Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Теория языка. Вводный курс (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторНорман Б. Ю.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц295
ID244493
АннотацияУчебное пособие написано на основе курса лекций о языке как средстве общения. Читатель познакомится с важнейшими принципами устройства языка, его происхождением развитием и функционированием в современном обществе, а также противоречиями и загадками, составляющими предмет сегодняшней лингвистики, что поможет формированию методологических принципов и развитию лингвистической наблюдательности студентов-филологов. К каждой теме прилагаются оригинальные задачи и упражнения для самостоятельной работы; в книгу включены также биографические справки об ученых-филологах, чьи имена упомянуты в тексте.
Кому рекомендованоДля студентов филологических факультетов университетов и пединститутов.
ISBN978-5-89349-498-3
УДК81’22
ББК81
Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс : авт. курс лекций: учеб. пособие / Б.Ю. Норман .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 295 с. : ил. — ISBN 978-5-89349-498-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244493 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Читатель познакомится с важнейшими принципами устройства языка, его происхождением, развитием и функционированием в современном обществе, а также противоречия) ми и загадками, составляющими предмет сегодняшней лингвистики, что поможет формированию методологических принципов и развитию лингвистической наблюдательности студентов-филологов. <...> И.А. Бодуэн де Куртенэ, один из основателей современной лингвистики, определял характер науки о языке как «психологичносоциологический». <...> Подобные свидетельства служат еще одним подтверждением мысли о том, что без общества не может возникнуть язык, а без языка, без общения не может сформироваться полноценная лич ность. <...> Поскольку сре ди этих систем находится (более того: занимает центральное место) человеческий язык, постольку объект данной науки пересекается с объектом лингвистики. <...> А разгадал эти письмена в 50е годы XX в. рос сийский ученый Ю.В. Кнорозов: в свои тридцать с неболь 11 Образец письменности майя шим лет он был удостоен ученой степени доктора историчес ких наук за расшифровку письменности майя. <...> Понятно, что передаваемая при этом информация но сила в основном салоннобудуарный характер, но большего, 15 Язык веера: некоторые знаки собственно говоря, и не требовалось. <...> Еще одна чрезвычайно интересная в данном смысле зна ковая система — язык татуировок. <...> Язык цветов, язык татуировок, язык веера, язык духo´в, язык форменной одежды могут многое сказать посвященно му человеку. <...> П р е д н а м е  р е н н о с т ь — первое из свойств знака, и отсюда же вытекает второе его важнейшее свойство: д в у с т о р о н н о с т ь. <...> Материальная сторона знака (его план выражения) может быть самой разной — лишь бы она воспринималась органа ми чувств: слухом, зрением, осязанием. <...> На протяжении сотен тысяч лет человеческий язык существовал исключительно в звуковой форме (еще ему, конечно, помогали жесты), и толь ко в последние тричетыре тысячелетия этому <...>
Теория_языка._Вводный_курс.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Теория_языка._Вводный_курс.pdf
Б.Ю. Норман ТЕОРИЯ ЯЗЫКА ВВОДНЫЙ КУРС Авторский курс лекций Учебное пособие 5-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018
Стр.1
УДК 81’22 ББК 81 Н83 Норман Б.Ю. Н83 Теория языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Ю. Норман. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 295 с. : ил. ISBN 978-5-89349-498-3 Учебное пособие написано на основе курса лекций о языке как средстве общения. Читатель познакомится с важнейшими принципами устройства языка, его происхождением, развитием и функционированием в современном обществе, а также противоречия) ми и загадками, составляющими предмет сегодняшней лингвистики, что поможет формированию методологических принципов и развитию лингвистической наблюдательности студентов-филологов. К каждой теме прилагаются оригинальные задачи и упражнения для самостоятельной работы; в книгу включены также биографические справки об ученых)филологах, чьи имена упомянуты в тексте. Для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов. УДК 81’22 ББК 81 ISBN 978-5-89349-498-3 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Стр.3
20. Историческое развитие предложения ............................ 122 21. Предложение и высказывание ...................................... 128 22. Человек овладевает грамматикой, грамматика овладевает человеком ................................ 136 ЛЕКСИКОЛОГИЯ 23. Слово как элемент лексической системы ........................ 153 24. Слово, предмет, понятие ............................................... 158 25. Лексическое значение как комбинация сем .................... 166 26. Внутренняя форма, или мотивировка слова .................... 173 МОРФОЛОГИЯ 27. Процессы словообразования ......................................... 183 28. Морфема — значимая часть слова ................................. 189 29. Грамматические значения и грамматические категории ................................................................... 196 30. Типологическая классификация языков ........................ 204 ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ 31. План выражения языка: звуки речи .............................. 212 32. Фонема — основное понятие фонологии ......................... 220 33. Фонема и звук ............................................................. 227 34. Письмо ....................................................................... 232 СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ 35. Изменения в языке ...................................................... 248 36. Генеалогическая классификация языков ....................... 254 37. Эволюция и взаимодействие языков .............................. 260 38. Языковые антиномии и парадоксы ................................ 270 Краткие биографические справки о крупнейших ученыхфилологах, упоминаемых в книге ........................... 284 Рекомендуемая литература ................................................ 291 4
Стр.4