Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Слово в когнитивном аспекте (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПесина С. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц175
ID244515
АннотацияМонография посвящена исследованию семантики слова с когнитивных позиций. Изучаются проблемы, касающиеся процессов порождения, усвоения, хранения и функционирования слов в ментальном пространстве. В работе осуществляется сопоставление структур многозначных слов со структурами когнитивных категорий, проводится анализ исследований в области изучения языковой картины мира, образности, дихотомии «язык–речь». Теоретически и практически обосновывается существование содержательного ядра полисеманта, очерчивающего «границы» системного значения многозначного слова и позволяющего с относительной точностью определять направление развития многозначности.
Кому рекомендованоМонография ориентирована на специалистов в области когнитивной лингвистики, лексикологии, семантики, философии языка, аспирантов, студентов и всех, интересующихся проблемами исследования языка.
ISBN978-5-9765-1116-3 (ФЛИНТА)
УДК81’373
ББК81-3
Песина, С. А. Слово в когнитивном аспекте : монография / С. А. Песина .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024 .— 175 с. — Библиогр.: с. 318-343 .— ISBN 978-5-9765-1116-3 (ФЛИНТА) .— URL: https://rucont.ru/efd/244515 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П28 Слово в когнитивном аспекте [Электронный ресурс] : монография / С.А. Песина. <...> ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА 4.1. <...> Синонимический анализ как средство определения лексического прототипа . <...> Однако в рамках данного исследования решается несколько иная задача – поиск содержательного ядра, связывающего лексико-семантические варианты (ЛСВ) многозначного слова. <...> Тогда же происходит и обобщение, в результате которого формируется абстрактное семантическое ядро слова, которое далее, образно говоря, «прикладывается» носителем языка к объектам и явлениям окружающей действительности. <...> По тому, как определяется элементарная конститутивная составляющая семантической структуры слова, можно выделить два основных направления в понимании семантической структуры и, соответственно, два уровня ее изучения: 1) в качестве составной единицы лексемы выступает лексико-семантический вариант (ЛСВ); 2) ЛСВ представлены в виде набора элементарных смыслов или смысловых компонентов (признаков/сем). <...> 12 В рамках первой из двух приведенных выше концепций семантической структуры слова отметим, что, помимо термина «ЛСВ» на сегодняшний день существует ряд других определений для отдельных значений слова (а большинство частотных слов – это полисеманты): лексико-семантические формы слова (В. В. Виноградов), словозначения (М. В. Никитин), уземы (Д. П. Городецкий), семемы (И. Е. Аничков) и др. <...> В данном исследовании используется термин А. И. Смирницкого – «ЛСВ», понимаемый как двусторонний языковой знак, который является единством звучания и значения, сохраняющим неизменность лексического значения в пределах присущих ему синтаксических связей и парадигмы [Смирницкий 1956: 42]. <...> Традиционно ЛСВ слова выступает в структуре языка как актуальный, семантически расчленимый знак. <...> Использование подобных схем не учитывает того, что значения актуализируются в условиях режима реального времени и пространства <...>
Слово_в_когнитивном_аспекте_(2).pdf
 81’373  81-3 28   ,   . ..  (. -) . . -   , ,   (. ) . . ; : 28  . . - - -  : / .. . –  - -  -  - .  ,  - , -,   - , -  -е изд., стер. – - : ,20. – 344 .  - - -  -.   - -   -   - -   -  , ,  «– ».    -- --   , - «»    -  -     - - .  -  - -  - -, , ,  , -, -  -,   - .  81’373  81-3 ISBN 978-5-9765-1116-3 ©  . ., 2022 © Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
Стр.3
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА 3.1. Общее значение слова ............................................................... 59 3.1.1. Дальнейшее развитие теорий семантической общности полисемантов ......................................................... 67 3.2. Проблемы определения инварианта как содержательного ядра многозначного слова ......................... 77 3.2.1. Дальнейшие исследования в области инвариантности. Московская семантическая школа ............ 82 РАЗДЕЛ 4. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА 4.1. Сущность лексического прототипа ......................................... 88 4.2. Определение содержательного ядра многозначного слова (лексического прототипа слова head) ........................... 96 4.3. Синонимический анализ как средство определения лексического прототипа ................................... 111 4.4. Лексико-семантическое поле «атрибуты одежды и ее части» ................................................................. 119 4.4.1. Определение лексического прототипа слова «hood» ............................................................................. 119 4.4.2. Определение лексического прототипа слова «coat» ............................................................................. 133 4.4.3. Определение лексического прототипа слова «cloak» ........................................................................... 141 4.4.4. Определение лексического прототипа слова «skirt» ............................................................................ 146 4.4.5. Определение лексического прототипа слова «veil» ............................................................................. 153 4 4.4.6. Определение лексического прототипа слова «sleeve» ......................................................................... 161 4.4.7. Определение лексического прототипа слова «apron» .......................................................................... 169 4.5. Лексико-семантическое поле «тело человека» ..................... 178 4.5.1. Определение лексического прототипа слова «mouth» ......................................................................... 178 4.5.2. Определение лексического прототипа слова «leg» .............................................................................. 188 4.5.3. Определение лексического прототипа слова «tooth» ........................................................................... 196 4.5.4. Определение лексического прототипа слова «nose» ............................................................................ 203 4.6. Содержательное ядро и широкозначность ............................ 209 4.7. Язык и речь в когнитивном аспекте ...................................... 214 4.8. Система языка и ее функционирование в речи .................... 224 4.9. Когнитивный прототип и лексический прототип ................. 228 4.10. Когнитивные прототипы и многозначность ......................... 237 РАЗДЕЛ 5. СЛОВО И ЛЕКСИКОН 5.1. Функционирование лексических единиц в лексиконе ......... 240 5.1.1. Модели функционирования слов в лексиконе. Фреймы .................................................................................... 245 5.2. Ядро лексикона ........................................................................ 250 5.3. Функционирование многозначных слов в лексиконе .......... 252 5.4. Языковая картина мира и исследование языка в когнитивном аспекте ............................................................ 256 5.4.1. Языковая картина мира в национально-специфическом аспекте ................................ 258 5.4.2. Языковая картина мира: обыденная и научная ............................................................... 262 5
Стр.4
РАЗДЕЛ 6. СЛОВО И ОБРАЗ 6.1. Образ как исходный элемент когнитивного осмысления слова .................................................................. 273 6.2. Виды и свойства образов ........................................................ 278 6.3. Механизмы создания образов ................................................ 282 6.4. Образность во фразеологии и метафории ............................. 285 РАЗДЕЛ 7. СЛОВО В МЕХАНИЗМАХ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА 7.1. Отечественная психолингвистика об этапах речепроизводства ..................................................................... 293 7.2. Речемыслительные процессы и многозначность ................. 297 РАЗДЕЛ 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА И МЫСЛИ. КОНЦЕПТ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО 8.1. Когнитивная модель взаимодействия языка и мысли .......... 301 8.2. Концепт и его содержательное ядро ...................................... 307 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................. 311 ЛИТЕРАТУРА .......................................................................... 318 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СЛОВАРИ ......................................... 349 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ................................................ 343 ВВЕДЕНИЕ Настоящая публикация призвана продемонстрировать преимущества когнитивного подхода к осмыслению лексической семантики и, в частности, полисемии. Традиционное понимание проблем лексической семантики является важным этапом осмысления и определения основных языковых категорий. Оно служит отправной точкой исследований когнитивных парадигм, и при этом многое из предложенного ранее активно используется в современных исследованиях. Однако нередко существующие представления о значении и семантике слова статичны, оказываются чисто теоретической схемой, построенной на основе каталогизации значений, зафиксированных в тексте. Подобные схемы часто претендуют на объективность существования, однако надо отдавать себе отчет в том, что зачастую они не являются реальностями языка, а лишь средством, с помощью которого исследователь хочет сказать чтото о языке. Зачастую лингвисты не могли найти ответ на целый ряд важных вопросов, касающихся репрезентации знаний в человеческом сознании и «работы» языкового лексикона, роли системы образов при актуализации значения, зеркальности языкового и речевого уровней восприятия лексики и многих других. Это происходило потому, что их подход предполагал взгляд на семантику слова как на самодостаточную автономную систему, заключенную в самой себе и для себя, и ее исследование ограничивалось изучением соответствующих единиц и структур в их отношении к миру без учета познающего сознания человека. 7
Стр.5