П28 Слово в когнитивном аспекте [Электронный ресурс] : монография / С.А. Песина. <...> ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА 4.1. <...> Синонимический анализ как средство определения лексического прототипа . <...> Однако в рамках данного исследования решается несколько иная задача – поиск содержательного ядра, связывающего лексико-семантические варианты (ЛСВ) многозначного слова. <...> Тогда же происходит и обобщение, в результате которого формируется абстрактное семантическое ядро слова, которое далее, образно говоря, «прикладывается» носителем языка к объектам и явлениям окружающей действительности. <...> По тому, как определяется элементарная конститутивная составляющая семантической структуры слова, можно выделить два основных направления в понимании семантической структуры и, соответственно, два уровня ее изучения: 1) в качестве составной единицы лексемы выступает лексико-семантический вариант (ЛСВ); 2) ЛСВ представлены в виде набора элементарных смыслов или смысловых компонентов (признаков/сем). <...> 12 В рамках первой из двух приведенных выше концепций семантической структуры слова отметим, что, помимо термина «ЛСВ» на сегодняшний день существует ряд других определений для отдельных значений слова (а большинство частотных слов – это полисеманты): лексико-семантические формы слова (В. В. Виноградов), словозначения (М. В. Никитин), уземы (Д. П. Городецкий), семемы (И. Е. Аничков) и др. <...> В данном исследовании используется термин А. И. Смирницкого – «ЛСВ», понимаемый как двусторонний языковой знак, который является единством звучания и значения, сохраняющим неизменность лексического значения в пределах присущих ему синтаксических связей и парадигмы [Смирницкий 1956: 42]. <...> Традиционно ЛСВ слова выступает в структуре языка как актуальный, семантически расчленимый знак. <...> Использование подобных схем не учитывает того, что значения актуализируются в условиях режима реального времени и пространства <...>
Слово_в_когнитивном_аспекте_(2).pdf
81’373
81-3
28
, . ..
(. -) . . -
, ,
(. ) . . ;
:
28 . .
- - - : / .. . –
- - -
- . ,
- ,
-,
- , -
-е изд., стер. – - : ,20. – 344 .
- - - -.
- - -
- - - ,
, «–
». -- --
, -
«» -
- -
- .
- - -
- -, , ,
, -, - -,
- .
81’373
81-3
ISBN 978-5-9765-1116-3
© . ., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
РАЗДЕЛ 3.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО
МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА
3.1. Общее значение слова ............................................................... 59
3.1.1. Дальнейшее развитие теорий семантической
общности полисемантов ......................................................... 67
3.2. Проблемы определения инварианта как
содержательного ядра многозначного слова ......................... 77
3.2.1. Дальнейшие исследования в области
инвариантности. Московская семантическая школа ............ 82
РАЗДЕЛ 4.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП КАК
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО МНОГОЗНАЧНОГО
СЛОВА
4.1. Сущность лексического прототипа ......................................... 88
4.2. Определение содержательного ядра многозначного
слова (лексического прототипа слова head) ........................... 96
4.3. Синонимический анализ как средство
определения лексического прототипа ................................... 111
4.4. Лексико-семантическое поле «атрибуты
одежды и ее части» ................................................................. 119
4.4.1. Определение лексического прототипа
слова «hood» ............................................................................. 119
4.4.2. Определение лексического прототипа
слова «coat» ............................................................................. 133
4.4.3. Определение лексического прототипа
слова «cloak» ........................................................................... 141
4.4.4. Определение лексического прототипа
слова «skirt» ............................................................................ 146
4.4.5. Определение лексического прототипа
слова «veil» ............................................................................. 153
4
4.4.6. Определение лексического прототипа
слова «sleeve» ......................................................................... 161
4.4.7. Определение лексического прототипа
слова «apron» .......................................................................... 169
4.5. Лексико-семантическое поле «тело человека» ..................... 178
4.5.1. Определение лексического прототипа
слова «mouth» ......................................................................... 178
4.5.2. Определение лексического прототипа
слова «leg» .............................................................................. 188
4.5.3. Определение лексического прототипа
слова «tooth» ........................................................................... 196
4.5.4. Определение лексического прототипа
слова «nose» ............................................................................ 203
4.6. Содержательное ядро и широкозначность ............................ 209
4.7. Язык и речь в когнитивном аспекте ...................................... 214
4.8. Система языка и ее функционирование в речи .................... 224
4.9. Когнитивный прототип и лексический прототип ................. 228
4.10. Когнитивные прототипы и многозначность ......................... 237
РАЗДЕЛ 5.
СЛОВО И ЛЕКСИКОН
5.1. Функционирование лексических единиц в лексиконе ......... 240
5.1.1. Модели функционирования слов в лексиконе.
Фреймы .................................................................................... 245
5.2. Ядро лексикона ........................................................................ 250
5.3. Функционирование многозначных слов в лексиконе .......... 252
5.4. Языковая картина мира и исследование языка
в когнитивном аспекте ............................................................ 256
5.4.1. Языковая картина мира
в национально-специфическом аспекте ................................ 258
5.4.2. Языковая картина мира:
обыденная и научная ............................................................... 262
5
Стр.4
РАЗДЕЛ 6.
СЛОВО И ОБРАЗ
6.1. Образ как исходный элемент когнитивного
осмысления слова .................................................................. 273
6.2. Виды и свойства образов ........................................................ 278
6.3. Механизмы создания образов ................................................ 282
6.4. Образность во фразеологии и метафории ............................. 285
РАЗДЕЛ 7.
СЛОВО В МЕХАНИЗМАХ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА
7.1. Отечественная психолингвистика об этапах
речепроизводства ..................................................................... 293
7.2. Речемыслительные процессы и многозначность ................. 297
РАЗДЕЛ 8.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА И МЫСЛИ. КОНЦЕПТ
И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО
8.1. Когнитивная модель взаимодействия языка и мысли .......... 301
8.2. Концепт и его содержательное ядро ...................................... 307
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................. 311
ЛИТЕРАТУРА .......................................................................... 318
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СЛОВАРИ ......................................... 349
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ................................................ 343
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая публикация призвана продемонстрировать преимущества
когнитивного подхода к осмыслению лексической семантики
и, в частности, полисемии. Традиционное понимание проблем
лексической семантики является важным этапом осмысления
и определения основных языковых категорий. Оно служит отправной
точкой исследований когнитивных парадигм, и при этом многое
из предложенного ранее активно используется в современных
исследованиях. Однако нередко существующие представления о
значении и семантике слова статичны, оказываются чисто теоретической
схемой, построенной на основе каталогизации значений,
зафиксированных в тексте. Подобные схемы часто претендуют на
объективность существования, однако надо отдавать себе отчет в
том, что зачастую они не являются реальностями языка, а лишь
средством, с помощью которого исследователь хочет сказать чтото
о языке.
Зачастую лингвисты не могли найти ответ на целый ряд важных
вопросов, касающихся репрезентации знаний в человеческом
сознании и «работы» языкового лексикона, роли системы образов
при актуализации значения, зеркальности языкового и речевого
уровней восприятия лексики и многих других. Это происходило
потому, что их подход предполагал взгляд на семантику слова как
на самодостаточную автономную систему, заключенную в самой
себе и для себя, и ее исследование ограничивалось изучением соответствующих
единиц и структур в их отношении к миру без учета
познающего сознания человека.
7
Стр.5