Rus_Mentalnost.qxd 28.02.2012 22:36 Page 1 Интернет-коммуникация как новая речевая формация Интернет-коммуникация как новая речевая формация ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА Интернет-коммуникация как новая речевая формация ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ КАК НОВАЯ РЕЧЕВАЯ ФОРМАЦИЯ Коллективная монография Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012 1 УДК 811.161.1’373 ББК 81.2Рус-3 И73 Н а у ч н ы е р е д а к т о р ы: д-р филол. наук, профессор Т.Н. Колокольцева; канд. филол. наук, доцент О.В. Лутовинова Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, профессор Волгоградского государственного университета Е.Ю. Ильинова; д-р филол. наук, профессор Саратовского государственного университета Т.А. Милехина Интернет-коммуникация как новая речевая формация : колл. <...> Языковая личность в виртуальном пространстве: способы самопрезентации и речевого поведения . <...> Специфика коммуникативного поведения и самопрезентации пользователей российского Живого Журнала (А.А. Качанова) . <...> Глобальные и этнокультурные характеристики туристического дискурса в Интернете (В.А. Митягина) . <...> Поэтому без описания специфики интернет-коммуникации и компьютерно-опосредованного дискурса исчерпывающая характеристика особенностей современного языкового существования попросту невозможна. <...> Специфика интернет-коммуникации вызывает пристальный интерес отечественных и зарубежных ученых (Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, О.В. Дедова, Л.Ю. Иванов, Л.Ф. Компанцева, М.А. Кронгауз, А.Б. Кутузов, О.В. Лутовинова, Н.Б. Мечковская, И.Н. Розина, М.С. Рыжков, М.Ю. Сидорова, Ф.О. Смирнов, Г.Н. Трофимова, Л.Ю. Щипицина, S. <...> По количеству участников интернет-общение, без всякого сомнения, относится к массовой коммуникации, поскольку количество интернетпользователей в мире исчисляется миллионами. <...> С дискурсивной точки зрения интернет-коммуникация представляет собой, по мнению большинства ученых, весьма неоднородное явление. <...> Диалогический характер имеют не только отдельные жанры интернет-коммуникации (например <...>
Интернет-коммуникация_как_новая_речевая_формация.pdf
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
КАК НОВАЯ РЕЧЕВАЯ ФОРМАЦИЯ
Коллективная монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
Издательство «Наука»
2018
1
Стр.1
УДК 811.161.1’373
ББК 81.411.2-3
И73
Н а у ч н ы е р е д а к т о р ы:
д-р филол. наук, профессор Т.Н. Колокольцева;
канд. филол. наук, доцент О.В. Лутовинова
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, профессор Волгоградского государственного университета
Е.Ю. Ильинова;
д-р филол. наук, профессор Саратовского государственного университета
Т.А. Милехина
Интернет-коммуникация как новая речевая формация :
И73
коллективная монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В.
Лутовинова. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 328 с.
— ISBN 978-5-9765-1310-5. — Текст : электронный.
Коллективная
монография
многоаспектного исследования
содержит
интернет-коммуникации
результаты
(общая
характеристика, коммуникативные стратегии и тактики, базовые
концепты, жанровая и дискурсивная специфика). Большое внимание
уделяется характеристике персонологической составляющей интернеткоммуникации,
в частности реализации лингвокреативного потенциала
виртуальной языковой личности (анализ способов создания языковой игры
в Интернете). Рассматриваются специфика современного сетевого этикета
(нетикета), а также проблемы соблюдения/ несоблюдения в интернеткоммуникации
норм культуры речи.
Для специалистов в области речеведения и теории дискурса, для
всех интересующихся особенностями интернет-коммуникации.
УДК 811.161.1’373
ББК 81.411.2-3
ISBN 978-5-9765-1310-5
© Колл. авторов, 2012
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (Т.Н. Колокольцева) ........................................................................ 5
Раздел 1. Интернет-коммуникация
и компьютерно-опосредованный дискурс . ................................... 9
Глава 1. Современная интернет-коммуникация:
структура и основные параметры (Е.И. Горошко) .................... 9
Глава 2. Общая характеристика
компьютерно-опосредованного дискурса
(Е.Н. Галичкина) .......................................................................... 53
Глава 3. Речевые стратегии и тактики интернет-коммуникации
(на материале чатов) (М.С. Рыжков) . ....................................... 72
Глава 4. Компьютерная лингвистика:
теоретические и прикладные аспекты (Л.А. Шестак) ............ 87
Глава 5. Образно-перцептивные характеристики концепта
«Интернет» в профессиональном языковом сознании
(С.И. Агагюлова) . ...................................................................... 109
Раздел 2. Языковая личность в виртуальном пространстве:
способы самопрезентации и речевого поведения .................... 124
Глава 6. Языковая личность в интернет-коммуникации
(О.В. Лутовинова) . ................................................................... 124
Глава 7. Диалог vs диалогичность в интернет-коммуникации
(Т.Н. Колокольцева) . ................................................................. 139
Глава 8. Этический аспект интернет-коммуникации
(Н.А. Карабань) . ....................................................................... 158
Глава 9. Специфика коммуникативного поведения
и самопрезентации пользователей
российского Живого Журнала (А.А. Качанова) ..................... 178
Глава 10. Самопрезентация личности в Интернете и печатных СМИ
(на материале объявлений о знакомстве)
(И.С. Черкасова, Н.А. Красавский) . ........................................ 189
3
Стр.3
Раздел 3. Homo ludens, или человек играющий,
в виртуальном пространстве . ..................................................... 203
Глава 11. Языковая игра в интернет-коммуникации
(Б.Я. Шарифуллин) . .................................................................. 203
Глава 12. Языковая игра в «сетевых языках»
(С.В. Ильясова, Е.В. Каллистратидис) . ................................. 220
Глава 13. Компьютерная игра «StarCraft»:
лингвокультурные характеристики (В.И. Карасик) .............. 237
Раздел 4. Интернет-коммуникация и ее взаимодействие
с дискурсами разных типов . ........................................................ 255
Глава 14. Динамика рекламной коммуникации:
от традиционной модели к интерактивной
(Л.А. Кочетова) . ....................................................................... 255
Глава 15. Глобальные и этнокультурные характеристики
туристического дискурса в Интернете (В.А. Митягина) ...... 271
Раздел 5. Интернет-коммуникация с точки зрения
языковой организации . ................................................................ 291
Глава 16. Языковая специфика интернет-коммуникации
(Е.Б. Штукарева) . .................................................................... 291
Глава 17. Функционирование апеллятивизированных онимов
в интернет-общении (на материале русскоязычных блогов)
(А.А. Кудрявцева) . ..................................................................... 303
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ................................................................................ 322
4
Стр.4