Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории и философии науки (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЩавелев С. П.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц307
ID244987
АннотацияУчебное пособие отвечает введённому с 2005 г. Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки России экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки, соответствующим типовым программам (М., 2004). Специально рассматривается широкий спектр вопросов психологии научного творчества, этических канонов и реальных нравов в сообществе учёных, многие вечные коллизии и новейшие проблемы на пути к обретению истины в естествознании, гуманитарии и медицине; состояние и перспективы российской науки. Учтена специфика организации и применения результатов научных исследований в области здравоохранения, медицины и фармации.
Кому рекомендованоДля всех, кто интересуется миром науки, его прошлым, настоящим и будущим; в особенности для студентов старших курсов, аспирантов и соискателей учёной степени, их преподавателей и научных руководителей.
ISBN978-5-9765-1153-8
УДК[17:159.9]:001(075.8)
ББК87.7:88я73
Щавелев, С.П. Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории и философии науки : учеб. пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену канд. минимума / С.П. Щавелев .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 307 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-1153-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/244987 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.П. Щавелёв ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ Дополнительные главы курса истории и философии науки Учебное пособие С.П. Щавелёв ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ Дополнительные главы курса истории и философии науки Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену кандидатского минимума 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 УДК 17:159.9]001(075.8) ББК 87.7:88я73 Щ14 Р е ц е н з е н т ы: докт. филос. н., член-корр. <...> Д.П. Кузнецов (Курский гос. мед. ун-т); докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ А.Т. <...> Дополнительные главы курса истории и философии науки : [электронный ресурс] учеб. пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену кандидатского минимума / С.П. Щавелёв. <...> Специально рассматривается широкий спектр вопросов психологии научного творчества, этических канонов и реальных нравов в сообществе учёных, многие вечные коллизии и новейшие проблемы на пути к обретению истины в естествознании, гуманитарии и медицине; состояние и перспективы российской науки. <...> ISBN 978-5-9765-1153-8 2  Щавелёв С.П., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 СОДЕРЖАНИЕ Рецензенты напутствуют читателей пособия Доктор философских наук, член-корреспондент РАН И.Т. <...> 5 Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки России, профессор А.Т. Хроленко Задание читателю………………………………………………… 7 Кандидат философских наук, доцент Д.П. Кузнецов Нейтральна ли наука этически? <...> 293 Официально рекомендуемая литература………………………… 293 Об авторе…………………………………………………………… 304 4 РЕЦЕНЗЕНТЫ НАПУТСТВУЮТ ЧИТАТЕЛЕЙ ПОСОБИЯ 1 Актуальность антропологии науки Доктор философских наук, член-корреспондент РАН И.Т. <...> 2 Илья Теодорович Касавин — доктор философских наук, член-корреспондент РАН, заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН (Москва), главный редактор журнала «Эпистемология и философия науки»; составитель и главный редактор «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» (М., 2009 <...>
Этика_и_психология_науки._Дополнительные_главы_курса_истории_и_философии_науки_.pdf
С.П. Щавелёв ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ Дополнительные главы курса истории и философии науки Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену кандидатского минимума 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 17:159.9]001(075.8) ББК 87.7:88я73 Щ14 Р е ц е н з е н т ы: докт. филос. н., член-корр. РАН И.Т. Касавин (Институт философии РАН); канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов (Курский гос. мед. ун-т); докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ А.Т. Хроленко (Курский гос. ун-т) Щавелёв С.П. Щ14 Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории и философии науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие для аспирантов и соискателей учёной степени к экзамену кандидатского минимума / С.П. Щавелёв. – 4-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 307 с. ISBN 978-5-9765-1153-8 Учебное пособие отвечает введённому с 2005 г. Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки России экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки, соответствующим типовым программам (М., 2004). Специально рассматривается широкий спектр вопросов психологии научного творчества, этических канонов и реальных нравов в сообществе учёных, многие вечные коллизии и новейшие проблемы на пути к обретению истины в естествознании, гуманитарии и медицине; состояние и перспективы российской науки. Учтена специфика организации и применения результатов научных исследований в области здравоохранения, медицины и фармации. Для всех, кто интересуется миром науки, его прошлым, настоящим и будущим; в особенности для студентов старших курсов, аспирантов и соискателей учёной степени, их преподавателей и научных руководителей. УДК 17:159.9]001(075.8) ББК 87.7:88я73 Оформление обложки М.В. Хруслова. В оформлении обложки использована репродукция картины классика постимпрессионизма (примитивизма в живописи) Анри Руссо (1844–1910) (Henri Julien Felix Rousseau) из цикла «В тропическом лесу» — «Битва тигра с буйволом» (1908). Из коллекции С. Щукина передана в Эрмитаж (Санкт-Петербург). ISBN 978-5-9765-1153-8 © Щавелёв С.П., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Рецензенты напутствуют читателей пособия Доктор философских наук, член-корреспондент РАН И.Т. Касавин Актуальность антропологии науки……………………………. 5 Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки России, профессор А.Т. Хроленко Задание читателю………………………………………………… 7 Кандидат философских наук, доцент Д.П. Кузнецов Нейтральна ли наука этически?................................................... 10 Предисловие………………………………………………………... 16 Кого считать учёным? …………………………………………….. 22 Выбор профессии………………………………………………….. 27 «Молодой учёный» ……………………………………………….. 33 «Отцы» и «дети» в академической организации………………… 38 Мотивация научной работы………………………………………. 43 Богач? Бедняк? Сам себе меценат? Способы финансирования науки и оплаты труда учёных…………………………………….. 48 Самоучки в науке…………………………………………………... 60 Профессионалы и любители……………………………………… 66 Знахари и доктора…………………………………………………. 72 Врачи и священнослужители……………………………………... 92 Чудо в религии, науке и философии……………………………… 105 Учитель и ученики………………………………………………… 111 Типы учёных………………………………………………………. 117 Специализация и её границы…………………………………….. 123 Возраст учёного…………………………………………………… 127 После нас: формы творческого наследия……………………….. 132 Бывшие учёные: благородные изгнанники? Жертвы судьбы? «Дезертиры»? ……………………………………………………… 135 Уехать? Остаться? Вернуться? «Утечка умов» из России……… 142 Администраторы науки…………………………………………… 148 Паранаука…………………………………………………………... 158 «Оборотни в мантиях» — самозванцы в науке………………….. 173 «Смертные грехи» учёного………………………………………... 179 Учёный и власть…………………………………………………… 187 Наука при тоталитаризме и в условиях демократии……………. 198 Награды: «по чётным» и «по нечётным» ………………………... 203 Научные школы……………………………………………………. 209 Споры и конфликты в науке………………………………………. 216 3
Стр.3
Пример конфликта: историк против философа………………….. 221 Наука на посторонний взгляд……………………………………... 224 Популяризация научных достижений……………………………. 226 Наука и практика (на примере медицины) ……………………… 231 Национализм или космополитизм? ……………………………… 234 Измерение вклада России в мировую науку…………………….. 238 Попытки реформировать русскую науку………………………… 243 Курский «корчеватель» для аспирантов…………………………. 248 Режим дня учёного………………………………………………… 251 Личная жизнь учёного, его хобби………………………………… 262 Младшие братья и сёстры по интеллекту………………………... 269 Наш внешний вид………………………………………………….. 271 Стимуляторы умственного труда………………………………… 274 Учёные шутят……………………………………………………… 283 Заключение, оно же напутствие читателю………………………. 288 Библиография Субъективно избранная автором литература……………………. 293 Официально рекомендуемая литература………………………… 293 Об авторе…………………………………………………………… 304 4
Стр.4