МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра русского языка и документалистики Н.А. Тупикова, Д.Ю. Ильин, Н.А. Стародубцева РЕЧЬ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО И УКРАИНСКОГО ЯЗЫКОВ В ПУНКТАХ СМЕШАННОГО ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Под общей редакцией профессора Н.А. Тупиковой Волгоград 2013 ББК 81.411я73 Т85 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 12-04-00284) Рецензент: доктор филологических наук, профессор Р. И. Кудряшова Т85 Тупикова, Н. А. Речь носителей русского и украинского языков в пунктах смешанного проживания населения [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. А. Тупикова, Д. Ю. Ильин, Н. А. Стародубцева ; под общ. ред. проф. <...> ISBN 978-5-9669-1236-9 Предлагаемое пособие ориентировано на углубленное изучение лексики донских и смешанных говоров на территориях их бытования в Волгоградской и Донецкой областях. <...> Задания к текстам, зафиксировавшим устную спонтанную речь диалектоносителей в пунктах смешанного проживания русских и украинцев – коренных жителей и переселенцев, их потомков, направлены на формирование навыков лексико-семантического и сопоставительного анализа родственных славянских языков, расширение знаний студентов-филологов о функционировании русского языка в его региональном своеобразии. <...> 4 Раздел I ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА МАЧЕХА КИКВИДЗЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст 1 . <...> 38 Раздел II ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА ТОРСКОЕ КРАСНОЛИМАНСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Текст 6 . <...> Предлагаемое пособие ориентировано на изучение лексикона диалектоносителей, который понимается как динамическая подсистема, зафиксированная в текстах, подверженная изменению под влиянием объективных социально- и культурно-исторических факторов, включающая лексику и фразеологию традиционного <...>
Речь_носителей_русского_и_украинского_языков_в_пунктах_смешанного_проживания_населения__Учебно-методическое_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русского языка и документалистики
Н.А. Тупикова, Д.Ю. Ильин, Н.А. Стародубцева
РЕЧЬ НОСИТЕЛЕЙ
РУССКОГО И УКРАИНСКОГО ЯЗЫКОВ
В ПУНКТАХ СМЕШАННОГО ПРОЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Под общей редакцией профессора Н.А. Тупиковой
Волгоград 2013
Стр.1
ББК 81.411я73
Т85
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ
(проект 12-04-00284)
Рецензент:
доктор филологических наук, профессор Р. И. Кудряшова
Т85
Тупикова, Н. А.
Речь носителей русского и украинского языков в пунктах смешанного
проживания населения [Текст] : учеб.-метод. пособие
/ Н. А. Тупикова, Д. Ю. Ильин, Н. А. Стародубцева ; под общ. ред.
проф. Н. А. Тупиковой ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение
высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», Каф. рус. яз. и документалистики.
– Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. – 68 с.
ISBN 978-5-9669-1236-9
Предлагаемое пособие ориентировано на углубленное изучение лексики
донских и смешанных говоров на территориях их бытования в Волгоградской и
Донецкой областях.
Задания к текстам, зафиксировавшим устную спонтанную речь диалектоносителей
в пунктах смешанного проживания русских и украинцев – коренных
жителей и переселенцев, их потомков, направлены на формирование навыков лексико-семантического
и сопоставительного анализа родственных славянских языков,
расширение знаний студентов-филологов о функционировании русского языка
в его региональном своеобразии.
Адресовано обучающимся по направлению подготовки «Филология» и широкому
кругу читателей, которых интересуют проблемы сохранения живого слова,
народной культуры.
ББК 81.411я73
ISBN 978-5-9669-1236-9
© Тупикова Н. А., Ильин Д.Ю.,
Стародубцева Н. А., 2013
© ФГАОУ ВПО «Волгоградский
государственный университет», 2013
© Оформление. Издательство
Волгоградского государственного
университета, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................. 4
Раздел I
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА МАЧЕХА КИКВИДЗЕНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Текст 1 ................................................................................................... 7
Задания ................................................................................................... 9
Текст 2 ................................................................................................. 10
Задания ................................................................................................. 16
Текст 3 ................................................................................................. 18
Задания ................................................................................................. 26
Текст 4 ................................................................................................. 28
Задания ................................................................................................. 30
Текст 5 ................................................................................................. 31
Задания ................................................................................................. 38
Раздел II
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА ТОРСКОЕ КРАСНОЛИМАНСКОГО РАЙОНА
ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Текст 6 ................................................................................................. 39
Задания ................................................................................................. 46
Текст 7 ................................................................................................. 47
Задания ................................................................................................. 48
Текст 8 ................................................................................................. 49
Задания ................................................................................................. 51
Текст 9 ................................................................................................. 52
Задания ................................................................................................. 59
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 61
ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................... 64
Стр.3