Акустическая классификация, основанная на данных органов слуха . <...> Акустическая классификация по данным инструментальной фонетики . <...> Такое явление принято называть супплетивизмом (от лат. suppletio «восполнение»), а элементы, связанные между собой такого рода отношениями, – супплетивными формами. <...> Поэтому супплетивные отношения устанавливаются только в системе, на фоне регулярных отношений. <...> 37 Из всех знаковых систем – язык животных, язык птиц, язык пчел, язык дорожных знаков – только естественный язык (которым пользуется человек) обладает способностью воплощаться в нескольких кодах, легко переключаться – по мере надобности – с одного кода на другой. <...> Считая, что язык пчел по сравнению с другими семиотическими системами, созданными природой, ближе всего к человеческому языку, известный французский языковед Эмиль Бенвенист писал: « <…> Коммуникация пчел резко противопоставлена человеческим языкам: их сообщение нельзя расчленить. <...> Принцип двойного членения, свойственный языку человека, на язык пчел, равно как и на другие семиотические системы, существующие в природе, не распространяется. <...> Даже язык пчел, при помощи которого передается достаточно сложная информация, не является по своей сути диалогичным. <...> Одна из них – артикуляционная фонетика изучает звуки как анатомо-физиологическое явление, другая – акустическая фонетика изучает звуки как явление акустики. <...> Артикуляционная фонетика Артикуляционная фонетика учитывает работу органов речи во время произношения звуков. <...> Артикуляционная классификация гласных Эта классификация учитывает работу языка, губ, а также степень раскрытия рта. <...> Артикуляционная классификация согласных Эта классификация учитывает следующие признаки. <...> Длительность произношения смычных отличается от длительности произношения щелевых, например, д от з, т от с (иногда первые называют мгновенными, а вторые – длительными). <...> Но длительность произношения одинаковых звуков, например <...>
Теория_языка._Вводный_курс.pdf
А.А. Горбачевский
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
Вводный курс
Учебное пособие
4-е издание, стереотипное
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности
050301.65 – русский язык и литература
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 81-112.2(075.8)
ББК 81я73
Г67
Рецензенты:
д-р филол. наук, профессор Л.А. Глинкина,
д-р филол. наук, профессор Л.А. Шкатова
Г67
Горбачевский А.А.
Теория языка. Вводный курс [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / А.А. Горбачевский. – 4-е изд., стер. – М. :
ФЛИНТА, 2019. – 280 с.
ISBN 978-5-9765-0965-8
В книге излагаются основные понятия теории языка – «гипотеза»,
«теория», «сущность научного исследования», «способы представления
научных знаний», «специфика научных знаний». Определяются разные
смыслы термина «язык», место языка среди других семиотических систем,
двойственность его природы.
Для студентов-филологов, магистрантов, а также аспирантов и
преподавателей русского языка и литературы. Издание будет полезно
также всем изучающим «Теорию языка», «Общее языкознание», «Введение
в языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики».
УДК
81-112.2(075.8)
ББК 81я73
ISBN 978-5-9765-0965-8
© Горбачевский А.А., 2011
© Издательство «ФЛИНТА», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..................................................................................................................... 6
I. Теория языка: ее место в системе научных знаний
§ 1. Основные понятия научной теории .................................................................. 8
§ 2. Наука как способ познания окружающего мира ........................................11
§ 3. Способы представления научных знаний .....................................................13
§ 4. Виды научных текстов ..........................................................................................17
§ 5. Основные разделы науки о языке ....................................................................19
§ 6. Основные понятия: система, знак ....................................................................26
§ 7. Употребление термина язык в разных смыслах ..........................................32
§ 8. Язык и другие знаковые системы .....................................................................38
§ 9. Двойственность природы человеческого языка ..........................................42
§ 10. Гипотезы о происхождении языка ................................................................43
II. Язык как знаковая система
§ 11. Уровни языковой системы ..............................................................................54
§ 12. Подходы к изучению звуков человеческой речи ......................................55
§ 13. Артикуляционная фонетика ...........................................................................57
§ 14. Артикуляционная классификация гласных ...............................................58
§ 15. Артикуляционная классификация согласных ...........................................59
§ 16. Акустическая фонетика ....................................................................................60
§ 17. Акустическая классификация, основанная на данных
органов слуха ........................................................................................................61
§ 18. Акустическая классификация по данным инструментальной
фонетики .................................................................................................................63
§ 19. Функциональная фонетика .............................................................................66
§ 20. Фонологические школы ...................................................................................71
§ 21. Понятие фонологической оппозиции ...........................................................72
§ 22. Различительные признаки гласных фонем ................................................75
§ 23. Различительные признаки согласных фонем ............................................77
§ 24. Письмо и звуковой состав языка ....................................................................79
§ 25. Фонетическая транскрипция ...........................................................................81
§ 26. Фонетическая транскрипция и стили произношения ............................82
§ 27. Фонематическая транскрипция ......................................................................83
§ 28. Практическая транскрипция ...........................................................................86
§ 29. Транслитерация ....................................................................................................92
III. Языковая система: ее устройство и функционирование
Фонетика и фонология
3
Стр.3
§ 30. Комбинаторные и позиционные изменения ...............................................95
§ 31. Способы определения фонетических изменений .................................. 100
§ 32. Типы обусловленных фонетических изменений ................................... 102
§ 33. Периферийные фонетические изменения ............................................... 108
§ 34. Отличительные признаки слова .................................................................. 118
§ 35. Варьирование термина «слово»: общелингвистический аспект ..... 122
§ 36. Лексическое и грамматическое значения слова ..................................... 126
§ 37. Способы выражения грамматических значений .................................... 127
§ 38. Варьирование термина «слово»: внутриязыковой аспект .................. 131
§ 39. Морфема и алломорфы ................................................................................... 133
§ 40. Классификация морфем ................................................................................. 136
§ 41. Нулевые морфемы ............................................................................................ 145
§ 42. Морфемный анализ .......................................................................................... 147
§ 43. «Квадрат Гринберга» ....................................................................................... 153
§ 44. Морфологические изменения ...................................................................... 155
Слово и его строение
§ 45. Синтаксические связи ..................................................................................... 170
§ 46. Простые и сложные словосочетания: их структура
и варьирование .................................................................................................. 170
Словосочетание и предложение
§ 47. Подчинительные синтаксические связи в составе
словосочетания .................................................................................................. 172
§ 48. Предложение как единица языка ................................................................ 176
§ 49. Предложение как единица речи ................................................................... 179
§ 50. Формально-грамматический анализ предложения .............................. 180
§ 51. Смысловой анализ предложения ................................................................ 181
§ 52. Научный метод как совокупность исследовательских приемов ..... 185
§ 53. Логическая структура научного метода .................................................... 188
§ 54. Описательный метод и его применение в истории науки о языке ... 190
§ 55. Сравнительно-исторический метод ........................................................... 196
§ 56. Сопоставительный метод ............................................................................... 200
§ 57. Методы структурной лингвистики ............................................................. 209
1. Дескриптивный метод ................................................................................ 210
2. Компонентный анализ ................................................................................ 213
3. Трансформационный анализ ................................................................... 216
4. Оппозитивный анализ ................................................................................ 218
§ 58. Когнитивный анализ ....................................................................................... 220
§ 59. Методы и приемы: их взаимосвязь ............................................................. 223
IV. Методы в языкознании
4
Стр.4
§ 60. Многообразие языков ...................................................................................... 233
§ 61. Возможные классификации языков .......................................................... 235
§ 62. Генеалогическая классификация языков ................................................. 238
§ 63. Важнейшие языковые семьи и языки ........................................................ 239
§ 64. Языковые макросемьи: ностратические языки ...................................... 248
§ 65. Типологическая классификация языков ................................................. 251
V. Классификации языков
Заключение ................................................................................................................. 260
Сведения о языковедах, упоминаемых в пособии ...................................... 262
Рекомендуемая литература .................................................................................. 279
Стр.5