Основная цель монографии заключается в том, чтобы показать специфику феномена психологической защиты в контексте решения подростком возрастных задач: охарактеризовать ее сущность, раскрыть содержание и определить причины. <...> Роль тревоги в активизации психологической защиты . <...> Проблема хронологии защитных механизмов в онтогенезе . <...> Типичные защиты подростков в отечественной психологии: исследование е. <...> Типичные защиты подростков в отечественной психологии: исследование В.Г. Каменской и С.В. Зверевой . <...> Исследования половых различий в использовании защитных механизмов . <...> ЭкСПериментАльное иССледоВАние ПСихологичеСкоЙ зАщиты В Период ПолоВого СозреВАния . <...> Возможности Тематического апперцептивного теста (ТАТ) для диагностики защит . <...> Психологическая защита и психическое напряжение у подростков в период полового созревания . <...> Исследование доминирующих защитных механизмов у подростков на этапе пубертатных изменений . <...> Таким образом, подростковый возраст — период наиболее интенсивного и экстенсивного развития телесных и психических функций, является сензитивным периодом для исследования этой проблемы. <...> Основная цель монографии заключается в том, чтобы показать специфику феномена психологической защиты в контексте решения подростком возрастных задач: охарактеризовать ее сущность, раскрыть содержание и определить причины. <...> Во второй главе обсуждаются особенности подросткового периода: физическое и половое созревание, психологические особенности подросткового развития, анализируются предпосылки, которые бросают вызов адаптационным и интеграционным возможностям подростка. <...> В частности, речь идет о конкретизации общих представлений о ходе полового созревания у подростков и характере внутреннего дискомфорта, возникающего у них на этой основе (психическое напряжение). <...> Также рассматриваются 8 результаты собственного исследования психологической защиты у подростков, проведенного методом <...>
Психологическая_защита_в_подростковом_возрасте_сущность,_содержание,_причины.pdf
УДК 159.922.8
ББК 88.8
С60
Р е ц е н з е н т ы:
ректор Столичной Академии малого бизнеса (Институт),
д-р психол. наук, проф. В.И. Стрелков;
проф. кафедры менеджмент, факультета экономики и управления
Московского государственного технического университета
радиотехники, электроники и автоматики, д-р психол. наук,
доцент И.В. Гайдамашко
Соловьева А.В.
С60
Психологическая защита в подростковом возрасте : сущность,
содержание, причины : монография / А.В. Соловьева. — 3-е изд.,
стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 184 с. — ISBN
978-5-9765-1596-3. — Текст : электронный.
В подростковой психологии проблема психологической защи-ты
— одна из наиболее актуальных и острых. Основная цель монографии
заключается в том, чтобы показать специфику феномена
психологической защиты в контексте решения подростком возрастных
задач: охарактеризовать ее сущность, раскрыть содержание и
определить причины.
Издание адресовано психологам, психотерапевтам и всем, интересующимся
проблемами подростковой психологии.
УДК 159.922.8
ББК 88.8
ISBN 978-5-9765-1596-3
2
© Соловьева А.В., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
оглАВление
ВВеДеНИе .................................................................................................................... 6
глава 1. ПоСтАноВкА и реШение ПроБлемы
ПСихологичеСкоЙ зАщиты личноСти
В ПСихологии .............................................................................................10
§ 1.1. Становление феномена психологической защиты:
исторический аспект ...............................................................................10
§ 1.2. Современные отечественные подходы к изучению
психологической защиты ......................................................................13
§ 1.3. Психологическая защита и феномен «совладания» ....................17
§ 1.4. Роль тревоги в активизации психологической защиты .............22
§ 1.5. Защитный механизм как структурная единица
психологической защиты ......................................................................25
§ 1.6. Проблема хронологии защитных механизмов в онтогенезе .....29
§ 1.7. Половые различия и защитные механизмы ....................................31
§ 1.8. Адаптация как универсальное состояние взаимоотношений
подростка со средой ................................................................................32
глава 2. оБщАя хАрАктериСтикА и оСноВные зАдАчи
ПодроСткоВого ВозрАСтА ...............................................................34
§ 2.1. Сущность и границы подросткового возраста ...............................34
§ 2.2. Особенности биологического развития в подростковом
возрасте ........................................................................................................35
§ 2.3. Эмпирическое изучение степени половой зрелости
подростков ..................................................................................................40
§ 2.4. Проблемы подросткового возраста: психическое
напряжение ................................................................................................44
§ 2.5. Эмпирическое изучение уровня психического
напряжения подростков ........................................................................47
§ 2.6. Аномалии физического и психического развития
в подростковом возрасте: синдром
Шерешевского—Тернера .......................................................................57
§ 2.7. Психологические проблемы подросткового возраста:
общая характеристика ............................................................................65
3
Стр.3
§ 2.8. Поддержание подростками внутриличностного равновесия:
эмпирическое изучение .........................................................................71
глава 3. ПСихологичеСкАя зАщитА В ПодроСткоВом
ВозрАСте: оБзор СоВременных иССледоВАниЙ ........77
§ 3.1. Типичные защиты подростков в работах А. Фрейд .....................77
§ 3.2. Типичные защиты подростков в работах Ф. Крамер ...................78
§ 3.3. Типичные защиты подростков в отечественной
психологии: исследование е.Н. Андреевой ....................................80
§ 3.4. Типичные защиты подростков в отечественной
психологии: исследование В.Г. Каменской
и С.В. Зверевой .........................................................................................83
§ 3.5. Типичные защиты подростков в отечественной психологии:
исследование А.Б. Карпова ...................................................................86
§ 3.6. Исследования половых различий в использовании
защитных механизмов ............................................................................89
§ 3.7. Эмпирическое обоснование актуальности изучения
психологической защиты в подростковом возрасте:
организация исследования и методы диагностики ......................92
§ 3.8. Эмпирическое обоснование актуальности изучения
психологической защиты в подростковом возрасте:
результаты исследования ......................................................................97
глава 4. ЭкСПериментАльное иССледоВАние
ПСихологичеСкоЙ зАщиты В Период
ПолоВого СозреВАния .....................................................................105
§ 4.1. Организация исследования и общая характеристика
выборки .....................................................................................................105
§ 4.2. Возможности Тематического апперцептивного теста (ТАТ)
для диагностики защит ........................................................................109
§ 4.3. Исследование общих особенностей психологической
защиты у подростков: возрастные и половые различия ...........118
§ 4.4. Сравнительный анализ подростков с нормальным
и аномальным половым развитием ..................................................125
§ 4.5. Психологическая защита и психическое напряжение
у подростков в период полового созревания ................................130
§ 4.6. Исследование доминирующих защитных механизмов
у подростков на этапе пубертатных изменений ..........................141
4
Стр.4
§ 4.7. Исследование по определению значимых
для подростков жизненных ситуаций ............................................144
ЗАКЛючеНИе .......................................................................................................158
Литература ..................................................................................................................163
ПРИЛОжеНИя
Приложение 1 ..............................................................................................................172
Приложение 2 ..............................................................................................................176
Приложение 3 ..............................................................................................................180
Приложение 4 ..............................................................................................................181
Приложение 5 ..............................................................................................................182
5
Стр.5