Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПашкова Елена Юрьевна
АвторыДулова Елена Валентиновна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц103
ID343557
АннотацияУчебное пособие содержит основные понятия, задачи, цели виды, критерии и методы идентификации товаров, в пособии описаны средства и способы обнаружения фальсификации продовольственных товаров, меры по предупреждению фальсификации и последствия фальсификации.
ISBN978-5-88575-387-6
Пашкова, Е. Ю. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебное пособие / Е. В. Дулова; Е. Ю. Пашкова .— Самара : РИЦ СГСХА, 2015 .— 103 с. — ISBN 978-5-88575-387-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/343557 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Е. Ю. Пашкова, Е. В. Дулова ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОБНАРУЖЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Учебное пособие Кинель 2015 УДК 620.2 (075) ББК 30.69 Я7 П22 Рецензенты: д-р хим. наук, проф., зав. кафедрой «Технология пищевых производств и парфюмерно-косметических продуктов», ФГБОУ ВПО Самарский ГТУ В. В. <...> П22 Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров : учебное пособие / Е. Ю. Пашкова, Е. В. Дулова. <...> ISBN 978-5-88575-387-6 Учебное пособие содержит основные понятия, задачи, цели виды, критерии и методы идентификации товаров, в пособии описаны средства и способы обнаружения фальсификации продовольственных товаров, меры по предупреждению фальсификации и последствия фальсификации. <...> С развитием производства и сферы обращения возникает необходимость в идентификации товаров, так как в настоящее время на российском рынке около 74% товаров народного потребления фальсифицировано. <...> Вследствие этого возникает потребность в определении тождественности или подлинности товаров, их соответствия заявленным продавцом характеристикам (устно или письменно в маркировке, товарно-сопроводительных документах). <...> Потребители, приобретающие и использующие фальсифицированную и контрафактную продукцию, несут не только денежные и моральные потери. <...> Потери общества, возникающие вследствие выпуска фальсифицированной продукции, обусловлены нерациональным использованием природных, человеческих, материальных и иных ресурсов, а также ухудшением здоровья нации, ее генофонда, продолжительности жизни членов общества. <...> Решение проблемы предупреждения выпуска и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции требует разработки и применения достоверных критериев и методов идентификации <...>
Идентификация_и_обнаружение_фальсификации__продовольственных_товаров_учебное_пособие.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Е. Ю. Пашкова, Е. В. Дулова ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОБНАРУЖЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Учебное пособие Кинель 2015
Стр.1
УДК 620.2 (075) ББК 30.69 Я7 П22 Рецензенты: д-р хим. наук, проф., зав. кафедрой «Технология пищевых производств и парфюмерно-косметических продуктов», ФГБОУ ВПО Самарский ГТУ В. В. Бахарев; д-р с-х. наук, проф., зав. кафедрой «Технология производства и экспертиза продуктов из растительного сырья», ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА М. И. Дулов Пашкова, Е. Ю. П22 Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров : учебное пособие / Е. Ю. Пашкова, Е. В. Дулова. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2015. – 103 с. ISBN 978-5-88575-387-6 Учебное пособие содержит основные понятия, задачи, цели виды, критерии и методы идентификации товаров, в пособии описаны средства и способы обнаружения фальсификации продовольственных товаров, меры по предупреждению фальсификации и последствия фальсификации. Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки: 100800.62 «Товароведение», профиль: «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров»; «Товароведение и экспертиза товаров в области таможенной деятельности». УДК 620.2 (075) ББК 30.69 Я7 ISBN 978-5-88575-387-6 © Пашкова Е. Ю., Дулова Е. В., 2015 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2015 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Во все время существования товарных и товарно-денежных отношений люди испытывали необходимость в определении тождественности или подлинности товаров. Проблема идентификации по ассортиментной принадлежности к определенным группам, видам, торговым маркам, сортам и точного измерения количества продаваемого (или обмениваемого) товара возникла при переходе от натурального хозяйства к товарным или товарно-денежным отношениям. С развитием производства и сферы обращения возникает необходимость в идентификации товаров, так как в настоящее время на российском рынке около 74% товаров народного потребления фальсифицировано. Вследствие этого возникает потребность в определении тождественности или подлинности товаров, их соответствия заявленным продавцом характеристикам (устно или письменно в маркировке, товарно-сопроводительных документах). Средствами удовлетворения этой потребности вначале становятся описания характеристик товаров, а затем и их регламентация в нормативных или нормативно-технических документах. Потребители, приобретающие и использующие фальсифицированную и контрафактную продукцию, несут не только денежные и моральные потери. Потери общества, возникающие вследствие выпуска фальсифицированной продукции, обусловлены нерациональным использованием природных, человеческих, материальных и иных ресурсов, а также ухудшением здоровья нации, ее генофонда, продолжительности жизни членов общества. Решение проблемы предупреждения выпуска и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции требует разработки и применения достоверных критериев и методов идентификации, нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности специалистов, в должностные обязанности которых входит распознавание контрафактных, фальсифицированных товаров. 3
Стр.3
Для многих пищевых продуктов еще не разработаны достаточно надежная номенклатура показателей идентификации, а также критерии их отбора. Критериями выбора наиболее значимых показателей идентификации пищевых продуктов, по мнению М. А. Николаевой, должны быть показатели, являющиеся главными отличительными признаками, которые трудно или невыгодно подделывать или при их подделке изменяются другие органолептические или физикохимические показатели. Разработка механизма идентификации необходима для производственного контроля при приемке товаров по качеству, их закупке, а также при предоставлении потенциальным поставщиком образцов перед заключением договоров купли-продажи или поставки. Это позволит снизить или исключить финансовые риски от поставки фальсифицированной и некачественной продукции. Идентификационную экспертизу могут выполнять функционирующие в разных регионах страны органы по сертификации в пределах своей компетенции. Это позволит использовать огромный интеллектуальный потенциал экспертов. В торговых организациях обязанность проводить идентификацию закупаемых, принимаемых и реализуемых товаров должна быть возложена на товароведов, обладающих необходимыми для этого профессиональными знаниями. Цель учебного пособия – оказание помощи обучающимся в изучении критериев, видов и методов идентификации продовольственных товаров, видов и способов обнаружения фальсификации продовольственных товаров. В пособии рассмотрены актуальные вопросы и основные понятия идентификационной деятельности. Разбираются виды, критерии и показатели идентификации, виды и условия развития каждого вида фальсификации, ответственность за фальсификацию товаров, прослеживаемость фальсифицированных товаров. Представлены средства и методы идентификации и обнаружения фальсификации продовольственных товаров. Для лучшего усвоения материала в конце каждой темы представлены вопросы для самоконтроля и тестовый материал, дающий возможность осуществлять итоговый контроль. 4
Стр.4
В процессе изучения данного учебного пособия у обучающегося должны формироваться следующие профессиональные компетенции: – умение использовать знания основных законов естественнонаучных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров; – способность оценивать качество и безопасность товаров и готовность использовать их для диагностики дефектов, способность выявлять опасную, некачественную, фальсифицированную и контрафактную продукцию; – умение оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации. 5
Стр.5
1. ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ Термин «Идентификация» имеет латинское происхождение от слова identificare – отождествлять. Понятие идентификации в настоящее время регламентируется в ряде нормативных документов действующих на территории Российской Федерации, что подтверждает значимость и актуальность данного вида деятельности. Регламентированное определение данного термина (идентификация продукции) впервые было представлено в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации. Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции). Это определение имеет недостаток, так как деятельность по идентификации сужается до целей сертификации, а идентифицирующие критерии – до требований нормативных и технических документов. В современном словаре иностранных слов термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам, характеризующимся той же совокупностью потребительских свойств, или описанию товара на маркировке, в товаросопроводительных и нормативных документах. По ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения» идентификация – это установление соответствия конкретной продукции образцу и/или ее описанию. Описание продукции – набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установленных в соответствующих документах. В качестве описания продукции могут быть использованы стандарты, технические условия, нормативные документы 6
Стр.6
федеральных органов исполнительной власти, конструкторская, эксплуатационная документация; товаросопроводительная документация, договоры поставки, спецификации, технические описания, этикетки, ярлыки и другие документы, характеризующие продукцию. В качестве идентификаторов могут выступать: уникальные наименования, цифровые номера, условные обозначения, классификационные коды, галографические знаки, форма тары, способ нанесения маркировки. В Законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» идентификация – это деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о них, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках. В законе «О техническом регулировании» идентификация – это установление тождественности продукции ее существенным признакам. Последнее определение является более четким, так как введено два ранее не упоминавшихся в нормативных документах понятия, как «тождественность» и «существенные признаки». Установление соответствия всем требованиям нормативных документов при идентификации, в том числе по несущественным признакам, является затратной и излишней деятельностью, к тому же не влияющей на достоверность результатов. В этой связи одной из наиболее актуальных проблем идентификации следует считать выявление ограниченного перечня существенных признаков, обеспечивающих подтверждение тождественности и подлинности продукции с достаточной степенью достоверности. К числу актуальных проблем идентификации также относятся: 1) несовершенство нормативно-правовой базы; 2) отсутствие четкой регламентации механизма проведения идентификации; 3) выявление существенных признаков и показателей идентификации. Несовершенство нормативно-правовой базы заключается в первую очередь в том, что идентификация как начальный этап 7
Стр.7
оценочной деятельности предусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифицирована. Однако лишь в Правилах Системы сертификации ГОСТ Р указывается, что при отрицательных результатах идентификации дальнейшие испытания не проводятся. Идентификация и оценка соответствия товара Соответствие – соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге (Руководство ИСО/МЭК 2, п. 13.1). Различают несколько видов деятельности по оценке соответствия качества товаров: оценка качества, контроль качества и сертификация или декларирование соответствия. На рисунке 1 изображено место идентификации в разных видах деятельности по оценке соответствия товаров. Представленные на рисунке виды деятельности характеризуются как общностью, так и различием признаков. Общность охватывает два первых этапа – идентификацию и испытания, при которых действиительные значения показателей качества определяются, а затем сопоставляются либо с аналогами для подтверждения подлинности товара, либо с базовыми показателями, образцами, эталонами, либо констатируется фактическое положение в виде описаний, значений показателей, не предусмотренных НД. Указанные виды деятельности различаются номенклатурой характеристик (критериев) для идентификации и испытаний, субъектами, осуществляющими эту деятельность, конечными документально, оформленными результатами этой деятельности. Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с базовыми показателями. Для оценки качества могут быть выбраны любые показатели, в том числе и не предусмотренные нормативными документами. Оценку качества могут проводить изготовители, продавцы, потребители. Конечный результат оценки может быть оформлен в виде технического документа (удостоверения о качестве, акта экспертизы, заключения и т. п.), а может не иметь документального 8
Стр.8
оформления, но являться основанием для покупки товара продавцом или потребителем. Виды деятельности по оценке соответствия Оценка качества Контроль качества Сертификация соответствия Идентификация товаров Испытания для определения фактических значений показателей качества сопоставление с базовыми показателями проверка соответствия требованиям НД подтверждение соответствия установленным требованиям Результаты деятельности Качественное удостоверение, заключение, описательная или устная характеристика Рис. 1. Место идентификации в деятельности по оценке соответствия товаров 9 акт проверки предписания Сертификат или декларация соответствия
Стр.9
Контроль качества – проверка соответствия установленным нормативными документами требованиям. Проводится представителями компетентных контрольных органов (государственные инспекторы Роспотребнадзора, Ростехрегулирования, контролеры головных организаций и отделов контроля на предприятиях, сотрудники испытательных лабораторий, а также потребители). Номенклатура проверяемых показателей ограничивается лишь требованиями, предусмотренными НД, причем она может быть полной или ограниченной несколькими показателями, например только органолептическими. Конечным результатом контроля качества может быть акт проверки, составляемый одним контролером или контрольной комиссией. Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация – действия третьей стороны, создающие уверенность в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям (Руководство ИСО/МЭК 2). В этом определении четко указаны субъекты, осуществляющие сертификационную деятельность, к ним относится третья сторона, т. е. юридические и физические лица, независимые от изготовителя (продавца) и потребителя. В отличие от оценки и контроля качества при определении термина «сертификация» в качестве необходимого уровня указывается надлежащая идентификация продукции. В системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья указывается, что перед проведением испытаний по показателям безопасности продукция должна быть идентифицирована и проверена на соответствие требованиям, установленным стандартами, по органолептическим и физико-химическим показателям. При сертификации все показатели подразделяются на три группы: 1) для целей идентификации; 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.