Управление процессами саморазвития учащихся и школьных коллективов с учетом синергетических закономерностей . <...> Рейтинговая система оценки как средство развития коллективной и индивидуальной мотивации учебно-познавательной деятельности школьника . <...> Реализация синергетических принципов управления саморазвитием мышления школьников в обучении решению физических задач . <...> Управление саморазвитием учащихся в процессе формирования физических понятий . <...> 12 Баба Таня относилась ко мне со снисходительной любовью, которой любят убогих дурачков. <...> Деревенские огороды постоянно страдают от набегов охочих до домашних огурцов детдомовских архаровцев. <...> Только через некоторое время я научился отличать детдомовских детей и определять их возраст. <...> Дело в том, что детдомовские дети, как правило, отстают от своих домашних сверстников в развитии. <...> Люся отступает на шаг назад и говорит: – До свидания. <...> Завучиха, дородная женщина с большой, даже, можно сказать, угрожающей волосяной шишкой на голове начала свою речь 16 словами: «Дорогие товарищи и господа! <...> Из дальнейшей речи я понял, что в университете меня не учили самому главному – заполнению Журнала. <...> Самое главное изменение, какое будет в этом году, – завучиха сделала эффектную мхатовскую паузу, – заключается в том, что все записи должны вестись не фиолетовым, а черным цветом!!! <...> В некоторых, особенно продвинутых в педагогическом плане, школах требуется заполнение Журнала цветом только одной пасты, чтобы было красиво. <...> Естественно, что заполнение Журнала осуществляется не по количеству уроков и фактическому времени их проведения, а так, как положено по учебному плану и учебной нагрузке. <...> Всегда находится дело, по моему мнению, более важное, чем заполнение Журнала: то надо в перемену приготовить опыт, то после уроков проконтролировать дежурство по классу и т. п. <...> Завучиха повела знакомить меня с кабинетом физики и лаборанткой. <...> Последняя безобидная оговорка в фамилии <...>
Четыре_четверти_(2).pdf
УДК 37.013
ББК 74.00я73
У77
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
У77
Усольцев А.П.
Четыре четверти : учеб. пособие для учителей /А.П.
Усоль цев. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2024. – 325
с. – ISBN 978-5-9765-1244-3. – Текст : электронный.
Молодой и уверенный в себе выпускник педагогического вуза
приез-жает в деревню учительствовать. Ему все ясно и понятно. До
первого урока… А дальше приходится снова учиться своей профессии,
только теперь уже по-настоящему.
Учителя, работники образования, родители не без пользы для себя могут
наблюдать искусственно сжатое автором во времени профессиональное
становление педагога от алгоритма «изложил – спросил» к идеям проблемного
и развивающего обучения.
Описание первого учебного года в деревенской школе глазами молодого
специалиста из города будет интересно и тому, кто профессионально не
связан со школой.
Ну а самый главный читатель этой книги, для которого она написана,
– студент педагогического вуза.
УДК 37.013
ББК 74.00я73
ISBN 978-5-9765-1244-3
© Издательство «ФЛИНТА», 2023
© Усольцев А.П., 2023
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Повесть об учителе физики
Mezzo forte . ............................................................................................................... 8
Четверть первая. Largo .......................................................................................... 10
Август . ..................................................................................................................... 10
Сентябрь . ................................................................................................................. 20
Октябрь . .................................................................................................................. 38
Четверть вторая. Vivace ......................................................................................... 61
Ноябрь . .................................................................................................................... 61
Декабрь . .................................................................................................................. 88
Четверть третья. Presto ........................................................................................ 104
Январь . .................................................................................................................. 104
Февраль . ................................................................................................................ 117
Март . ...................................................................................................................... 133
Четверть четвертая. Prestissimo .......................................................................... 140
Апрель . .................................................................................................................. 140
Май . ....................................................................................................................... 156
Ritornello . .............................................................................................................. 168
Часть II. Управление процессами саморазвития учащихся
при обучении физике
Введение . .............................................................................................................. 172
Глава 1. Саморазвитие учащихся при изучении физики как
синергетический процесс ........................................................................... 175
1.1. Управление процессами саморазвития учащихся и школьных
коллективов с учетом синергетических закономерностей .................. 175
1.2. Принципы управления саморазвитием учащихся в процессе обучения
физике . ..................................................................................................... 181
1.3. Основные направления деятельности учителя по созданию
саморегулирующейся учебно-воспитательной системы обучения
физике . ..................................................................................................... 191
3
Стр.3
Глава 2. Управление саморазвитием мотивационной сферы учащихся
в процессе обучения физике ....................................................................... 209
2.1. Формирование мотивации учащихся с учетом закономерностей
социальной саморегуляции .................................................................... 209
2.2. Формы и методы развития мотивационной сферы школьников
в единой урочной – внеурочной системе обучения физике ................ 222
2.3. Рейтинговая система оценки как средство развития коллективной
и индивидуальной мотивации учебно-познавательной деятельности
школьника ................................................................................................ 238
Глава 3. Управление саморазвитием мышления учащихся при обучении
физике ............................................................................................................. 246
3.1. Развитие мышления учащихся как саморазвивающейся когнитивной
структуры ................................................................................................. 246
3.2. Управление саморазвитием мышления учащихся на основе
комплексного использования средств наглядности ............................. 264
3.3. Реализация синергетических принципов управления саморазвитием
мышления школьников в обучении решению физических задач ....... 283
3.4. Управление саморазвитием учащихся в процессе формирования
физических понятий ............................................................................... 304
Заключение ........................................................................................................... 313
Библиография ...................................................................................................... 315
Стр.4