Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Педагогическая психология (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФоминова А. Н.
АвторыШабанова Т. Л.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц320
ID244884
АннотацияВ пособии рассматриваются история возникновения, развития, современное состояние педагогической психологии, наиболее известные современные зарубежные и отечественные теории обучения и научения, а также актуальные проблемы психологии воспитания и психологические аспекты педагогической деятельности. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология».
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений.
ISBN978-5-9765-1011-1
УДК159.922.6(075.8)
ББК88.4я73
Фоминова, А.Н. Педагогическая психология : учеб. пособие / Т.Л. Шабанова; А.Н. Фоминова .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 320 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-1011-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/244884 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие 3-е издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.4я73 Ф76 Р е ц е н з е н т ы: д-р психол. наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Вачков И.В.; д-р психол. наук, профессор Московского педагогического государственного университета Тарабакина Л.В. <...> Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина . <...> Операционально-познавательный компонент учебной деятельности (учебные задачи и учебные действия) . <...> Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности (учебные действия контроля и оценки) . <...> Роль подкрепления и наказания в научении . <...> Личность учителя как условие эффективного обучения . <...> Типы педагогических центраций личности учителя, по А.Б. Орлову . <...> Анализируются бихевиористские теории научения: классического обуславливания, оперантного обуславливания, теории социального научения. <...> Анализируются варианты позитивной и негативной Я-концепции учителя и влияние особенностей самовосприятия учителя на эффективность обучения и личностное развитие учеников. <...> Их влияние на развитие педагогической психологии определяется кругом проблем, которые они исследовали: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика; способности ребенка и их воспитание; роль личности учителя, организация обучения и многие другие. <...> Живая личность учителя как видимый фактор школы еще не понята. <...> В конце XIX в. в европейской и американской детской и педагогической психологии формируется особое направление – педология, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических <...>
Педагогическая_психология_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Педагогическая_психология_.pdf
А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие 4-е издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.4я73 Ф76 Р е ц е н з е н т ы: д-р психол. наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Вачков И.В.; д-р психол. наук, профессор Московского педагогического государственного университета Тарабакина Л.В. Ф76 Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 320 с. ISBN 978-5-9765-1011-1 В пособии рассматриваются история возникновения и развития педагогической психологии, ее современное состояние, наиболее известные современные зарубежные и отечественные теории обучения и научения, а также актуальные проблемы психологии воспитания и психологические аспекты педагогической деятельности. Структура книги соответствует Государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология». Для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.4я73 ISBN 978-5-9765-1011-1 © Фоминова А.Н., Шабано ва Т.Л., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
Оглавление ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................5 Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ........................ 7 1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии .......................................................................................................... 7 1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии ........................................................................20 1.3. Методы исследования в педагогической психологии .......................21 Вопросы и задания для самостоятельной работы ..............................................25 Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ..............................................................27 2.1. Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения .........................................................27 2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития .......................................................31 2.3. Развитие идей Л.С. Выготского в современных теориях развивающего обучения ...............................................................................40 2.3.1. Развивающее обучение Л.В. Занкова ...........................................40 2.3.2. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова ......................................................................................43 2.3.3. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина ..................................................................................53 2.4. Современные направления обучения ......................................................61 Вопросы и задания для самостоятельной работы ..............................................83 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .......................................................................................................89 3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности ...89 3.2. Вводно-мотивационный компонент учебной деятельности ...........93 3.3. Операционально-познавательный компонент учебной деятельности (учебные задачи и учебные действия) ..................... 102 3.4. Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности (учебные действия контроля и оценки) .............................................. 110 3.5. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности ................................................................................................. 120 Вопросы и задания для самостоятельной работы ........................................... 127 Глава 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ ............................... 130 4.1. Сущность научения и его виды .............................................................. 130 3
Стр.3
4.2. Современные зарубежные теории научения ..................................... 131 4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении ...................................................................................................... 148 Вопросы и задания для самостоятельной работы ........................................... 158 Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ .................................................... 160 5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания ................... 160 5.2. Психологические аспекты воспитания ................................................ 163 5.2.1. Процесс воспитания и социализация личности ребенка ... 163 5.2.2. Процесс воспитания и формирования личности ребенка .... 166 5.2.3. Взаимосвязь воспитания и обучения ........................................ 169 5.3. Структура воспитательного процесса .................................................. 170 5.3.1. Цели и содержание воспитания .................................................. 170 5.3.2. Методы и средства воспитания ................................................... 173 5.3.3. Особенности организации семейного воспитания ............... 177 5.3.4.Достигнутые результаты в процессе воспитания .................. 181 Вопросы и задания для самостоятельной работы ........................................... 185 Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ ............................................................... 187 6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя ....... 187 6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения .............. 189 6.2.1. Педагогическая направленность. Типы педагогических центраций личности учителя, по А.Б. Орлову ...................... 190 6.2.2. Профессиональное педагогическое самосознание. Я-концепция учителя ..................................................................... 195 6.2.3. Педагогические способности ....................................................... 207 6.2.4. Педагогическая компетентность ................................................ 214 6.3. Педагогическая деятельность ................................................................. 222 6.3.1. Общая характеристика и структура педагогической деятельности ..................................................................................... 222 6.3.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности ...... 227 6.4. Педагогическое общение .......................................................................... 230 6.4.1. Понятие и функции педагогического общения ..................... 230 6.4.2. Педагогическая коммуникация ................................................... 232 6.4.3. Социальная педагогическая перцепция ................................... 238 6.4.4. Взаимодействие и влияние в педагогическом общении ..... 243 6.4.5. Условия эффективного педагогического общения .............. 248 Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................................... 251 ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................ 255 4
Стр.4