С.П. Щавелёв ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ Дополнительные главы курса истории и философии науки Учебное пособие С.П. Щавелёв ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ Дополнительные главы курса истории и философии науки Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену кандидатского минимума 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 УДК 17:159.9]001(075.8) ББК 87.7:88я73 Щ14 Р е ц е н з е н т ы: докт. филос. н., член-корр. <...> Д.П. Кузнецов (Курский гос. мед. ун-т); докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ А.Т. <...> Дополнительные главы курса истории и философии науки : [электронный ресурс] учеб. пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену кандидатского минимума / С.П. Щавелёв. <...> Специально рассматривается широкий спектр вопросов психологии научного творчества, этических канонов и реальных нравов в сообществе учёных, многие вечные коллизии и новейшие проблемы на пути к обретению истины в естествознании, гуманитарии и медицине; состояние и перспективы российской науки. <...> ISBN 978-5-9765-1153-8 2 Щавелёв С.П., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 СОДЕРЖАНИЕ Рецензенты напутствуют читателей пособия Доктор философских наук, член-корреспондент РАН И.Т. <...> 5 Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки России, профессор А.Т. Хроленко Задание читателю………………………………………………… 7 Кандидат философских наук, доцент Д.П. Кузнецов Нейтральна ли наука этически? <...> 293 Официально рекомендуемая литература………………………… 293 Об авторе…………………………………………………………… 304 4 РЕЦЕНЗЕНТЫ НАПУТСТВУЮТ ЧИТАТЕЛЕЙ ПОСОБИЯ 1 Актуальность антропологии науки Доктор философских наук, член-корреспондент РАН И.Т. <...> 2 Илья Теодорович Касавин — доктор философских наук, член-корреспондент РАН, заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН (Москва), главный редактор журнала «Эпистемология и философия науки»; составитель и главный редактор «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» (М., 2009 <...>
Этика_и_психология_науки._Дополнительные_главы_курса_истории_и_философии_науки_.pdf
С.П. Щавелёв
ЭТИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
НАУКИ
Дополнительные главы курса
истории и философии науки
Учебное пособие для аспирантов и
соискателей учёной степени к экзамену
кандидатского минимума
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 17:159.9]001(075.8)
ББК 87.7:88я73
Щ14
Р е ц е н з е н т ы:
докт. филос. н., член-корр. РАН И.Т. Касавин (Институт философии РАН);
канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов (Курский гос. мед. ун-т);
докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ А.Т. Хроленко (Курский гос. ун-т)
Щавелёв С.П.
Щ14 Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории
и философии науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие для
аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену
кандидатского минимума / С.П. Щавелёв. – 4-е изд., стереотип. –
М. : ФЛИНТА, 2021. – 307 с.
ISBN 978-5-9765-1153-8
Учебное пособие отвечает введённому с 2005 г. Высшей аттестационной
комиссией Министерства образования и науки России экзамену кандидатского
минимума по истории и философии науки, соответствующим типовым
программам (М., 2004). Специально рассматривается широкий спектр вопросов
психологии научного творчества, этических канонов и реальных нравов в
сообществе учёных, многие вечные коллизии и новейшие проблемы на пути к
обретению истины в естествознании, гуманитарии и медицине; состояние и
перспективы российской науки. Учтена специфика организации и применения
результатов научных исследований в области здравоохранения, медицины и
фармации.
Для всех, кто интересуется миром науки, его прошлым, настоящим и
будущим; в особенности для студентов старших курсов, аспирантов и
соискателей учёной степени, их преподавателей и научных руководителей.
УДК 17:159.9]001(075.8)
ББК 87.7:88я73
Оформление обложки М.В. Хруслова. В оформлении обложки использована
репродукция картины классика постимпрессионизма (примитивизма в живописи) Анри
Руссо (1844–1910) (Henri Julien Felix Rousseau) из цикла «В тропическом лесу» —
«Битва тигра с буйволом» (1908). Из коллекции С.
Щукина передана в Эрмитаж (Санкт-Петербург).
ISBN 978-5-9765-1153-8
© Щавелёв С.П., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензенты напутствуют читателей пособия
Доктор философских наук,
член-корреспондент РАН И.Т. Касавин
Актуальность антропологии науки……………………………. 5
Доктор филологических наук,
заслуженный деятель науки России, профессор А.Т. Хроленко
Задание читателю………………………………………………… 7
Кандидат философских наук, доцент Д.П. Кузнецов
Нейтральна ли наука этически?................................................... 10
Предисловие………………………………………………………... 16
Кого считать учёным? …………………………………………….. 22
Выбор профессии………………………………………………….. 27
«Молодой учёный» ……………………………………………….. 33
«Отцы» и «дети» в академической организации………………… 38
Мотивация научной работы………………………………………. 43
Богач? Бедняк? Сам себе меценат? Способы финансирования
науки и оплаты труда учёных…………………………………….. 48
Самоучки в науке…………………………………………………... 60
Профессионалы и любители……………………………………… 66
Знахари и доктора…………………………………………………. 72
Врачи и священнослужители……………………………………... 92
Чудо в религии, науке и философии……………………………… 105
Учитель и ученики………………………………………………… 111
Типы учёных………………………………………………………. 117
Специализация и её границы…………………………………….. 123
Возраст учёного…………………………………………………… 127
После нас: формы творческого наследия……………………….. 132
Бывшие учёные: благородные изгнанники? Жертвы судьбы?
«Дезертиры»? ……………………………………………………… 135
Уехать? Остаться? Вернуться? «Утечка умов» из России……… 142
Администраторы науки…………………………………………… 148
Паранаука…………………………………………………………... 158
«Оборотни в мантиях» — самозванцы в науке………………….. 173
«Смертные грехи» учёного………………………………………... 179
Учёный и власть…………………………………………………… 187
Наука при тоталитаризме и в условиях демократии……………. 198
Награды: «по чётным» и «по нечётным» ………………………... 203
Научные школы……………………………………………………. 209
Споры и конфликты в науке………………………………………. 216
3
Стр.3
Пример конфликта: историк против философа………………….. 221
Наука на посторонний взгляд……………………………………... 224
Популяризация научных достижений……………………………. 226
Наука и практика (на примере медицины) ……………………… 231
Национализм или космополитизм? ……………………………… 234
Измерение вклада России в мировую науку…………………….. 238
Попытки реформировать русскую науку………………………… 243
Курский «корчеватель» для аспирантов…………………………. 248
Режим дня учёного………………………………………………… 251
Личная жизнь учёного, его хобби………………………………… 262
Младшие братья и сёстры по интеллекту………………………... 269
Наш внешний вид………………………………………………….. 271
Стимуляторы умственного труда………………………………… 274
Учёные шутят……………………………………………………… 283
Заключение, оно же напутствие читателю………………………. 288
Библиография
Субъективно избранная автором литература……………………. 293
Официально рекомендуемая литература………………………… 293
Об авторе…………………………………………………………… 304
4
Стр.4