Н.Ф. Яковлева Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических кадров интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 376.6 ББК 74.200.6 Я47 А в т о р: кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник КГПУ им. <...> Я47 Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений [Электронный ресурс]: дополнительная профессиональная образовательная программа. <...> Программой предусмотрено изучение сиротства как многоаспектного феномена; особенностей психофизического развития детей-сирот и специфических новообразований в условиях институционального воспитания; специфики воспитания детей в закрытых образовательных учреждениях; развития семейных форм воспитания; подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и их постинтернатного сопровождения и др. <...> Сиротство как социальная и психолого-педагогическая проблема Тема 1.1. <...> История преодоления сиротства и беспризорности в России……………………. <...> Состояние, структура и динамика сиротства в современной России……………. <...> Технология воспитания и самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт характера воспитанников детского дома………………………………………………………. <...> Психолого-педагогическая подготовка воспитанников к передаче и приемных родителей 3 к приему детей в семью………………………………………………………………………41 5.3. <...> Подготовка к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение воспитанников 6.1. <...> Профессиональная ориентация подростков-сирот в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения…………………………………………………………46 6.3. <...> Проектирование, моделирование и конструирование среды воспитания детей и подростков-сирот 7.1. <...> Разработка образовательных программ (программ воспитания) и индивидуальных <...>
Актуальные_проблемы_социализации_воспитанников_интернатных_учреждений.pdf
УДК 376.6
ББК 74.200.6
Я47
А в т о р:
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудникКГПУ
им. В.П. Астафьева
ЯКОВЛЕВАНАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА
Р е ц е н з е н т:
доктор педагогическихнаук, профессор, зав. кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П.
Астафьева
ФУРЯЕВАТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
Яковлева Н.Ф.
Я47
Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений [Электронный
ресурс]: дополнительная профессиональная образовательная программа. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА,
2019. - 62 с.
ISBN 978-5-9765-1893-3
Программа предназначена для
повышения психолого-педагогической
компетентности педагогов в области актуальной проблемы — воспитания детей-сирот и ихуспешной
социализации в обществе.
Программой предусмотрено изучение сиротства какмногоаспектного феномена;
особенностей психофизического развития детей-сирот и специфическихновообразований в условиях
институционального воспитания; специфики воспитания детей в закрытыхобразовательных
учреждениях; развития семейных форм воспитания;
подготовки воспитанников к
самостоятельной жизни и их постинтернатного сопровождения и др.
Практикоориентированная направленность программы обеспечивается ее модульным
построением и наличием целевых образовательных результатов в каждом модуле: проектов,
образовательных и индивидуальных коррекционно-развивающих программ, моделей среды воспитания
и др.
Программа адресована воспитателям, учителям, социальным педагогам, психологам,
дефектологам, работающим в интернатных учреждениях, социальнореабилитационных центрах,
приютах, а также всем, кто интересуется проблемами сиротства.
УДК 376.6
ББК 74.200.6
ISBN 978-5-9765-1893-3
©Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
.
Пояснительная записка………………………………………………………………………..5
Учебно-тематический план…………………………………………………………………..11
Модуль входного контроля…………………………………………………………………...15
Учебный модуль 1. Сиротство как социальная и психолого-педагогическая проблема
Тема 1.1. История преодоления сиротства и беспризорности в России…………………….16
Тема 1.2. Состояние, структура и динамика сиротства в современной России…………….16
Тема 1.3. Общая характеристика сиротства в Красноярском крае.…………….....................17
Тема 1.4. Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………17
Практические занятия к модулю I……………………………………………………………..18
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю I……………………………………………19
Рекомендуемая литература к модулю I………………………………………………………..19
Учебный модуль II. Профессиональная компетентность педагога-воспитателя
Тема 2.1. Профессиограммы педагогических работников детского дома…………………. 21
Тема 2.2. Ключевые компетентности педагога-воспитателя детского дома……………….. 22
Тема 2.3. Профилактика психического выгорания педагогов................................................ 22
Тема 2.4. Аттестация педагогических кадров детского дома……………………………….. 22
Практические занятия к модулю II……………………………………………………………. 23
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю II…………………………………………... 24
Рекомендуемая литература к модулю II………………………………………………………. 25
Учебный модуль III. Особенности психофизического развития детей-сирот
3.1. Депривации и их последствия для психофизического развития
детей………………………………………………………………............................................... 26
3.2. Специфические новообразования, возникающие у детей в условиях институционального
воспитания ……………………………………………………………………………………… 27
3.3. Деформации характера детей-сирот………………………………................................... 27
3.4. Типичные проблемы поведения воспитанников детского дома………………………… 28
3.5. Предпосылки, факторы, показатели школьной дезадаптации детей-сирот……………. 29
3.6. Трудности социализации детей-сирот……………………………………………………. 30
Практические занятия к модулю III……………………………………………………………. 31
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю III…………………………………………...31
Рекомендуемая литература к модулю III……………………………………………………….33
Учебный модуль IY. Теория и методика воспитания детей-сирот в детском доме
4.1. Мониторинг физического, психического и социального развития воспитанников…….35
4.2. Методика изучения проявлений черт характера детей-сирот…………………………....35
4.3. Воспитание детей-сирот в целостном педагогическом процессе………………………..35
4.4. Направления воспитания в интернатном учреждении ....………………………………...36
4.5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей-сирот..
4.6. Технология воспитания и самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт
характера воспитанников детского дома……………………………………………………….37
Практические занятия к модулю IY…………………………………………………………….37
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю IY …………………………………………..39
Рекомендуемая литература к модулю IY ………………………………………………………39
Модуль Y. Развитие системы семейного воспитания детей-сирот
5.1. Формы семейного воспитания детей-сирот………………………………………………..41
5.2. Психолого-педагогическая подготовка воспитанников к передаче и приемных родителей
3
Стр.3
к приему детей в семью………………………………………………………………………41
5.3. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в приемной
семье……………………………………………………………………………………………43
Практические занятия к модулю Y…………………………………………………………..43
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю Y ……………………………………… 44
Рекомендуемая литература к модулю Y …………………………………………………… 44
Учебный модуль YI. Подготовка к самостоятельной жизни и постинтернатное
сопровождение воспитанников
6.1. Формирование социальной компетентности воспитанников детского дома…………46
6.2. Профессиональная ориентация подростков-сирот в условиях предпрофильной
подготовки и профильного обучения…………………………………………………………46
6.3. Постинтернатное сопровождение воспитанников детского дома…………………… 47
Практические занятия к модулю YI………………………………………………………… 47
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю YI ………………………………………...47
Рекомендуемая литература к модулю YI …………………………………………………….48
Учебный модуль YII. Проектирование, моделирование и конструирование среды
воспитания детей и подростков-сирот
7.1. Проектирование как средство расширения социальных связей воспитанников……...49
7.2. Разработка образовательных программ (программ воспитания) и индивидуальных
коррекционно-развивающих программ воспитанников……………………………………..50
7.3. Конструирование среды воспитания детей-сирот как условие их социализации…….51
Практические занятия к модулю YII………………………………………………………… 51
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю YII ………………………………………..52
Рекомендуемая литература к модулю YII …………………………………………………....53
Модуль итогового контроля: экзаменационные вопросы………………………………54
Стр.4