ISBN 978-5-89349-224-8 Предлагаемое учебно-методическое пособие, апробированное в образовательном процессе социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета в течение ряда лет, включает таблицы, схемы, планы анализа уроков, памятки-алгоритмы, установочные материалы и рекомендации к педагогической практике, по организации работы над курсовым и дипломным сочинением, что помогает упорядочить теоретические знания студентов и организовать их практическую учебную деятельность. <...> Такой подход представляет один из возможных путей разрешения проблемы, которая сводится к тому, что при наличии учебников «Детская риторика» (I—IV кл.) и «Школьная риторика» (V—IХ кл.) предмет риторики в типовой школьной программе отсутствует. <...> Во 2-м издании учебно-методического пособия автором учтен ряд замечаний и пожеланий, а также включен новый раздел — «Организация работы над курсовым и дипломным сочинением». <...> Пособие включает таблицы, схемы, планы анализа уроков, памятки и алгоритмы, установочные материалы и рекомендации на период педагогической практики, по организации работы над курсовым и дипломным сочинением, в течение ряда лет они проходили апробацию в образовательном процессе педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (до 1997 г. — Сочинский филиал РГПУ им. <...> ). Поскольку, как это подчеркивается во всех программных документах, «развитие речи — главная задача обучения русскому (родному) языку в начальных классах» (Программы педагогических институтов. <...> Для иллюстрации переходного характера современного этапа в преподавании русского языка обратимся к минимуму содержания курса «Методика преподавания русского языка» (МПРЯ) Государственного стандарта для специальностей «031200 — Педагогика и методика начального образования» и «021700 — Филология» (М., 1995), так как именно по ним изучают сегодня методику студенты III—IV курсов. <...> Специалист не <...>
Начальное_лингвориторическое_образование_методика_преподавания_русского_языка._Таблицы,_схемы,_алгоритмы_(1).pdf
УДК 820/89.0
ББК 83.3
Â75
д-р филол. наук, д-р пед. наук, проф. Сочинского государственного университета
А.А. Ворожбитова
А в т о р :
З.И. Курцева, канд. пед. наук, доц. кафедры культуры речи учителя Московского
педагогического государственного университета;
Í.À. Ипполитова, ä-р ïåä. íàóê, ïðîô.;
Р е ц е н з е н т ы :
Г.Г. Инфантова, д -р филол. наук, проф. кафедры русского языка и методики
начального обучения Т анрогского государственного педагогического института;
Н.Г. Айрапетян, канд. пед. наук, доц. кафедры лингвистики Ставропольского
государственного университета;
Е.П. Марченко, канд. филол. наук, доц. кафедры современного русского языка
Кубанского государственного университета
Научный редактор :
Í.Í. Ìàåâñêèé, êàíä. ôèëîë. íàóê, ïðîô. (ÐÃÓ)
В75
Ворожбитова А.А.
Начальное лингвориторическое образование : методика преподавания
русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы : учеб.метод.
пособие для студентов ун-тов и пед. учеб. заведений /
А.А. Ворожбитова. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА,
2024. — 248 с. — ISBN 978-5-89349-224-8. — Текст: электронный.
Предлагаемое учебно-методическое пособие, апробированное в образовательном
процессе социально-педагогического факультета Сочинского государственного
университета в течение ряда лет, включает òàáëèöû, ñõåìû, планы анализа óðîêîâ,
памятки-алгоритмы, установочные материалы и рекомендации к педагогической
практике, по организации работы над курсовым и дипломным сочинением, что
помогает упорядочить теоретические знания студентов и организовать их
практическую учебную деятельность. Концепция лингвориторического образования,
положенная в основу данного пособия, позволила внести определенные коррективы в
традиционную структуру курса методики по принципу его изоморфизма
структуре лингвориторической и литературоведческой компетенций языковой
личности, в совокупности образующих филологическую компетенцию. В пособии
реализованы ведущие дидактические принципы преемственности и перспективности,
обеспечивающие систему непрерывного лингвориторического образования.
Адресовано студентам, обучающимся по направлению бакалавриата 050100
«Педагогическое образование», профили «Начальное образование», «Русский язык»,
«Русский язык и литература», «Русский язык, английский язык», преподавателям
университетов и педагогических учебных заведений, учителям начальной школы,
учителям-словесникам средней школы.
УДК 820/89.0
ББК 83.3
2
ISBN 978-5-89349-224-8
© Ворожбитова А.А., 2022
© Издательство "ФЛИНТА", 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к 2-ìó изданию ............................................................ 3
От автора ............................................................................................ 4
Введение ....................................................................................... 17
Профессионально-методическая компетенция учителя
русского языка: дидактический треугольник………………………
........................................ 17
Схема процесса приобретения профессионально-методической
компетенции при изучении êóðñà………………………………………………
......................................................... 18
Общие принципы обучения в рамках дидактического
треугольника… ..................................................................................... 18
Дидактические принципы в структуре педагогического
процесса .......................................................................................... 19
Язык — речь — речевая деятельность ..................................................... 20
Базовые риторические категории .......................................................... 22
Психолингвистическая сущность риторического канона ..................... 23
Риторическая взаимосвязь продуктивной и рецептивной речевой
деятельности ................................................................................. 23
Структура отечественного речевого идеала ........................................... 24
Методология образовательного процесса на уроках языка и речи ........ 25
Структура интегральной лингвориторической компетенции
языковой личности ........................................................................ 26
Иерархия принципов обучения русскому языку ................................... 27
Р а з д е л I
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
План анализа урока чтения в период обучения грамоте ....................... 30
Алгоритм оформления конспекта урока чтения в период обучения
грамоте ................................................................................................. 33
План анализа урока письма в период обучения грамоте ....................... 37
243
Стр.243
Р а з д е л II
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
«Русский язык» как учебный предмет в его соотношении
со структурой языковой личности учащегося ........................................42
Лингвориторическая образовательная программа: основы
проектирования .................................................................................... 44
Становление обучающегося как сильной языковой личности
демократического типа в процессе реализации системы
лингвориторического образования ........................................................ 45
Лингвориторико-культурологическая образовательная программа
как педагогический феномен ................................................................. 46
Характеристика механизмов реализации лингвориторической
компетенции .................................................................................. 49
Направления лингвориторической диагностики развития
учащегося как языковой ëè÷íîñòè: стартовый уровень ......................... 52
Виды разбора на уроках русского языка (речи) и их вклад
в формирование интегральной лингвориторической
компетенции учащихся .................................................................. 58
Типология ошибок речи как модель антикультуры языковой
личности .................................................................................... 60
Основные причины речевых ошибок ó÷àùèõñÿ……………… ............................... 65
Коммуникативные качества речи как требования к речи
школьников и критерии оценки устных и письменных
высказываний .................................................................................. 66
Риторические èäåè, обсуждаемые на речевых уроках ........................... 67
Соотношение лингвистического, психолингвистического и
лингвориторического подхода к развитию речи .................................... 67
Стилистические основы речевой работы .......................................... 69
Стилевые разновидности ðå÷è, изучаемые в начальной школе ........... 69
Формирование текстовой субкомпетенции ........................................... 70
Функционально-смысловые типы речи .......................................... 70
Образец календарно-тематического планирования формирования
лингвориторической компетенции младших школьников на уроках
русского языка (ðå÷è) ......................................................................... 71
Стандартный минимум содержания начального образования:
коммуникативная и текстовая субкомпетенции ................................... 72
244
Стр.244
Типология речевых уроков и рекомендации по подготовке
конспектов ................................................................................ 74
Изложение и сочинение как результат комплексной работы
механизмов реализации лингвориторической компетенции ................ 75
Стандартный минимум содержания начального образования:
языковая ñóáêîìïåòåíöèÿ…………………………...……….............................................................. 84
Обучение фонетико-графическим операциям ....................................... 87
Развитие акционального механизма письменной речи ...................... 89
Памятка для ученика «ß развиваю орфографическую çîðêîñòü» .......... 90
Памятка «ß провожу äèêòàíò» ............................................................... 91
Индивидуально-дифференцированное исправление
орфографических ошибок .................................................................. 92
Обучение морфемно-словообразовательным операциям ...................... 92
Общие требования к уроку русского ÿçûêà…………………………
........................................ 93
План анализа урока русского языка ................................................ 94
Алгоритм подготовки к уроку русского языка ....................................... 96
Алгоритм оформления конспекта урока русского языка ..................... 100
Комментарий к типовой структуре урока русского языка .................. 104
Образцы тестов по русскому языку ...................................................... 105
Памятка «ß провожу внеклассную работу по русскому ÿçûêó» ........ 118
Р а з д е л III
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Единая система литературного образования и речевого развития
школьника как языковой личности ..................................................... 124
Динамика формирования текстовой субкомпетенции
(÷òåíèå) ................................................................................................ 128
План анализа урока детской ëèòåðàòóðû………………………………
............................................. 133
Схема психолого-педагогического анализа урока детской
литературы ........................................................................................ 135
Алгоритм подготовки к уроку детской литературы .............................. 139
Алгоритм оформления конспекта урока детской
литературы ............................................................................................ 141
Памятка «Я провожу аналитико-синтетическую работу
с художественным произведением» ..................................................... 146
245
Стр.245
Виды синтетической работы с текстом на уроках детской
литературы (алгоритмы для ó÷àùèõñÿ) ............................................... 152
Памятка-алгоритм «ß провожу урок чтения ñêàçêè»………… .......................... 155
Памятка-алгоритм «Я провожу урок чтения басни»…………………
............................ 160
Памятка-алгоритм «Я провожу урок чтения научно-познавательной
ëèòåðàòóðû»……… ........................................................................................... 163
Памятка-алгоритм «ß провожу урок чтения стихотворения» ............. 164
Элокутивный анализ текста: изобразительно-выразительные
средства ............................................................................................. 169
Памятка-алгоритм «Я использую наглядность на уроках детской
литературы» ................................................................................... 170
Памятка «Я организую самостоятельную работу на уроках детской
литературы» ...................................................................................... 173
Памятка-алгоритм «Òåõíèêà ÷òåíèÿ: контроль и ó÷åò» ....................... 175
Р а з д е л IV
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
УСТАНОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Структура отчета по МПРЯ за период методической
практики ............................................................................................... 178
Саморекомендации по подготовке конспектов óðîêîâ………… ....................... 183
Общедидактические критерии оценки учебной и внеклассной
работы ................................................................................................. 186
Схема проведения итоговой конференции по методической
практике ............................................................................................ 187
Структура отчета за период педагогической практики «Первые
дни ребенка в øêîëå»………… .................................................................... 188
Стажерская (èññëåäîâàòåëüñêàÿ) практика .................................... 189
Основные направления работы по русскому языку и детской
литературе в период практики……………
............................................................. 191
Форма отчета по стажерской исследовательской практике ................. 193
Алгоритм «Я провожу научно-исследовательскую работу по
методической ïðîáëåìå» ...................................................................... 195
Научно-методическая проблематика «Лингвориторическое
образование как инновационная педагогическая ñèñòåìà» ................ 195
246
Стр.246
Лингвориторическая модель языковой личности ....................... 199
Направления комплексного анализа организации работы по
развитию речи в школе ......................................................................... 200
Требования к ведению исследовательской работы в период
педагогической практики ................................................................... 205
Р а з д е л V
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
НАД КУРСОВЫМ И ДИПЛОМНЫМ СОЧИНЕНИЕМ
Основное назначение курсовой работы .......................................... 208
Базовый алгоритм «ß выполняю курсовую ðàáîòó» ............................ 208
Алгоритм «ß структурирую курсовую ðàáîòó» .............................. 208
Критерии оценки курсовой работы ........................................... 210
Этапы подготовки курсовой работы ................................................... 211
Образцы тем курсовых работ лингвориторической
проблематики ....................................................................................... 212
Оформляю курсовую (äèïëîìíóþ) работу .......................................... 214
Методы педагогического исследования ............................................... 215
От курсового сочинения — к дипломному. Сравнительная
характеристика ................................................................................ 216
Алгоритм выполнения дипломной работы .......................................... 217
Примерное распределение объема дипломной работы ....................... 219
Разработка программы эксперимента .................................................. 219
Алгоритм проектирования инновационного педагогического
процесса ................................................................................................ 220
Образцы оглавлений дипломных работ по методике
преподавания русского языка ............................................................ 223
РЕКОМЕНДУЕМАЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Школа первой ступени ................................................................... 231
Основная литература .................................................................. 231
Программы, школьные учебники .............................................. 234
II. Школа второй ступени ................................................................. 235
Основная литература .................................................................. 235
247
Стр.247
Программы ..................................................................................... 236
Школьные учебники . ..................................................................... 236
Вспомогательные материалы к учебникам . ................................. 237
Пособия для углубленного изучения русского языка . ............... 238
Научно-популярная литература для учащихся ............................ 239
Лингвориторическое образование: базовые определения ................... 240
Учебное издание
Ворожбитова Александра Анатольевна
НАЧАЛЬНОЕ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Таблицы, схемы, алгоритмы
Учебно-методическое пособие
В авторской редакции
Подписано к выпуску 22.01.2024.
Уч.-изд. л. 16,66.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ÔËÈÍÒÀ», 117342, ã. Ìîñêâà, óë. Бутлерова, ä. 17-Á, офис 324.
Òåë.: (495) 334-82-65; (495) 336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
Стр.248