И.В. Шерстяных Теория речевых жанров Лекционно-практический курс для магистрантов •ФЛИНТА• И.В. Шерстяных Теория речевых жанров Лекционно-практический курс для магистрантов Рекомендован Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве лекционно-практического курса для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», программа магистерской подготовки 050100.68 «Теория и практика межкультурной коммуникации в политической и поликультурной среде» Москва Издательство «ФлИнта» 2013 1 УДК 808.2(042) ББК 81.2Рус-923 Ш50 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка, методики и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» А.Ю. Корбут; д-р пед. наук, проф. кафедры русского языка и методики преподавания Международного института экономики и лингвистики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Г.И. Тунгусова Шерстяных И.В. <...> Ш50 теория речевых жанров [Электронный ресурс] : лекционнопрактический курс для магистрантов / И.В. Шерстяных. <...> Пособие включает тексты лекций, сопровождающиеся таблицами и схемами, призванными облегчить и ускорить процесс усвоения основного круга вопросов теории речевых жанров; практические задания к лекциям, в процессе выполнения которых магистранты осваивают методику анализа жанров письменной и устной речи; контрольноизмерительные материалы, содержащие задания для проведения входного, текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине; библиографию по жанроведению; приложение. лекционно-практический курс предназначен для аудиторной и самостоятельной работы магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»; может быть полезен аспирантам, специалистам в области коммуникативной <...>
Теория_речевых_жанров_(1).pdf
И.В. Шерстяных
Теория речевых жанров
Лекционно-практический курс для магистрантов
Рекомендован Учебно-методическим объединением по образованию
в области лингвистики Министерства образования и науки
Российской Федерации в качестве лекционно-практического курса
для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 050100
«Педагогическое образование», программа магистерской подготовки
050100.68 «Теория и практика межкультурной коммуникации
в политической и поликультурной среде»
Москва
Издательство «ФлИнта»
2013
1
Стр.1
УДК 808.2(042)
ББК 81.2Рус-923
Ш50
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка, методики
и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская
государственная академия образования» А.Ю. Корбут;
д-р пед. наук, проф. кафедры русского языка и методики преподавания
Международного института экономики и лингвистики
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Г.И. Тунгусова
Шерстяных И.В.
Ш50 теория речевых жанров [Электронный ресурс] : лекционнопрактический
курс для магистрантов / И.В. Шерстяных. —
М. : ФлИнта, 2013. — 552 с.
ISBN 978-5-9765-1618-2
Цель издания — ознакомить магистрантов с основными проблемами,
которые разрабатываются в рамках относительно новой, быстро развивающейся
научной области лингвистики; определить базовую роль жанроведения в
развитии коммуникативно-прагматического подхода к описанию языка и в
становлении коммуникативной лингвистики. Пособие включает тексты
лекций, сопровождающиеся таблицами и схемами, призванными облегчить
и ускорить процесс усвоения основного круга вопросов теории речевых жанров;
практические задания к лекциям, в процессе выполнения которых магистранты
осваивают методику анализа жанров письменной и устной речи; контрольноизмерительные
материалы, содержащие задания для проведения входного,
текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине; библиографию
по жанроведению; приложение.
лекционно-практический курс предназначен для аудиторной и
самостоятельной работы магистрантов, обучающихся по направлению
подготовки 050100 «Педагогическое образование»; может быть полезен
аспирантам, специалистам в области коммуникативной лингвистики.
УДК 808.2(042)
ББК 81.2Рус-923
ISBN 978-5-9765-1618-2
2
© Шерстяных И.В., 2013
© Издательство «ФлИнта», 2013
СоДержание
ПРЕДИСлОВИЕ ............................................................................................... 5
УСлОВнЫЕ СОКРаЩЕнИЯ . ..................................................................... 11
Модуль 1. ЖАНРОВЕДЕНИЕ КАК ОБЛАСТЬ
ЛИНГВИСТИКИ . .................................................................... 12
Лекция 1. РЕЧЕВОЙ ЖанР КаК ОБЪЕКт
лИнГВИСтИЧЕСКОГО ИССлЕДОВанИЯ ......................... 13
Задания к лекции 1 . .................................................................................. 77
Лекция 2. ПРОБлЕМЫ тИПОлОГИИ РЕЧЕВЫХ ЖанРОВ ................ 88
Задания к лекции 2 . ................................................................................ 126
Лекция 3. РЕЧЕВОЙ ЖанР В КОнтЕКСтЕ
СЕМИОтИЧЕСКОЙ ПаРаДИГМЫ . .................................... 145
Задания к лекции 3 . ................................................................................ 193
Модуль 2. ЖАНРОВО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ................................... 218
Лекция 4. ФУнКЦИОналЬнО-СтИлИСтИЧЕСКаЯ тРаДИЦИЯ
ИЗУЧЕнИЯ ЖанРОВ РЕЧИ .................................................. 219
Задания к лекции 4 . ................................................................................ 280
Лекция 5. МОДЕлИРОВанИЕ РЕЧЕВЫХ ЖанРОВ .......................... 305
Задания к лекции 5 . ................................................................................ 338
Лекция 6. КОММУнИКатИВнаЯ СИтУаЦИЯ
И РЕалИЗаЦИЯ РЕЧЕВЫХ ЖанРОВ . ............................... 371
Задания к лекции 6 . ................................................................................ 423
КОнтРОлЬнО-ИЗМЕРИтЕлЬнЫЕ МатЕРИалЫ ............................... 456
Входной контроль . ................................................................................ 456
3
Стр.2
текущий контроль ................................................................................. 465
Рубежный контроль ............................................................................... 476
тест по модулю 1 ................................................................................... 476
тест по модулю 2 ................................................................................... 487
Ключи к контрольно-измерительным материалам ............................. 497
Итоговый контроль ............................................................................... 501
БИБлИОГРаФИЯ ........................................................................................ 503
ПРИлОЖЕнИЕ ............................................................................................ 527
ПреДиСЛовие
необходимость в учебном пособии «теория речевых жанров»
возникла при разработке одноименного лекционно-практического
курса для магистрантов. лекционно-практический курс «теория речевых
жанров» прошел апробацию в ходе преподавания дисциплины
для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки
050100 Педагогическое образование, программа магистерской
подготовки 050100.68 теория и практика межкультурной коммуникации
в полиэтнической и поликультурной среде. Курс «теория речевых
жанров» как отдельная дисциплина вариативной части общенаучного
цикла дисциплин подготовки магистров педагогического
образования читается для магистрантов Иркутского государственного
лингвистического университета с 2009 г.
Изучение языка должно строиться как обучение речевой деятельности,
где конечный результат состоит в овладении системой языка
как функцией, тогда язык будет восприниматься как специфический
способ выражения мыслей и чувств, позволяющих личности осознать
во всей силе и красоте родной язык, нравственно-эстетическую
концепцию мира и человека, обогатить в процессе познавательной
деятельности свой духовный мир. новые цели требуют изменения
технологии преподавания: перевод познавательной деятельности с интуитивно-подражательного
владения языком на продуктивно-творческий.
Категорией,
которая характеризует степень развития речи, является
речевая компетенция. Под речевой компетенцией понимаются
знания, умения, навыки, необходимые для порождения своих собственных
программ речевого поведения, адекватных целям, сферам,
ситуациям общения. Речевая компетенция включает в себя: 1) знание
основных понятий лингвистики речи — стиль, тип речи; строение
описания, рассуждения, повествования; способы связи слов в предложении;
2) умения и навыки анализа текста; 3) коммуникативные
4
5
Стр.3