Отсюда – комплексный характер словаря: в него включены, кроме необходимых общелингвистических терминов, термины тех речеведческих дисциплин (культуры речи, стилистики, риторики, жанроведения, лингвопрагматики), которые в совокупности составляют понятийную основу языковой, коммуникативно-речевой и этико-речевой компетенций, рассматриваемых как базовые, с их последующей дифференциацией. <...> В.И. Аннушкин), кафедра современного русского языка и стилистики Томского гос. пед. ун-та (зав. кафедрой Н.С. Болотнова) и др. <...> Понимаем, что многие вопросы формирования культурно-речевой компетенции нуждаются в дальнейшей разработке, и поэтому заранее благодарим будущих читателей словаря за любые конструктивные замечания и предложения по его совершенствованию, в котором он, несомненно, нуждается, как всякое большое новое начинание. <...> Утверждается, что «многонациональной российской школе предстоит проявить свое значение в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» 1 − задача, прямо вытекающая из сложившейся в России культурно-речевой ситуации, которая достаточно сложна2: попытки ограничить роль русского языка в автономиях, ближнем и дальнем зарубежье; давление на литературный язык и его нормы со стороны просторечия и жаргонов; рост числа не всегда прагматически оправданных заимствований (преимущественно англо-американских); ослабление внимания к преподаванию русского языка и литературы в средней школе (в частности, отмена обязательного экзамена по литературе в виде сочинения); отсутствие этической цензуры и ослабление автоцензуры в сфере писательского и журналистского творчества и некоторые другие процессы. <...> Содержание этого интегрального понятия раскрывается в системе базовых (основных) культурно-речевых компетенций: общелингвистической, языковой, коммуникативно-речевой и этико-речевой – и соответствующих им субкомпетенций <...>
_Эффективное_речевое_общение_(базовые_компетенции).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное атономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
(БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ)
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Красноярск
2012
1
Стр.1
УДК 808.5(038)
ББК 81.411.2-7я2
Э 949
Издание выполнено при поддержке
Министерства образования и науки Российской Федерации
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор П.А. Катышев;
доктор педагогических наук, профессор В.В. Молчановский;
доктор филологических наук, профессор А.А. Чувакин.
Э 949 Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник /
под ред. А.П. Сковородникова. Члены редколлегии: Г.А. Копнина, Л.В. Куликова,
О.В. Фельде, Б.Я. Шарифуллин, М.А. Южанникова. Красноярск: Изд-во Сибирского
федерального университета, 2012. 882 с.
ISBN 978-5-7638-2675-4
Словарь-справочник «Эффективное речевое общение (базовые компетенции)» не имеет
аналогов в отечественной лексикографии, поскольку отбор терминопонятий и их систематизация
осуществлялись на компетентностной основе, а именно на основе тех компетенций,
которые нужны речедеятелю для эффективной коммуникации. Отсюда – комплексный
характер словаря: в него включены, кроме необходимых общелингвистических терминов,
термины тех речеведческих дисциплин (культуры речи, стилистики, риторики, жанроведения,
лингвопрагматики), которые в совокупности составляют понятийную основу языковой,
коммуникативно-речевой и этико-речевой компетенций, рассматриваемых как базовые, с их
последующей дифференциацией. Словарь содержит 728 справочных статей, достаточно
полно объясняющих соответствующие понятия. Каждая статья содержит перечень литературы,
предназначенной для самостоятельного углублённого изучения соответствующей темы.
Словарь
адресован широкому кругу пользователей: студентам, магистрантам, аспирантам
и преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений; учителям и
учащимся старших классов; людям, чья профессия связана с повышенной речевой ответственностью:
журналистам, редакторам, издателям, юристам, политтехнологам, сотрудникам
служб маркетинга, рекламы и связей с общественностью; руководителям и политикам всех
рангов и уровней. Издание пригодится также тем, кто изучает русский язык как неродной,
особенно на продвинутом этапе. В нём найдет для себя много полезного каждый, кто хочет
повысить свой коммуникативный потенциал.
ISBN 978-5-7638-2675-4
© Сибирский
федеральный
университет, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………………………………...…..
4
О концепции словаря-справочника…………………………………………..…………. 5
Список сокращений……………………………………..……………………………..….
Общие сокращения……………………………………………………………………
Сокращения названий филологических источников………………………….……
Сокращения названий периодических изданий…………………………………..…
10
10
11
12
Словарные статьи…………………………………………………………………………. 13
Список авторов статей…………………………………………………………………….. 839
Тематический словник……………………………………………………………………. 840
Алфавитный словник………………………………………………………………………
862
3
Стр.3