Социальная и психолого-педагогическая сущность характера – сложное явление. <...> Вот почему перед семьей и системой образования стоит задача уже с детства формировать нравственные деятельно-волевые черты характера, а перед социологией, психологией и педагогикой – разработать основы этого процесса. <...> Проблема в том, чтобы политика и экономика не разрушали духовность, чтобы важнейшими характеристиками личности стали преобладающий созидательный способ отношения человека к обществу и государству, гуманистические отношения человека к человеку и другим людям. <...> Поэтому мы поставили в плоскость теоретической и практической разработки проблему становления нравственного деятельно-волевого характера детей и молодежи. <...> достаточно полно раскрыл сущность характера, его природу, нравственную направленность, связь с другими сторонами личности человека и обозначил проблему его самосовершенствования. <...> Этический взгляд на природу характера также представлен в русской философии славянофильства (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин) и теории «всеединства» (В.С. Соловьев) [103]. <...> 7 Сущность нравственного характера, согласно славянофильской идее, составляют черты, укрепляющие российский «дух соборности»: патриотизм, честность, готовность постоять за общее дело. <...> Взгляд на двойственную природу характера человека, в котором борются два начала – добро и зло, прослеживается у русского философа Н. Бердяева <...> 8 В психологии сущность характера рассматривается в тесной связи с понятием личности. <...> Можно условно обозначить два взгляда на природу характера: статический и динамический. <...> Гармоническое сочетание ведущих и развивающихся под их влиянием второстепенных черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека позволяет говорить о цельном характере. <...> Противоречивость отдельных черт и отсутствие их внутреннего единства приводит к отсутствию цельности в характере. <...> Сила характера выражается <...>
Воспитание_и_самовоспитание_нравственных_деятельно-волевых_черт_характера_подростков.pdf
Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
Воспитание и самовоспитание
нравственных деятельно-волевых черт
характера подростков
Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений, учителей и воспитателей
общеобразовательных школ и школинтернатов
3-е
издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 376.1(075.8)
ББК 74.20051
Я47
Я47
Яковлева Н.Ф.
Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера
подростков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова. – 3-е
изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. - 213 с.
ISBN 978-5-9765-1888-9
В данном учебном пособии сделана попытка раскрыть вопросы, связанные с
пониманием сущности характера, задачами воспитания и актуализации самовоспитания
нравственных деятельно-волевых черт характера. При этом обратили внимание на
решение этих задач в учреждениях интернатного типа, где обозначенная проблема стоит
особенно остро.
Пособие адресовано воспитателям, учителям, социальным педагогам,
психологам, дефектологам, работающим в интернатных учреждениях, социально
реабилитационных центрах, приютах.
УДК 376.1
ББК 74.20051
ISBN 978-5-9765-1888-9
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. ............................................................................................................ 3
Глава 1. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых
черт характера подростков. Состояние и задачи. . ........................................... 6
1.1. Психологическое и педагогическое понимания сущности
характера. .........................................................................................................................6
1.2. Факторы становления и задачи воспитания и самовоспитания
нравственных деятельно-волевых черт характера школьников . .......... 25
Глава 2. Педагогические условия актуализации самовоспитания
нравственных деятельно-волевых черт характера подростков ................... 48
2.1. Мониторинг процесса и результата воспитания и самовоспитания
нравственных деятельно-волевых черт характера школьников . .......... 48
2.2. Управление процессом актуализации самовоспитания
нравственных деятельно-волевых черт характера подростков . ............ 70
Глава 3. Дидактический материал рабочей тетради для учащихся как
средство актуализации самовоспитания нравственных деятельно-волевых
черт характера .................................................................................................. 86
3.1. Методические рекомендации для учителя к проведению занятий
с учащимися по самовоспитанию нравственных деятельно-волевых
черт
характера . ................................................................................................. 86
3.2. Рабочая тетрадь для учащихся «самовоспитание нравственных
деятельно-волевых черт характера» . .................................................... 119
Список литературы. .......................................................................................... 198
Стр.212