activity.
Relating the standard withlegal norms and acts, regulated teacher activity.
43
Assessments of conditions and possibilities to introduce standard of professional
teaching activity within educational institutions.
48
How the approaching economicinnovations are effective for Russian educational
system? Searching answers on this question.
55
Historical identity of Russian people. Formation of positive image for a country
at the lessons of humanitarian cycle.
Народное образование 3’2014
Стр.249
05_Soderzhanie-contents_3.qxd 19.03.2014 17:29 Page 250
CONTENTS
CONTROL OF EDUCATION
E. Yakushina
Federal Contract System And
Public Purchases In Education:
What Does The School Dean
Need To Know
M. Emelyanova
The Factors Determined The
Attitude Of Children And Their
Parents To School
E. Avraamova,
D. Loginov
Conversion: Positive And
Negative Sides For School Unity
T. Kavalerchick
Pedagogy Council As The Tools
Of Rising School Development
(Teachers Mastering Of Nnew
Professional Roles)
A. Lobok
Network As A Paradigm And New
Type Of School Interaction
A. Leontovich
The Backgrounds And Social
Senses Of Additional
Education: Russian Model
E. Fedorenko,
V. Matushkina
Professional Self-Determination
Of Novice Teacher: Overcoming
Contradictions
E. Korotaeva
When Are «Interactive
Technology» Interactive?
About Content And Practical Realization
Of Professional Teaching Standard
250
61
Ensuring state and municipal needs in goods, work and services. System participants.
Legal regulation. Informational supporting and education of public
purchases.
69
Image of the best school: the reasons to choose education and educational
organizations.
75
Mergers and take-over in education. Analyses of changes. Prospective
evaluation.
84
Resources of the pedagogy council for professional teacher's development.
Sense and significance of pedagogical council organized withthe role game
method.
93
Network in education. People and network. The plots of network interaction.
102
Additional education — is Russian phenomena. State functions and additional
education contribution to the personal results of student's development.
Management, pedagogical schools, staff, development risks.
110
The contradictions of entry to the teaching profession. Young teaching
games — resource for adaptation and development of novice teachers within
a profession.
115
Sense and content of interactive teaching. Interactivity in educational process.
Increasing efficiency for implementation interactive technology.
Народное образование 3’2014
Стр.250
05_Soderzhanie-contents_3.qxd 19.03.2014 17:29 Page 251
V. Latyshev
The Ways To Support Health
Within Informatization:
Educational Kinesiology In
Educational Process
L. Emelyanova,
O. Spiridonova
How To Make Stronger
The Individual Approach:
The Teacher And Parents
Possibilities
A. Udalova
Social Partnership Of A Family
And A School
А. Musarskiy
Financing Management In
Accordance With The Modern
Economical Mechanisms
A. Solozhnin
What Was Changed In The
Rights And Duties Of
Educational Participants?
CONTENTS
122
Computer influence to psychophysiology of ICT user. Prophylaxis of negative
influence and rehabilitation of ICT users.
129
The students are different in accordance witha talent. What can the school
do for everyone to receive a full education, while the wishes parents are taken
into account?
135
Efficiency of education is determined in particularly how the values and views
of parents and school for education are concurred. How to achieve this effect
in the teacher's practice management?
139
Structure of aggregate expenditures. Financial standard in education. Financial
and economical activity. Financial planning
145
Comparing analyze of law standards. The correlation of previous and new
addition for the general law act in education. The valuation of key rights for
pedagogy workers.
Consultations
E. Bolotova 152
Shedule nurses at school. About the transferring child to a parallel class.
The rules of introduction nomenclature cases. About elective courses in the
10–11 grades. Setting video cameras and tourniquets at school. Transferring
students to the next grade while there are some deferred passes. Legally
competent registration of excursions. The norms of extracurricular activities in
the boarding school for a month.
S. Khmelkov 156
The answers on the teacher's questions.
Yu. Afonicheva 158
The analysis of main changing in the system of purchases.
251
Народное образование 3’2014
Стр.251
05_Soderzhanie-contents_3.qxd 19.03.2014 17:29 Page 252
CONTENTS
TECHNOLOGIES AND PRACTICE OF TEACHING
V. Lebedintsev
Individual Learning Ways: How
To Provide The Systematic
Knowledge Of Students?
V. Golyanova,
M. Emelyanova
A Lesson As The Clause Of
Development Interest To
Personal Education
D. Bogdanova
The Training Based On
Video Games
V. Gafner
Safe Lifestyles:
How To Form It For A Teacher?
From Theory To Practice
E. Asonova
The List Of Literature For
Summer: Who Is To Make It
And How To Do It
167
Are different learning ways — anarchy? The difference between the system
of knowledge and the systematicones. The forms of scientificknowledge in
education. Conditions and means of forming student's knowledge.
172
The difference between the «traditional lesson» and the «modern» one. The
idea of modern teacher.
176
Educational practice withvideo games. Foreign experience. Problems and perspectives.
186
Safe
lifestyle forming within Federal State Educational Standard. The
author's interpretation of the concept «safe lifestyle», recommendations.
193
The reading for summer. The problem of choice the reading sources for children
and teenager. Recommendations. The readers' right for his preferences.
Consultations
A. Repina 200
The maintenance the Federal State educational Standard for general education
of the second generation.
L. Kharitonova 202
Introduction of a comprehensive training plan «The bases of religious cultures
and secular ethics» into educational programs.
E. Spirina 203
Use of software for organization of training in remote mode. Possible variants,
experience.
252
Народное образование 3’2014
Стр.252
05_Soderzhanie-contents_3.qxd 19.03.2014 17:29 Page 253
CONTENTS
THE SCHOOL AND UPBRINGING
D. Sheveleva
The Development Of Equal
Relations Between Students In
The Conditions Of Inclusive
Education Iin Russia And Abroad
A. Fominova
Viability Is Formed At School
A. Drobot
Additional Education System
For Children And Teenagers
I. Seregina
School Psychological Injury —
The Ways Of The First
Psychological Assistance
G. Illin
Do We Need Astronomy At
School Nowadays?
207
Foreign and native experience for the integration children withdisabilities at
school. Problems and ways to overcome.
215
The overcoming complicated vital situations. The development of social abilities
and practical skills.
222
Extracurricular activity samples in educational institution. Creation the system
promoted the social personality.
230
The cases of psychological violence. How should the teacher behave to avoid
negative effects?
238
Decline in the interest to astronomy in our schools. The necessity to improve
scientificand technical knowledge about space exploration.
Consultations
O. Kozachek 245
The overcoming psychological and pedagogical problems of work witha child.
Стр.253