К. К. Марков Техника современного волейбола Монография Институт физической культуры, спорта и туризма МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ К. К. <...> Использование модульной гипотезы мышления для развития методики двигательного обучения . <...> Программирование технико-тактической подготовки с использованием структурно-логических блок-схем . <...> Специфика волейбола, предъявляя высокие требования к уровню каждой из названных составляющих, вместе с тем, несомненно, ставит на одно из ведущих мест техническую подготовку. <...> Очень жесткие временные рамки технико-тактических действий игрока в соревновательной обстановке, носящих (кроме подачи) характер ответных реакций на ситуацию (соперник, партнер, мяч), ограничение правилами соревнований времени и характера контакта с мячом в пределах долей секунды ставят техническую подготовку в волейболе на одну из доминирующих позиций в многолетней, стратегии развития игрока и команды в целом. <...> Выделяя в рамках общепринятой классификации шесть основных групп технических приемов (подача, прием подачи, верхняя передача, нападающий удар, блокирование и защитные действия), необходимо тщательно и подробно описывать и иллюстрировать все известные на сегодняшний день (а также гипотетически возможные в будущем) технические варианты действий, их рациональные и индивидуальные модификации. <...> Она должна быть максимально адаптирована к будущей соревновательной деятельности, умению игрока технически правильно и стабильно, тактически эффективно выполнять игровые действия в условиях жесткого соревновательного стресса. <...> Это происходит потому, что их техническая подготовка проходила в излишне «стерильной» обстановке, без четко и жестко поставленной соревновательной цели в упражнении, при низкой личной и командной мотивации. <...> Перенос тренировочного эффекта только в том случае будет позитивным, если направленность, содержание <...>
Техника_современного_волейбола.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
К. К. Марков
ТЕХНИКА СОВРЕМЕННОГО ВОЛЕЙБОЛА
Монография
Красноярск
СФУ
2013
Стр.2
УДК 796.325
ББК 75.569
М266
Рецензенты:
В. В. Пономарев, доктор педагогических наук, профессор СибГТУ;
Н. В. Мезенцева, кандидат педагогических наук, доцент СФУ
Марков, К. К.
М266
Техника современного волейбола: монография / К. К. Марков. –
Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. – 220 с.
ISBN 978-5-7638-2841-2
Изложены теоретические и методические основы двигательного обучения
в волейболе, стратегия и практические методики технической подготовки
спортсменов. Приведены временные параметры и содержательные характеристики
соревновательной деятельности игроков, служащие обоснованием
технической подготовки. Рассмотрены основные виды технических приемов
в современном волейболе, механика движений и биомеханические варианты
двигательных действий игроков. Описаны ключевые точки технических
приемов, даны практические методики обучения технике, разнообразный иллюстративный
материал, рекомендованный Международной федерацией волейбола.
Предназначена
для научных работников и аспирантов, тренеров и спортсменов
всех уровней, изучающих проблемы спортивной тренировки, а также
магистрантов.
УДК 796.325
ББК 75.569
ISBN 978-5-7638-2841-2
© Сибирский федеральный
университет, 2013
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................. 5
Введение ........................................................................................................ 6
Глава 1. Содержание соревновательной деятельности – основа
технической подготовки ............................................................ 9
1.1. Особенности соревновательной деятельности игроков ............ 9
1.2. Временные параметры соревновательной деятельности .......... 17
Список литературы к главе 1 ............................................................... 25
Глава 2. Теория и методика двигательного обучения в волейболе
на основе ключевых точек ........................................................ 30
2.1. Общие вопросы стратегии двигательного обучения
в волейболе .................................................................................... 30
2.2. Двигательное обучение, основанное на ключевых точках ....... 32
2.3. Принципы и методика двигательного обучения в волейболе .. 36
2.4. Использование модульной гипотезы мышления для развития
методики двигательного обучения ............................................. 41
Список литературы к главе 2 ............................................................... 50
Глава 3. Методика начального двигательного развивающего
обучения в волейболе на основе теории учебной
деятельности ................................................................................ 55
3.1. Проблемы начального обучения двигательным действиям
в волейболе .................................................................................... 55
3.2. Применение основных положений теории учебной
деятельности в начальном обучении волейболу ....................... 59
3.3. Методика развивающего двигательного обучения на основе
теории учебной деятельности ...................................................... 64
3.4. Оценка техники выполнения основных видов двигательных
действий в волейболе ................................................................... 70
Список литературы к главе 3 ............................................................... 73
Глава 4. Подготовительные методы технической тренировки для
начинающих ................................................................................. 77
4.1. Игра с мячом одного игрока ......................................................... 77
4.2. Игра с мячом двух игроков ........................................................... 83
4.3. Подготовка к нижней передаче .................................................... 92
4.4. Подготовка к нижней подаче (пас одной рукой) ....................... 96
4.5. Подготовка к верхней передаче ................................................... 100
4.6. Подготовка к подводящим играм ................................................ 110
Список литературы к главе 4 ............................................................... 112
3
Стр.4
Глава 5. Теоретические основы индивидуальной техники ................ 113
5.1. Основные стойки и перемещения в волейболе .......................... 113
5.2. Передача промежуточная и передача на удар ............................ 119
5.3. Нападающий удар .......................................................................... 123
5.4. Подача ............................................................................................. 130
5.5. Прием нападающих ударов .......................................................... 134
5.6. Прием подачи ................................................................................. 141
5.7. Блокирование ................................................................................. 145
Список литературы к главе 5 ............................................................... 150
Глава 6. Обучение основам индивидуальной техники ........................ 152
Список литературы к главе 6 ............................................................... 182
Глава 7. Планирование и организация процесса технической
подготовки в волейболе ............................................................. 184
7.1. Планирование и реализация эффективной тренировки ............ 184
7.2. Анализ волейбольной техники при обучении ............................ 192
7.3. Методика исправления технических ошибок ............................. 195
7.4. Организация упражнения и техническая подготовка ................ 198
7.5. Программирование технико-тактической подготовки
с использованием структурно-логических блок-схем .............. 205
Список литературы к главе 4 ............................................................... 216
4
Стр.5