Цель пособия — дать знания, необходимые для реализации гендерного подхода в образовании. <...> Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ 3.1. <...> Гендерный подход в построении предметно-развивающей среды . <...> В современной педагогической науке отделилась самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола. <...> Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола — мальчик или девочка. личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую. <...> Образовательные программы и технологии не учитывали психологических различий мальчиков и девочек, не были ориентированы на дифференциацию целей, задач, методов воспитания представителей разного пола. <...> В настоящее время гендерный подход интенсивно внедряется в педагогическую теорию и практику, что определяет не4 5 обходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе. <...> Вместе с тем гендерная проблематика недостаточно отражена в образовательных стандартах, учебных пособиях, что не позволяет эффективно формировать гендерную компетентность будущих специалистов. <...> В то время как дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода в воспитании, начиная с дошкольного детства. <...> Цель пособия — помочь студентам усвоить теоретические основы, на которых базируется гендерная педагогика, систематизировать имеющиеся знания, познакомить с современными подходами к гендерному воспитанию, с существующими в практике программами и технологиями воспитания с учетом пола детей, познакомить с различными точками зрения на ту или иную проблему. <...> В приложении дан словарь терминов, планы семинарских занятий, тестовые задания по содержанию <...>
Гендерная_педагогика_.pdf
Л.В. Градусова
ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 050703.65 — Дошкольная педагогика и психология
Издательство «ФлИнта»
2021
Москва
1
Стр.1
УДК 159.922.1+57.01(075.8)
ББК 88.37:74.00я73
Г75
Р е ц е н з е н т ы:
д-р пед. наук, профессор Л.В. Коломийченко;
канд. пед. наук, профессор Л.И. Сайгушева
Г75
Градусова Л.В.
Гендерная педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
л.В. Градусова. — 3-е изд., стереотип. — М. : ФлИнта,
2021. — 176 с.
ISBN 978-5-9765-1022-7
В пособии изложены основные вопросы теории и практики гендерной
педагогики. Цель пособия — дать знания, необходимые для реализации
гендерного подхода в образовании.
Для студентов факультетов дошкольного образования вузов, а также
педагогов-практиков, аспирантов и преподавателей.
УДК 159.922.1+57.01(075.8)
ББК 88.37:74.00я73
ISBN 978-5-9765-1022-7
© Градусова л.В., 2016
© Издательство «ФлИнта», 2016
2
Стр.2
ОГлаВлЕнИЕ
Введение . .................................................................................... 5
Глава 1. Общие основы гендерной педагогики
1.1. Общие понятия
о гендерной педагогике . .............................................. 8
1.2. Краткий исторический обзор
становления гендерной педагогики .............................. 13
1.3. актуальные проблемы гендерной педагогики ................ 21
Глава 2. Характеристика процесса гендерной социализации
2.1. Сущность и значение гендерной социализации .............. 34
2.1.1. Особенности гендерной социализации
мальчиков и девочек ......................................... 42
2.2. Факторы полоролевого развития ................................ 47
2.3. Гендерное развитие дошкольников ............................. 58
2 3.1. Становление гендерной идентичности
дошкольников . ................................................ 58
2.3.2. Гендерные различия дошкольников .................... 67
2.3.3. Особенности игровой деятельности
мальчиков и девочек ......................................... 79
2.3.4. Особенности общения и взаимоотношений
мальчиков и девочек в группе
детского сада ................................................... 86
Глава 3. Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ
3.1. Задачи и содержание полоролевого воспитания
дошкольников . ......................................................... 91
3.2. Характеристика современных программ
полоролевого воспитания дошкольников ...................... 97
3
Стр.3
3.3. Гендерный подход в построении
предметно-развивающей среды .................................. 107
3.4. Средства и методы полоролевого воспитания .............. 114
3.4.1. Художественная литература и фольклор
как средства полоролевого воспитания .............. 116
3.4.2. Полоролевое воспитание
в игровой деятельности ................................... 122
3.4.3. Методы воспитания полоролевого поведения ..... 139
3.5. Реализация гендерного подхода
в организации различных видов деятельности ............. 142
3.6. Диагностика полоролевого развития
дошкольников ........................................................ 149
3.7. Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач
гендерного воспитания дошкольников ........................ 153
литература ............................................................................... 158
Приложения ............................................................................. 164
4
Стр.4