Н.Т. Оганесян ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (тренинги, дискуссии, игры) В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическое пособие •ФЛИНТА• Н.Т. Оганесян ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (тренинги, дискуссии, игры) В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическое пособие Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 364.043.4 ББК 65.272 О36 Рецензент: Ковров В.В., канд. пед. наук, доц., зав. научно-исследовательской лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (ЦЭПП МГППУ) Оганесян Н.Т. <...> О36 Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.Т. Оганесян. <...> Уровень профессионализма педагогов можно повысить за счет использования технологий активного социально-педагогического взаимодействия, включающих тренинги, дискуссии и игры, основанные на ненасильственном общении. <...> Оно связывается с развитием личности, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «психологическая защищенность», «психологическая безопасность», «социальное благополучие», «творчество». <...> Профессионально оснащенные педагоги демонстрируют: 1) креативность – творческое отношение к миру, личности и профессии; 2) эмоциональную устойчивость, связанную с понятиями «психологическая безопасность», «психологоическая защищенность», «ненасильственное общение»; 3) рефлексию, которая характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности; 4) профессиональное самосовершенствование <...>
Технологии_активного_социально-педагогического_взаимодействия_(тренинги,_игры,_дискуссии)_в_обеспечении_психологической_безопасности_образовательного_процесса_(1).pdf
Н.Т. Оганесян
ТЕХНОЛОГИИ
АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(тренинги, дискуссии, игры)
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое пособие
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 364.043.4
ББК 65.272
О36
Рецензент:
Ковров В.В., канд. пед. наук, доц., зав. научно-исследовательской лаборатории «Психологическая
безопасность в образовании» Центра экстренной психологической помощи Московского
городского психолого-педагогического университета (ЦЭПП МГППУ)
Оганесян Н.Т.
О36
Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги,
игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса
[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.Т. Оганесян. — М. :
ФЛИНТА, 2013. — 134 с.
ISBN 978-5-9765-1726-4
В работе обсуждаются проблемы, связанные с введением федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Творческий подход к реализации ФГОС общего образования подразумевает наличие
благоприятной, психологически безопасной образовательной среды, профессиональной
готовности работников образования к педагогической деятельности, выражающейся в
креативности, психологической устойчивости, а также рефлексии. Уровень
профессионализма педагогов можно повысить за счет использования технологий
активного социально-педагогического взаимодействия, включающих тренинги,
дискуссии и игры, основанные на ненасильственном общении. Представленный подход
позволяет рассмотреть проблему стимулирования процесса развития личности
педагогов – участников творческого процесса в теоретическом и практикоориентированном
ракурсе. Книга написана как учебно-методическое пособие и
основана на опыте работы автора в качестве ведущего тренингов общения. Пособие
адресовано, в первую очередь, - практическим психологам, педагогам, студентам
педагогических вузов и др.
УДК 364.043.4
ББК 65.272
ISBN 978-5-9765-1726-4
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
Оглавление
Введение............................................................................................................... 4
Технологии активного социально-педагогического взаимодействия .........12
1. Социально-педагогический тренинг ненасильственного общения .........12
1.1. Теория организации и проведения тренинга ненасильственного
общения..........................................................................................................12
1.2. Практика организации и проведения тренинга ненасильственного
общения..........................................................................................................21
1.3. Оценка эффективности тренинга ненасильственного общения .......65
2. Дискуссия как технология ненасильственного общения..........................70
2.1. Теория организации и проведения дискуссий ....................................70
2.2. Практика организациии и проведения дискуссий ..............................88
2.3. Оценка эффективности дискуссии.......................................................99
3. Игра как технология ненасильственного общения..................................120
3.1. Теория организации и проведения игр ..............................................120
3.2. Практика организации и проведения деловой игры.........................125
3.3. Оценка эффективности деловой игры ...............................................131
Литература .......................................................................................................133
3
Стр.3