А.В. Дорофеев ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА •ФЛИНТА• А.В. Дорофеев ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2012 УДК 51:1:378.016 ББК 22.1 Д 69 Р е ц е н з е н т ы : д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. <...> Д 69 Профессионально-педагогическая направленность в математическом образовании будущего педагога [Электронный ресурс] : монография / А.В. Дорофеев. <...> Разработана методика диагностики профессиональной направленности математической подготовки для повышения эффективности преподавания и изучения дисциплин, а также выявления резервов профессиональной мотивации студентов педагогического вуза. <...> Математическое образование будущего педагога: от знаний к деятельности . <...> Моделирование математической учебной деятельности будущего педагога . <...> Моделирование математической учебной деятельности профессионально-педагогической направленности . <...> Реализация профессионально-педагогической направленности математической подготовки в вузе . <...> Диагностика профессиональной направленности математической подготовки будущего педагога . <...> Диагностика уровня сформированности профессиональнопедагогических умений студента . <...> Фундаментализация профессиональной подготовки предполагает вооружение студента надпредметными и методологическими знаниями, поэтому совершенно оправданно математическая подготовка считается методологической основой большинства образовательных и специальных дисциплин. <...> Профессиональная направленность базируется на методах, средствах и формах обучения, организующих самореализацию личности для развития его компетентности в педагогической деятельности. <...> «Направленность» проявляется во всех формах организации учебного процесса, посему категории «профессиональная направленность» и «педагогическая <...>
Профессионально-педагогическая_направленность_в_математическом_образовании_будущего_педагога.pdf
А.В. Дорофеев
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Монография
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «Флинта»
2017
Стр.1
УДК 51:1:378.016
ББК 22.1
Д 69
Р е ц е н з е н т ы :
д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. РАО Э.Ф. Зеер
(Российский государственный профессионально-педагогический
университет, г. Екатеринбург);
д-р физ.-мат. наук, проф., чл.-корр. АН Республики Башкортостан
К.Б. Сабитов (Стерлитамакская государственная педагогическая академия);
д-р пед. наук, проф. А.С. Гаязов
(Башкирский государственный педагогический университет, г. Уфа)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р :
д-р пед. наук, проф. Н.Е. Эрганова
(Российский государственный профессионально-педагогический
университет, г. Екатеринбург)
Дорофеев А.В.
Д 69
Профессионально-педагогическая направленность в математическом
образовании будущего педагога [Электронный ресурс] :
монография / А.В. Дорофеев. – 3-е изд., стер. – М. : Флинта, 2017. –
228 с.
ISBN 978-5-9765-0288-8
В монографии рассматриваются методологические подходы
к проектированию математического образования будущего педагога,
на основе которых формулируются теоретические положения по формированию
его профессионально-педагогических умений. Разработана
методика диагностики профессиональной направленности математической
подготовки для повышения эффективности преподавания и изучения
дисциплин, а также выявления резервов профессиональной мотивации
студентов педагогического вуза.
Адресована книга научным и практическим работникам сферы образования,
интересующимся вопросами математической подготовки.
ISBN 978-5-9765-0288-8
Дорофеев А.В., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ....................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Философия математики ........................................................................... 8
1.1. Математическое знание в системе наук . ...................................................... 8
1.2. Деятельностный подход в профессиональном образовании ................ 19
1.3. Методологические подходы в математической подготовке ................. 30
Резюме по 1-й главе . .................................................................................................. 37
ГЛАВА 2. Профессионально-педагогическая направленность математического
образования.. .............................................................................. 39
2.1. Математическое образование будущего педагога:
от знаний к деятельности ................................................................................ 39
2.2. Процесс отбора содержания математического образования ................ 49
2.3. Дидактические принципы математического образования педагога ... 55
Резюме по 2-й главе . .................................................................................................. 68
ГЛАВА 3. Моделирование математической учебной деятельности будущего
педагога ............................................................................................. 69
3.1. Основные дидактические функции моделей . ............................................ 69
3.2. Учебные задания и метод моделирования в обучении математике ....
80
3.3. Моделирование математической учебной деятельности профессионально-педагогической
направленности . .................................................... 94
3.4. Система профессионально-педагогических компетенций
будущего педагога ............................................................................................ 116
3.5. Модель математической учебной деятельности . ................................... 129
Резюме по 3-й главе . ................................................................................................ 138
ГЛАВА 4. Реализация профессионально-педагогической направленности
математической подготовки в вузе . .................. 141
4.1. Формирование профессионально-педагогических умений ................. 141
4.2. Реализация профессионально-педагогической направленности
в учебной дисциплине «История математики» . ...................................... 162
4.3. Обобщение результатов по формированию профессионально-педагогических
умений будущего педагога ......................................................... 172
Резюме по 4-й главе . ................................................................................................ 189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . .......................................................................................................... 192
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Применение дифференциальных уравнений в моделировании
педагогических явлений ................................................................... 197
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Профессионально-педагогические задания курса «История
математики»....................................................................................... 199
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Диагностика профессиональной направленности
математической подготовки будущего педагога . ................................. 208
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Диагностика уровня сформированности профессиональнопедагогических
умений студента . ........................................................ 213
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. ............................................................... 217
3
Стр.3