ISBN 9785893497236 В книге с позиций лингвистической историографии излагаются основ ные этапы развития науки о языке с древнейших времен до наших дней, история основных школ и направлений языкознания, их наиболее важные достижения, лингвистические концепции крупных языковедов прошлого и современности. <...> Сравнитель ноисторическое языкознание в середине ХIХ века (98). <...> Русское языкознание второй половины ХIХ — ХХ века (181). <...> Системный характер языка в концепции Соссюра (217). <...> Другие концепции европейского языкознания ХХ века (256). <...> Среди них почетное место принадлежит и отечественной традиции (достаточно назвать работы Ф.М. Березина, В.А. Зве гинцева, Я.В. Лои, монографию Т.А. Амировой, Б.А. Ольховикова, Ю.В. Рождественского, учебники В.И. Кодухова и Н.А. Кондра шова, коллективные исследования, в которых рассматриваются лингвистические концепции Древнего мира, Средневековья и т.д., книгу В.М. Алпатова и целый ряд других трудов). <...> Тем не ме нее возрастающий спрос на учебные пособия по названной дис циплине, с одной стороны, и необходимость предоставить в распоряжение студентов книгу, в которой достаточно емко, до ступно и сжато были бы освещены основные вехи истории лин гвистики, с другой, а также необходимость пересматривать от дельные положения и выводы предшественников с позиций се годняшнего дня, несомненно, будут стимулировать появление новых работ в этой области. <...> Наконец, и многие классики сравнительноисторического языкознания для обоснования своих общетеоретических воззрений стреми лись опереться на другие науки: биологию (А. Шлейхер <...> В дальнейшем также предпринимались попытки (хотя и в меньших масштабах) увя зать обретение языкознанием «научности» с той или иной кон кретной лингвистической теорией или направлением (концеп ция Ф. де Соссюра, структурная лингвистика, порождающая грамматика…), однако особого успеха они не принесли, хотя бы потому, что выглядевшее в глазах <...>
История_науки_о_языке_.pdf
Л.Л. Нелюбин
Г.Т. Хухуни
ИСТОРИЯ
НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Учебник
6-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2022
1
Стр.1
УДК 81(075.8)
ББК 81-03я73
Н49
Р е ц е н з е н т ы:
др филолог. наук, акад., проф. РАЕН Е.Г. Князева
(Военный университет);
др филолог. наук, акад., проф. РАСН Е.В. Сидоров
(Российский государственный социальный университет)
Нелюбин Л.Л.
История науки о языке [Электронный ðåñóðñ] :
Н49
учебник / Л.Л. Нелюбин, Г.Т. Хухуни. — 6е изд., стер. —
Москва : ФЛИНТА, 2022. — 376 с.
ISBN 9785893497236
В книге с позиций лингвистической историографии излагаются
основные этапы развития науки о языке с древнейших
времен до наших дней, история основных школ и направлений
языкознания, их наиболее важные достижения, лингвистические
концепции крупных языковедов прошлого и современности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей языковых факультетов
вузов, а также всех интересующихся лингвистической
наукой в диахроническом и синхроническом ракурсах.
УДК 81(075.8)
ББК 81-03я73
ISBN 9785893497236
© Издательство «ФЛИНТА», 2008
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ (6)
ВВЕДЕНИЕ (9)
Раздел I. Языкознание в Древнем мире (12). Языкознание в Древней
Индии (12). Античное языкознание (19). Философия языка в Древ
ней Греции (20). Александрийская школа грамматики (25). Языко
знание в древнем Риме (30).
Раздел II. Языкознание в Средние века (36). Языкознание в средневе
ковой Европе (37). Арабская лингвистическая традиция (45). За
рождение славянской и русской лингвистической традиции (51).
Раздел III. Языкознание эпохи Возрождения (58).
Раздел IV. Наука о языке в Новое время (XVII—XVIII века) (64). Есте
ственные и искусственные языки в лингвофилософских концен
циях XVII—XVIII веков (69). Грамматика ПорРояля и ее продолжи
тели (72). Сравнительные исследования (78). Русское языкознание
XVIII в. (83).
Раздел V. Западноевропейское языкознание первой половины ХIХ ве
ка. Начало века (88). Рождение компаративистики (92). Сравнитель
ноисторическое языкознание в середине ХIХ века (98). Общелин
гвистическая концепция В. фон Гумбольдта (101). Натуралисти
ческое направление (концепция А. Шлейхера) (107).
Раздел VI. Психология языка в западноевропейской науки ХIХ века (114).
Психология языка Х. Штейнталя (114). Концепция В. Вундта (119).
Раздел VII. Русское языкознание первой половины ХIХ в. (124). Деятель
ность А.Х. Востокова (128). Развитие славянского языкознания в
трудах И.И. Срезневского и Ф.М. Буслаева (132).
Раздел VIII. Формирование и развитие младограмматического направ
ления. Предпосылки появления младограмматизма (137). «Младо
грамматический манифест» (140). «Принципы языка» Г. Пауля и их
значение (143). Историческая судьба младограмматизма (148).
3
Стр.3
Раздел IХ. Лингвистическое диссидентство (152). Г. Шухардт и школа
«слов и вещей» (152). Эстетический идеализм и концепции К. Фос
слера (157). Лингвистическая география (162). Итальянская шко
ла неолингвистики (166).
Раздел Х. Социологическое направление. Предыстория появления (170).
Французская социологическая школа и ее основные положения
(174).
Раздел ХI. Русское языкознание второй половины ХIХ — ХХ века (181).
Лингвистическая концепция А.А. Потебни (182). Ф.Ф. Фортуна
тов и Московская лингвистическая школа (187). Лингвистическая
концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ (194). Казанская лингвисти
ческая школа (203).
Раздел ХII. «Курс общей лингвистики Ф. де Соссюра» (208). Дихотомия
Соссюра и членение лингвистики (209). Языковой знак и его свой
ства (214). Системный характер языка в концепции Соссюра (217).
Основные разделы языкознания (219).
Раздел ХIII. Предпосылки появления структурализма и его основные
особенности. Пражская лингвистическая школа (223). Возникно
вение и основные положения Пражской лингвистической школы
(227). Фонологическая концепция Пражской школы (230). Грам
матические идеи в трудах представителей Пражской школы (236).
Проблемы типологической и ареальной лингвистики (238). Лите
ратурный и поэтический язык. Проблемы культуры языка (241).
Раздел ХIV. Копенгагенский структурализм (244). Формирование глос
сематической концепции (244). Основные идей глоссематической
теории (247). Язык и речь в интерпретации Л. Ельмслева (251).
Раздел ХV. Другие концепции европейского языкознания ХХ века (256).
Женевская лингвистическая школа (256). Лондонская лингвисти
ческая школа (261). «Структуралисты вне школ» (266). «Около
структуралистические» концепции ХХ века (274).
Раздел ХVI. Американская лингвистика. Становление (280). Леонард
Блумфилд и его концепция (284). Основные принципы дескриптив
ной лингвистики (290). Эдуард Сепир и американская этнолинг
вистика (295). Кризис дескриптивизма и поиски альтернативы (299).
Трансформационная грамматика и «хомскианская революция» (302).
Раздел ХVII. Советское языкознание (310). «Новое учение о языке» и
его падение (311). Другие общелингвистические концепции (318).
4
Стр.4
Формирование фонологических школ (331). Проблемы описатель
ной грамматики (335). Проблемы истории языка (339). Языковое
строительство и социолингвистическая проблема (347). Другие на
правления лингвистических исследований (351). Вторая половина
ХХ века в истории отечественного языкознания (357).
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ (362).
БИБЛИОГРАФИЯ. 1. Публикация первоисточников (371). 2. Труды по
истории и современному состоянию языкознания (373).
5
Стр.5