Н. А. Коноплева
ПСИХОЛОГИЯ
ДЕЛОВОГО
ОБЩЕНИЯ
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Дальневосточным региональным
учебнометодическим центром в качестве
учебного пособия для студентов специальностей
100202 (230500) «Социальнокультурный сервис
и туризм», 100110 (230600) «Домоведение»
вузов региона
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК
ББК 88.53я73
К 64
Главный редактор
Д.И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора
С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов,
И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Рецензенты:
Е.В. Кулебякин, др филос. наук, проф., зав. каф. социологии и социальной психо
логии ДВГТРУ;
Г.Г. Ермак, канд. ист. наук, науч. сотр. отдела этнографии, этнологии и антрополо
гии Института истории ДВО РАН
Коноплева Н.А.
К 64
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Коноплева.
— 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. – 408 с.
ISBN 978-5-9765-0118-8
Раскрываются основы деловой коммуникации, прослеживаются пси
хологическое своеобразие различных типов людей, возможные способы об
щения между ними, их сильные и слабые стороны.
Пособие позволит будущим менеджерам, руководителям всех уровней,
специалистам, работающим в сфере «человек–человек», быть успешными
профессионалами.
УДК
ББК 88.53я73
ISBN 978-5-9765-0118-8
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Раздел II. ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ИСТОРИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 129
Тема 1. История психологии и этики
делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .129
Тема 2. Детерминация человеческого
поведения в деловом общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Тема 3. Характеристика делового общения,
его виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Тема 4. Ключевые характеристики организационной
структуры, их влияние
на деловое взаимодействие . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .168
3
Раздел I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ,
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ
ОБЩЕНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . .8
Тема 1. Истоки человеческого общения.
Составные элементы процесса общения . . . . . . . . . . . .8
Тема 2. Значение слушания в процессе
делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Тема 3. Модели поведения в общении
и основные социальные установки
в процессе коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Тема 4. Характеристика основных видов
общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Тема 5. Факторы успешного общения . . . . . . . . . . . . . . 85
Тема 6. Психологические защиты и их влияние
на модели поведения в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5
Стр.2
Тема 5. Теории личности в современной
психологии в контексте делового общения . . . . .. . . .218
Раздел III. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
И ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Тема 1. Характер как составляющая имиджа,
его влияние на деловое взаимодействие . . . . . . . . . .237
Тема 2. Типы лидеров и особенности
их поведения в процессе общения . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Тема 3. Типы отношений в соционике . . . . . . . . . . . . 340
Тема 4. Типология личности Дж. Олдхэма
и Л. Морриса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .401
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Психология делового общения» имеет решающее
значение для подготовки успешных специалистов, работающих
в сферах «человек—человек». Необходимость введения курса
обусловлена тем, что до 70% управленческих решений принима
ются руководителями в устной форме, в процессе делового об
щения. Характер делового взаимодействия оказывает решаю
щее влияние на эффективность совместной деятельности, ус
пешность деловых совещаний, переговоров, прессконференций
и презентаций.
Особое место данного курса в профессиональной подготов
ке обусловлено тем, что овладение основами деловой коммуни
кации позволит специалистам эффективно взаимодействовать
с деловыми партнерами, реализовывать комфортнопсихологи
ческое общение, стратегии и тактики, способствующие достиже
нию сотрудничества и компромисса.
Знание психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег,
руководителей, особенностей их репрезентативных систем, уме
ние составлять успешные в деловых контактах рабочие группы
и коллективы, овладение приемами влияния на партнеров по
деловому взаимодействию разовьют тот коммуникативный
опыт, который позволит стать успешным профессионалом в раз
личных сферах деятельности.
Кроме того, знания данной учебной дисциплины позволят
исследовать имидж всех членов профессионального коллекти
ва, выявить их личностные качества, с одной стороны, повы
шающие успешность фирмы, а с другой — затрудняющие про
фессиональный рост и негативно влияющие на имидж пред
приятия; помогут формированию привлекательного как
личностного, так и группового имиджа.
Курс тесно связан и опирается на такие дисциплины, как
социальная психология, профессиональная этика, социология,
конфликтология, физиогномика, психодиагностика, имидже
логия.
5
Стр.3
Раздел I
Данный курс преследует цель научить студентов понима
нию человека в системе отношений с самим собой, другими
людьми, с окружающим миром, особенностей построения дело
вых контактов и их влияния на эффективность совместной дея
тельности.
Учебный курс «Психология делового общения» направлен
на изучение студентами психологического своеобразия раз
личных типов людей, понимание того, как характер человека
влияет на его поведение и стратегию отношений с другими
людьми, рассмотрение имиджа различных психологических
типов, изучение бессознательных проявлений человеческой
психики.
Изучение дисциплины позволит будущим специалистам
эффективно взаимодействовать в деловом мире, реализуя ком
фортное в психологическом плане общение, ориентированное
на достижение сотрудничества, что в итоге приведет к успешно
сти на профессиональном уровне.
Кроме того, знание дисциплины обеспечит будущему спе
циалисту умение формировать успешный имидж как личности,
так и коллектива, в котором он будет трудиться.
Изучение дисциплины предусматривает решение ряда об
разовательных задач:
• Научить студентов пониманию индивидуальнопсихиче
ских процессов, свойств и состояний, проявляющихся
в общении вообще и деловом общении в частности, а так
же исследованию психологии рабочей группы в процессе
ее формирования и жизнедеятельности.
• Овладеть методами психологической диагностики, при
емами описания психологических состояний субъектов
деятельности, отдельных членов коллектива, его руково
дителей.
• Освоить психодиагностические методики, направленные
на выявление основных проявлений личности, детерми
нирующих их поведение в деловом общении.
6
Предмет, задачи, характеристика психологии общения...
Учебное пособие построено таким образом, что прежде
всего рассматриваются факторы, влияющие на процесс обще
ния, его основные виды, их характеристика, составные элемен
ты. Изучаются вербальные и невербальные средства общения,
прослеживается значение речи и слушания для делового обще
ния, особенности их построения для эффективной коммуника
ции, факторы, способствующие и препятствующие успешному
общению. Затем изучается предмет, объект, задачи, история
психологии делового общения, виды делового общения, их
функции и основные характеристики, факторы, детерминиру
ющие поведение в деловом общении, психологические защи
ты, прослеживается их влияние на коммуникацию, изучаются
основные теории личности, внесшие вклад в соционику.
В дальнейшем подробно рассматривается теория личности
К.Г. Юнга, изучается индикатор типов личности Майерс
Бригс, методика определения типа темперамента Д. Кейрси,
а также типология личности Дж.М. Олдхэма и Луи Б. Морри
са, выявленные ими психологические типы в контексте их по
ведения в деловом общении. Подробно изучается имидж ряда
психологических типов с рассмотрением их поведения в дело
вом взаимодействии и особенностей общения с другими пси
хосоциотипами.
Значительное внимание при изучении дисциплины направ
лено на освоение студентами психодиагностических методик,
позволяющих не только исследовать имидж конкретного чело
века, но прежде всего понять особенности его делового взаимо
действия, умения работать в группе, а также способствующих
приобретению знаний по формированию успешных в деловом
взаимодействии рабочих команд.
Стр.4