Е.Н. Рогачёва, В.В. Чудинина Практическая фонетика УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ Е.Н. <...> Рогачёва, В.В. Чудинина ПрАКТИчесКАя ФоНеТИКА Учебное пособие Для иностранцев, изучающих русский язык ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА Е.Н. <...> Рогачева, В. В. Чудинина РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКОГО КУРСА ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 1.161.1(0.054.6) ББК 81.2Рус-1-96 Р59 Рецензенты: Профессор кафедры русского и иностранных языков Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища доцент Захарченко Ольга Владимировна Доцент кафедры русского и иностранных языков Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища канд. пед. наук Алексеева Татьяна Евгеньевна Е.Н. <...> Целью пособия является освоение артикуляционной базы русского языка, развитие фонетического слуха и тем самым создание предпосылок для формирования навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. <...> Цель пособия – разработать артикуляционную базу русского языка, развить фонетический слух и тем самым создать предпосылки для формирования навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, слушания, письма. <...> Учебное пособие включает в себя следующие разделы: 14 уроков курса практической фонетики, итоговую контрольную работу, речевые образцы и диалоги. <...> В 14 уроках даны правила чтения отдельных букв и сочетаний букв; ритмические модели двусложных и трехсложных слов и правила их чтения и произнесения; схемы интонационных конструкций и правила их произнесения. <...> Уроки содержат упражнения, направленные на развитие артикуляционной базы русского языка, а также вырабатывающие навыки чтения и говорения. <...> 5 В разделе «Итоговая контрольная работа» представлено 2 варанта заданий, которые предназначены для контроля лексики, произносительных навыков учащихся, навыка составления вопросов, а также для контроля <...>
Практическая_фонетика_.pdf
УДК 811.161.1(0.054.6)
ББК 81.411.2-99я73
Р59
Р е ц е н з е н т ы :
профессор кафедры русского и иностранных языков
Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища доцент
О.В. Захарченко;
старший преподаватель кафедры иностранных языков Рязанского
государственного радиотехнического университета
Е.В. Томина
Рогачёва Е.Н.
Р59
Практическая фонетика : учебное пособие для вводнофонетического
курса / Е.Н. Рогачёва, В.В. Чудинина. — 4-е изд., стер.
— Москва : ФЛИНТА, 2021. — 120 с. — (Русский язык как
иностранный). — ISBN 978-5-9765-1854-4. — Текст : электронный.
Целью пособия является освоение артикуляционной базы русского
языка, развитие фонетического слуха и тем самым создание
предпосылок для формирования навыков всех видов речевой
деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Пособие
рассчитано на 90 учебных часов.
Для иностранных учащихся, впервые приступающих к изучению
русского языка под руководством преподавателя.
УДК 811.161.1(0.054.6)
ББК 81.411.2-99я73
ISBN 978-5-9765-1854-4
© Рогачёва Е.Н., Чудинина В.В., 2015
© Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.2
соДЕРЖаНиЕ
Предисловие ...................................................................................................................... 5
Урок 1 ................................................................................................................................. 7
Гласные звуки [а], [э], [о], [у], [ы], [и]
Согласные звуки [п], [б], [м], [т], [д], [н]
Слог. Двусложные слова с ударением на втором слоге. Модель таТА
Движение тона в слове
Количественная редукция
ИК-1 без заударной части
Урок 2 ............................................................................................................................... 11
Согласные звуки [к], [г], [р], [л]
Качественная редукция. Редукция звука [о]
ИК-1 с распространенной предударной частью
Урок 3 ............................................................................................................................... 16
Согласные звуки [ф], [в], [с], [з]
Двусложные слова с ударением на первом слоге. Модель ТАта
ИК-1 с заударной частью
Урок 4 ............................................................................................................................... 22
Согласный звук [й]
Сопоставление звуков [и], [й]
Буквы я, е, ё, ю в начале слова, после гласных и после букв ъ и ь
Трёхсложные слова с ударением на последнем слоге. Модель татаТА
ИК-3 без заударной части
Урок 5 ............................................................................................................................... 26
Согласный звук [х]
Сопоставление звуков [к], [г], [х]
Сопоставление звуков [и], [ы]
Мягкие согласные [п’], [б’], [м’]
Трёхсложные слова с ударением на втором слоге. Модель таТАта
ИК-3 с заударной частью
Перенесение центра интонации в ИК-3
Урок 6 ............................................................................................................................... 34
Согласные звуки [ш], [ж]
Сопоставление звуков [с], [ш] и [з], [ж]
Мягкие согласные [т’], [д’], [н’]
Трёхсложные слова с ударением на первом слоге. Модель ТАтата
ИК-2
ИК-2а при выражении приветствия, просьбы и при обращении
Урок 7 ............................................................................................................................... 42
Согласный звук [щ]
Сопоставление звуков [ш,] [щ]
Мягкие согласные [к’], [г’], [х’]
Стр.3
Оглушение звонких согласных
Ударение в сочетаниях предлогов со словами
ИК-2. Перенесение центра интонации в ИК-2
Урок 8 ............................................................................................................................... 49
Согласный звук [ч]
Сопоставление звуков [ч], [щ] и [ч], [т’]
Урок 9 ............................................................................................................................... 53
Мягкий звук [р’]
Редукция звуков [а], [э] после мягких согласных
Синтагматическое членение фразы
Интонация вопросительного предложения со словами «скажите, пожалуйста»
Урок 10 ............................................................................................................................. 58
Согласный звук [ц]
Сопоставление звуков [ц], [ч], [ц], [т], и [ц], [с]
Мягкий согласный [л’]
Слова с постоянным и подвижным ударением
Интонация вопросительного предложения с союзом или
Урок 11 ............................................................................................................................. 66
Мягкие согласные [ф’], [в’]
Сопоставление звуков [ф’], [п’] и [в’], [б’]
Озвончение глухих согласных
Дни недели
ИК-4
Урок 12 ............................................................................................................................. 73
Мягкие согласные [с’], [з’]
Ударение в многосложных словах
Счёт 1—1000
Урок 13 ............................................................................................................................. 76
Названия месяцев
Интонация предложения с перечислением
Урок 14 ............................................................................................................................. 80
Алфавит
Интонация предложений с сопоставлением
Интонация предложений с противопоставлением
Итоговая контрольная работа ........................................................................................ 84
Речевые образцы ............................................................................................................. 95
Диалоги ............................................................................................................................ 99
Рекомендуемая литература .......................................................................................... 119
Стр.4