Bolotnova2.qxd 03.09.2008 14:15 Page 1 Н.С. Болотнова Филологический анализ текста Учебное пособие Н.С. Болотнова БОЛОТНОВА НИНА СЕРГЕЕВНА – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой современного русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член корреспондент Академии гуманитарных наук, Лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки. <...> Является автором 195 работ по теории текста, стилистике художественной литературы, функциональной лексикологии, методике преподавания русского языка, включая книги: «Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня» (Томск, 1992); «Гармонизация общения и лексическая структура художественного текста» (СанктПетербург, 1992); «Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте» (Томск, 1994); «Краткая история стилистики художественной речи в России (к истокам коммуникативной стилистики текста)» (Томск, 1996); «Основы теории текста» (Томск, 1999); «Стилистика русского языка: контрольнотренировочные задания» (в соавторстве,Томск, 2000; 2004); «Основы текстоведения в школе» (в соавторстве, Томск, 2000); «Филологический анализ текста», Ч. <...> I–IV (Томск, 2001–2005); «Текстовая деятельность на уроках словесности: методики лингвистического анализа» (Томск, 2002) и др. <...> Болотнова Филологический анализ текста Н.С. Болотнова Филологический анализ текста Учебное пособие 5-е издание, стереотипное Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 — Русский язык и литература Москва Издательство «Флинта» 2016 УДК 80(075.8) ББК 80-923 Б79 Б79 Болотнова Н.С. <...> СТРУКТУРА ТЕКСТА И ФАКТОРЫ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ Глава 1. <...> Текстообразующие возможности сложного синтаксического целого (коммуникативного блока высказываний <...>
Филологический_анализ_текста_.pdf
Н.С. Болотнова
Филологический
анализ текста
Учебное пособие
6-е издание, стереотипное
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 032900 — Русский язык и литература
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 80(075.8)
ББК 80-923
Á79
Болотнова Н.С.
Á79
Филологический анализ текста [Электронное издание] : учеб.
пособие / Н.С. Болотнова. — 6е изд., стер. — М. : Флинта , 2021.
— 520 с.
ISBN 978-5-9765-0053-2
Пособие обобщает и систематизирует материал по теории текста,
содержит описание различных подходов к определению текста и его признаков,
освещение текстовых категорий, основных средств межфразовой связи, а также
типологии текстов.
Основные понятия теории текста рассмотрены с позиций коммуникатив
ной стилистики текста. Разные виды анализа текста представлены как важней
шие составляющие его комплексного филологического исследования с учетом
культурноисторического контекста эпохи. Книга содержит образцы анализа
текстов разных типов, таблицы, схемы, контрольные вопросы, резюме.
Для студентов и аспирантов филологических факультетов вузов,
преподавателей русского языка и литературы.
УДК 80(075.8)
ББК 80-923
Учебное издание
Болотнова Нина Сергеевна
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Учебное пособие
Подписано к выпуску 22.12.2020. Формат 70×100/16.
Уч.-изд. л. 21,67.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ФЛИНТА», 117342, Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, офис 324.
Тел./факс: (495)334-82-65; тел. (495)336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
ISBN 978-5-9765-0053-2
© Болотнова Н.С., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .................................................................................................................................................. 6
Введение.......................................................................................................................................................... 8
РАЗДЕЛ I. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Текстоцентризм в современном гуманитарном знании ......................................... 14
1.1. Вводные замечания. Особенности современной научной парадигмы ..... 14
1.2. Понятие о текстоведении ............................................................................................ 15
1.3. Филология как наука. Понятие о филологическом анализе текста ......... 23
Глава 2. Текст как объект лингвистического анализа .............................................................. 29
2.1. Краткие сведения из истории разработки лингвистического
анализа текста ..................................................................................................................29
2.2. Предмет и цель лингвистического анализа художественного текста ...... 32
2.3. Виды лингвистического анализа художественного текста ........................... 35
2.4. Лингвистический анализ нехудожественных текстов .................................... 43
Глава 3. Текст как объект стилистического анализа ................................................................. 50
3.1. Краткая история стилистики художественной речи и ее роль
в разработке стилистического анализа текста ................................................... 50
3.2. Формирование стилистики текста. Ее соотношение с лингвистикой
текста ................................................................................................................................... 56
3.3. Понятие о стилистическом анализе текста .......................................................... 61
3.4. Стилистический анализ разных текстов ............................................................... 65
Стилистический анализ научного текста ............................................................. 65
Стилистический анализ текста официальноделового стиля ..................... 67
Стилистический анализ публицистического текста ....................................... 70
Стилистический анализ текста разговорного стиля ....................................... 72
Стилистический анализ художественного текста ............................................ 74
Глава 4. Текст как объект литературоведческого анализа ..................................................... 78
4.1. Цель и задачи литературоведческого анализа текста ..................................... 78
4.2. Особенности литературоведческого анализа текста ....................................... 79
4.3. Основные параметры текста как объекта
литературоведческого анализа ................................................................................. 83
4.4. Литературоведческий анализ лирического произведения ........................... 91
Выводы к разделу I .................................................................................................................................. 96
Рекомендуемая литература .................................................................................................................. 97
Основная ............................................................................................................................ 97
Дополнительная .............................................................................................................. 98
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТЕКСТА
Глава 1. Понятие о тексте ................................................................................................................... 100
1.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 100
1.2. Вопрос об определении текста ................................................................................ 100
1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи .......................................................... 106
1.4. Текст как форма коммуникации ............................................................................ 110
1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного
текста как единицы культуры ................................................................................. 115
1.6. Текст как средство обучения ................................................................................... 121
1.7. Текст как дидактический материал ...................................................................... 126
Глава 2. Основные признаки текста ............................................................................................... 131
2.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 131
2.2. Проблема определения признаков текста .......................................................... 132
2.3. Системные признаки текста ..................................................................................... 137
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
4
2.4. Цельность и связность текста .................................................................................. 145
Основные средства межфразовой связи ............................................................. 151
Глава 3. Текстовые категории ........................................................................................................... 158
3.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 158
3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий .................... 158
3.3. Текстовая категория диалогичности ..................................................................... 164
3.4. Текстовая категория время ....................................................................................... 173
3.5. Текстовая категория пространство ...................................................................... 178
3.6. Текстовая категория событие ................................................................................. 183
Глава 4. Типы текстов .......................................................................................................................... 188
4.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 188
4.2. Классификация текстов на основе литературоведческого,
лингвистического, психолингвистического подходов ................................. 188
4.3. Классификации текстов в учебной литературе ............................................... 191
4.4. Другие классификации текстов .............................................................................. 196
4.5. Своеобразие художественных текстов ................................................................ 199
4.6. Типы художественных текстов ............................................................................... 205
Выводы к разделу II .............................................................................................................................. 208
Рекомендуемая литература ................................................................................................................ 210
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРА ТЕКСТА И ФАКТОРЫ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Структура текста: его уровни и единицы ................................................................... 212
1.1. История изучения структуры текста .................................................................... 212
1.2. Понятие о структуре текста ...................................................................................... 229
1.3. Уровни текста ................................................................................................................. 235
1.4. Единицы текста .............................................................................................................. 249
1.5. Комплексная модель системноструктурной организации
художественного текста в коммуникативном аспекте ................................. 259
Глава 2. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней ........... 266
2.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 266
2.2. Текстообразующие возможности «малых» текстовых единиц ................. 266
2.3. Текстообразующие возможности лексических единиц ............................... 275
2.4. Текстообразующие возможности предложений / высказываний ........... 283
2.5. Текстообразующие возможности сложного синтаксического
целого (коммуникативного блока высказываний) ........................................ 290
Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования ............................................ 301
3.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 301
3.2. Понятие о текстовой деятельности, текстообразовании
и текстовой норме ........................................................................................................ 301
3.3. Основные категории и факторы текстообразования ..................................... 311
Образ автора ................................................................................................................... 312
Образ адресата ............................................................................................................... 315
Объективные факторы текстообразования ....................................................... 320
Субъективные факторы текстообразования ..................................................... 331
Глава 4. Текст как структурносемантическое образование ............................................... 343
4.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 343
4.2. О соотношении понятий «содержание» — «информация» —
«семантика» — «смысл» ............................................................................................. 343
4.3. Понятие о смысловой структуре текста .............................................................. 350
4.4. Соотношение лексической структуры текста с семантической
и смысловой структурами ........................................................................................ 361
4.5. Типы лексической структуры текста ................................................................... 366
4.6. Экстралингвстические параметры в анализе текста
и поиск ключей к его кодам ..................................................................................... 376
Стр.4
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
4.7. Регулятивная структура текста и ее роль в смысловом
развертывании текста ................................................................................................. 387
Выводы к разделу III ............................................................................................................................ 394
Рекомендуемая литература к разделу III .................................................................................... 400
РАЗДЕЛ IV. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА
Глава 1. Введение в методологию филологического анализа текста ............................... 402
1.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 402
1.2. Определение основных понятий ............................................................................ 404
1.3. Диалектический метод ............................................................................................... 407
Глава 2. Общенаучные методы ......................................................................................................... 413
2.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 413
2.2. Наблюдение ..................................................................................................................... 414
2.3. Количественный анализ ............................................................................................. 416
2.4. Моделирование .............................................................................................................. 420
Компьютерное моделирование в литературоведении .................................. 431
2.5. Эксперимент ................................................................................................................... 433
Эксперименты на восприятие разных аспектов текста................................ 437
Эксперименты, направленные на изучение прагматики текста
и его отдельных элементов ....................................................................................... 440
2.6. Сравнительносопоставительный метод ............................................................ 441
Глава 3. Общефилологические методы ........................................................................................ 445
3.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 445
3.2. Трансформационный метод ..................................................................................... 445
3.3. Дистрибутивный анализ ............................................................................................ 447
3.4. Контекстологический анализ .................................................................................. 449
3.5. Компонентный анализ ................................................................................................ 453
3.6. Композиционный анализ ........................................................................................... 456
3.7. Структурный метод ..................................................................................................... 458
3.8. Семиотический метод ................................................................................................. 460
3.9. Концептуальный анализ ............................................................................................ 464
Глава 4. Частные методы..................................................................................................................... 470
4.1. Вводные замечания ...................................................................................................... 470
4.2. Интертекстуальный анализ ...................................................................................... 471
4.3. Семантикостилистический метод ........................................................................ 473
4.4. Метод «словообраз» ................................................................................................... 475
4.5. Сопоставительностилистический метод ........................................................... 478
4.6. Метод, близкий к эксперименту ............................................................................. 479
4.7. Биографический метод ............................................................................................... 481
4.8. Мотивный анализ ......................................................................................................... 482
Выводы к разделу IV ............................................................................................................................ 484
Рекомендуемая литература к разделу IV..................................................................................... 485
Заключение ............................................................................................................................................... 487
Литература
К разделу I ................................................................................................................................ 488
К разделу II .............................................................................................................................. 491
К разделу III ............................................................................................................................ 501
К разделу IV ............................................................................................................................ 513
Словари и справочники (в помощь учителю) .......................................................... 518
Стр.5