ISBN 978-5-9765-1249-8 (ФлИнта) ISBN 978-5-02-037717-2 (наука) В пособие вошли вопросы и задания к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, теоретический материал по фонетике для самостоятельного изучения отдельных тем, вопросы к экзамену, списки учебной и научной литературы, которую необходимо освоить в курсе фонетики. <...> Сильная позиция гласных — позиция под ударением, в этом случае гласные характеризуются бо2льшим напряжением при произнесении, бо2льшей протяженностью (долготой) и отчет4 ливой артикуляцией. <...> Сильной также считается позиция гласного в неприкрытом слоге (т.е. в абсолютном начале слова): в этом случае даже в безударном положении звук произносится с меньшим изменением, чем в других безударных слогах. <...> В безударном положении гласный звук произносится с меньшим напряжением, меньшей длительностью и меньшей артикуляционной отчетливостью. <...> В науке изменение гласного в слабой позиции называется редукцией гласных. <...> Количественная редукция затрагивает только длительность произнесения гласного (он становится «короче»), но почти не затрагивает его основных характеристик, поэтому даже в безударном положении такой звук «узнаваем». <...> Качественная редукция — это кардинальное изменение звука в безударной позиции, смена его качественных характеристик. так изменяются звуки о, а, e. <...> Степень изменения, т.е. редукции звука, зависит от того, в каком именно по счету безударном слоге употреблен звук. так, в первом предударном слоге, в сочетании гласных и в неприкрытом слоге степень изменения гласных меньше, чем в других безударных слогах. <...> Эта особенность изменения гласных в слабой позиции описана русским ученым а. <...> Первая степень редукции — это изменение гласных в первом предударном слоге, в сочетании гласных и в неприкрытом слоге; вторая степень редукции — это второй, третий и т.д. предударные слоги, а также все заударные слоги. нормы произношения редуцированных гласных связаны также с характеристикой предшествующего <...>
Фонетика.pdf
Е.Г. Малышева
О.С. Рогалева
ФОНЕТИКА
Учебно-методическое пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2017
1
Стр.1
УДК 811.161.1’342(075.8)
ББК 81.2Рус-1-923
М20
М20
Малышева Е.Г.
Фонетика [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие /
Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева. — 2-е изд., стер. — М. : Флинта, 2017. —
64 с.
ISBN 978-5-9765-1249-8
В пособие вошли вопросы и задания к семинарским, практическим
и лабораторным занятиям, теоретический материал по фонетике
для самостоятельного изучения отдельных тем, вопросы к экзамену,
списки учебной и научной литературы, которую необходимо
освоить в курсе фонетики.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика»
и «Издательское дело и редактирование».
УДК 811.161.1’342(075.8)
ББК 81.2Рус-1-923
ISBN 978-5-9765-1249-8
© Малышева Е.Г., Рогалева О.С.,
2017
© Издательство «ФлИнта», 2017
2
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
От авторов ................................................................................................................ 3
Занятие 1—2. Знаки фонетической транскрипции. Основные нормы
современного русского литературного произношения
и ударения*............................................................................................................... 4
Занятие 3. артикуляционная характеристика гласных
и согласных звуков ..............................................................................................14
Занятие 4. Система гласных фонем современного русского языка* ........18
Занятие 5. Система согласных фонем современного
русского языка* ....................................................................................................24
Занятие 6—7. Чередования гласных и согласных фонем ..............................30
Занятие 8. Суперсегментные единицы. Фонетическое слово.
Речевой такт. Фраза.* Интонация ..................................................................34
Занятие 9. Слоговой принцип русской графики* ...........................................45
Занятие 10. Русская орфография и ее принципы* ..........................................55
Вопросы к экзамену по фонетике ...................................................................61
62
Стр.62