Н.Ф. Яковлева ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Программа курса по выбору для студентов педагогического вуза 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 376.1(075.8) ББК 74.20051 Я47 А в т о р: кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник КГПУ им. <...> Я47 Воспитание и самовоспитание характера детей и подростков [Электронный ресурс]: программа курса по выбору для студ. педагог. <...> Программой предусмотрено изучение характера как многоаспектного феномена; факторов его формирования, методов изучения проявлений отдельных характерологических черт у детей и подростков. <...> Практикоориентированность программы обеспечивается ее направленностью на подготовку будущего учителя к решению задач воспитания нравственных деятельно-волевых черт в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ и учреждений интернатного типа. <...> Типологии детских характеров Кащенко В.П., Личко А.Е., Джонсона С. <...> Мониторинг проявлений черт характера детей и подростков……………. <...> Общепедагогические и специфические методы воспитания характера школьников в школы…………………………………………………. <...> Разработка учебно-воспитательном процессе общеобразовательной индивидуально-ориентированных программ воспитания нравственных деятельно-волевых черт характера детей и подростков……. <...> Актуализация самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт характера детей и подростков………………………………. <...> Методы и средства самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт характера учащихся……………………………………………. <...> Классификация недостатков характера у детей и подростков Кащенко В. <...> Опорная схема «Методы и средства самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт характера подростков»…………………………………………. <...> Анализ научной и методической литературы по проблеме воспитания характера свидетельствует о том, что основные направления современных исследований направлены на: - исследование <...>
Воспитание_и_самовоспитание_характера_детей_и_подростков.pdf
Н.Ф. Яковлева
ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ
ХАРАКТЕРА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Программа курса по выбору для студентов
педагогического вуза
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 376.1(075.8) ББК 74.20051
Я47
А в т о р:
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудникКГПУ им. В.П. Астафьева
ЯКОВЛЕВАНАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА
Р е ц е н з е н т
Член-корр. РАО, доктор педагогическихнаук, профессор КГПУ им. В.П. Астафьева
ШИЛОВАМАРИЯ ИВАНОВНА
Яковлева Н.Ф.
Я47
Воспитание и самовоспитание характера детей и подростков [Электронный ресурс]:
программа курса по выбору для студ. педагог. ВУЗа. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА,
2019. - 85с.
ISBN 978-5-9765-1894-0
Программа курса по выбору предназначена для студентов педагогического ВУЗа
специальностей 050202 «Информатика», 030401 «История», 030600 «Технология и
предпринимательство» для повышения психолого-педагогической компетентности
будущих педагогов в области актуальной проблемы — воспитания характера детей и
подростков.
Программой предусмотрено изучение характера как многоаспектного феномена;
его формирования, методов
факторов
изучения
проявлений
отдельных
характерологическихчерт удетей и подростков. Практикоориентированность программы
обеспечивается ее направленностью на подготовку будущего учителя к решению задач
воспитания нравственных деятельно-волевых черт в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательных школ и учреждений интернатного типа.
Программа адресована студентам педагогических ВУЗов и ССУЗов, она может
быть полезна классным руководителям, воспитателям, учителям, социальным педагогам,
психологам, дефектологам, а также всем, кто интересуется проблемами теории и практики
воспитания.
УДК 376.1(075.8)
ББК 74.20051
SBN 978-5-9765-1894-0
©Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………....4
Учебно-тематический план курса………………………………………………….11
Модуль I. Сущность и структура характера………………………………….…..12
Тема 1.1. Понимание сущности характера в философии, психологии, педагогике
…………………………………………………………………………………………..12
Тема 1.2 Связь характера со структурными составляющими личности: мышлением,
мотивами, эмоциями, волей………………………………..………………………….13
Тема 1.3. Свойства характера как целостного образования. Структура
характера.……………………………………………………………………….............14
Тема 1.4. Нарушения характерологического развития: недостатки, дефекты, акцентуации
характера. Типологии детских характеров Кащенко В.П., Личко А.Е., Джонсона
С.М…………………………………………………………. …………………………..14
Практикум к модулю I………………………………………………………………….15
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю I……………………………………17
Рекомендуемая литература к модулю I……………………………………..................18
Модуль II. Воспитание характера детей и подростков как психолого-педагогическая
проблема…………………………………………………………………………………20
Тема 2.1.Факторы формирования индивидуального характера детей……………….20
Тема 2.2.Мониторинг проявлений черт характера детей и подростков…………….21
Тема 2.3.Общепедагогические и специфические методы воспитания характера
школьников
в
школы…………………………………………………......................................................22
Тема 2.4.Разработка
учебно-воспитательном процессе общеобразовательной
индивидуально-ориентированных программ воспитания
нравственных деятельно-волевых черт характера детей и подростков……................23
Практикум к модулю II…………………………………………………………………..23
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю II…………………………………….25
Рекомендуемая литература к модулю II………………………………………………...25
Модуль III. Актуализация самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт
характера детей и подростков……………………………….26
Тема 3.1.Сущность самовоспитания, условия и механизмы его актуализации у
школьников………………………………………………………………………………..26
Тема 3.2.Методы и средства самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт
характера учащихся…………………………………………….........................................27
Тема 3.3. Педагогические условия и средства актуализации самовоспитания нравственных
деятельно-волевых черт характера детей и подростков……...........................................27
Практикум к модулю III…………………………………………………………………..28
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю III…………………………………….29
Рекомендуемая литература к модулю III…………………………………………………29
Примерные темы курсовых и дипломных работ……………………………………..31
Приложение 1. Библиография по проблеме воспитания характера…………………….34
Приложение 2. Опорная схема «Типологии и классификации характеров детей и
подростков»……………………………………………………………………………….. 48
Приложение 3. Опорная схема «Факторы формирования индивидуального характера
детей…………………………………………………………………………………………..49
Приложение 4. Классификация недостатков характера у детей и подростков Кащенко
В.П…………………………………………………………………………………………....50
Приложение 5. Классификация акцентуаций характера А.Е. Личко……………………..51
детей»…………………………………………………………………………………………49
Приложение 6. Психоаналитическая модель характеров Джонсона С.М……67
Приложение 7. Опорная схема «Методы и средства самовоспитания нравственных
деятельно-волевых черт характера подростков»…………………………………………..84
3
Стр.3