ISSN 1680-1709
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
ВЕСТНИК
ЧУВАШСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
Научный журнал
№ 3 (83)
Июль – сентябрь 2014 г.
Учредитель
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
«Чувашский государственный
педагогический университет
им. И. Я. Яковлева»
Издается с ноября 1997 г.
Выходит 1 раз в три месяца
Зарегистрирован в Федеральной
службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-58093 от 20.05.2014)
Включен в Перечень рецензируемых
научных журналов и изданий,
в которых должны быть
опубликованы основные
научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней
доктора и кандидата наук
Подписной индекс в каталоге
«Пресса России» 39898
Адрес редакции: 428000,
г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Тел.: (8352) 62-08-71
E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru
www: http://vestnik.chgpu.edu.ru
Главный редактор Б. Г. Миронов, д-р физ.-мат. наук, профессор
Заместитель главного редактора Т. Н. Петрова, д-р пед. наук, профессор
Ответственный редактор Л. Н. Улюкова
Ответственный секретарь А. А. Сосаева
Редакционная коллегия:
редакционный совет:
Адягаши К., д-р филол. наук, профессор (г. Дебрецен, Венгрия);
Алексеев В. В., д-р биол. наук, доцент (г. Чебоксары);
Анисимов Г. А., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Арсалиев Ш. М.-Х., д-р пед. наук, профессор (г. Грозный);
Байрам Б., д-р филол. наук, доцент (г. Кыркларэли, Турция);
Дыбо А. В., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
Ильина Н. А., д-р биол. наук, профессор (г. Ульяновск);
Кожанова М. Б., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Маловичко Л. В., д-р биол. наук, профессор (г. Москва);
Мухтарова Ш. М., д-р пед. наук, доцент (г. Караганда, Казахстан);
Неверкович С. Д., д-р пед. наук, профессор (г. Москва);
Тер-Минасова С. Г., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
Хайрутдинов М. А., д-р пед. наук, профессор (г. Николаев, Украина);
Хрисанова Е. Г., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Чичурин А. С., д-р физ.-мат. наук, профессор (г. Варшава, Польша);
члены редакционной коллегии:
© ФГБОУ ВПО «Чувашский
государственный
педагогический университет
им. И. Я. Яковлева», 2014
Артемьев Ю. М., д-р филол. наук, профессор (г. Чебоксары);
Ахметов Л. Г., д-р пед. наук, профессор (г. Елабуга);
Ванюшин Ю. С., д-р биол. наук, профессор (г. Казань);
Воронов Л. Н., д-р биол. наук, профессор (г. Чебоксары);
Григорьев В. С., д-р ист. наук, профессор (г. Чебоксары);
Димитриев Д. А., д-р мед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Дмитриева Е. Н., д-р пед. наук, профессор (г. Нижний Новгород);
Драндров Г. Л., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Дурмуш О., д-р филол. наук, доцент (г. Эдирне, Турция)
Дыбина О. В., д-р пед. наук, профессор (г. Тольятти);
Кельмаков В. К., д-р филол. наук, профессор (г. Ижевск);
Коваленко М. Д., д-р физ.-мат. наук, профессор (г. Москва);
Куршева Г. А., д-р ист. наук, профессор (г. Саранск);
Лавина Т. А., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Максимова Л. А., д-р физ.-мат. наук, профессор (г. Чебоксары);
Морова Н. С., д-р пед. наук, профессор (г. Йошкар-Ола);
Мудрак О. А., д-р филол. наук, профессор (г. Москва);
Орлов В. Н., д-р физ.-мат. наук, доцент (г. Чебоксары);
Платонова Р. И., д-р пед. наук, доцент (г. Якутск);
Прокопенко В. И., д-р пед. наук, профессор (г. Сургут);
Рабичев И. Э., д-р биол. наук, профессор (г. Москва);
Рахимов И. И., д-р биол. наук, профессор (г. Казань);
Резанов А. Г., д-р биол. наук, доцент (г. Москва);
Рязанцева И. М., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Семенова Г. Н., д-р филол. наук, доцент (г. Чебоксары);
Сергеев Л. П., д-р филол. наук, профессор (г. Чебоксары);
Ситдиков Ф. Г., д-р биол. наук, профессор (г. Казань);
Тенюкова Г. Г., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Фахрутдинова Г. Ж., д-р пед. наук, профессор (г. Казань);
Харитонов М. Г., д-р пед. наук, профессор (г. Чебоксары);
Шайхулов А. Г., д-р филол. наук, профессор (г. Уфа);
Широков О. Н., д-р ист. наук, профессор (г. Чебоксары).
Стр.1
Информация для авторов
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
В издании предусматривается размещение статей по актуальным проблемам естественных,
технических и гуманитарных наук, содержащих новые научные результаты,
ранее не опубликованных и не представленных к публикации в других изданиях. Публикуются
статьи по следующим отраслям науки: 01 – физико-математические науки; 03 –
биологические науки; 07 – исторические науки и археология; 10 – филологические науки;
13 – педагогические науки.
Не публикуются крупные статьи, механически разделенные на ряд отдельных сообщений;
статьи с описанием результатов незаконченных исследований без определенных
выводов; работы описательного характера.
Статья должна иметь:
а) индекс универсальной десятичной классификации (УДК);
б) название работы на русском и английском языках (жирным шрифтом строчными
буквами);
в) инициалы и фамилии авторов на русском и английском языках (жирным шрифтом
строчными буквами) – количество соавторов в статье может быть не более 4;
г) полное название учреждения и города (курсивом), где выполнена работа;
д) четкую аннотацию на русском и английском языках (не менее 500 знаков) отдельными
абзацами;
е) ключевые слова на русском и английском языках (не более 7);
ё) основной текст, включающий следующие подразделы:
актуальность исследуемой проблемы;
материал и методика исследований;
результаты исследований и их обсуждение;
резюме;
литература.
В конце статьи должны быть указаны сведения об авторах на русском и английском
языках: фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность; адрес с почтовым
индексом, контактный телефон, e-mail; рабочий адрес и e-mail; шифр специальности,
по которой выполняется работа (согласно номенклатуре специальностей научных
работников). Авторы должны собственноручно поставить подпись, которая означает их
согласие на передачу прав на издание и распространение содержащейся в статье информации
редакции Вестника. Этим автор также гарантирует, что статья оригинальная, ни
содержание, ни рисунки к ней не были ранее опубликованы в других изданиях. Поступление
статьи в редакцию означает полное согласие автора с правилами Вестника.
191
Стр.190
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2014. № 3 (83)
К статье должны быть приложены следующие документы:
а) рецензия специалиста в области исследования (доктора наук, профессора);
б) экспертное заключение от организации, представляющей статью к публикации,
о возможности опубликования материалов исследования в открытой печати, подтверждающее,
что статья оригинальная, ранее нигде не опубликована и не представлена
к публикации в других журналах и не содержит никакой секретной информации;
в) отзыв научного руководителя и справка с места учебы, подтверждающая обучение
в аспирантуре на бюджетной основе, с указанием сроков обучения, подписанная руководителем
организации (для аспирантов).
В редакцию Вестника статьи направляются в двух форматах: в печатном и электронном
(на компакт-диске) вариантах. Электронный вариант должен точно соответствовать
печатному.
При оформлении статьи необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Статья должна быть напечатана на одной стороне листа формата А4 с полями:
слева 3 см, справа, сверху и снизу 2 см.
2. Размер шрифта – 14. Абзацный отступ – 1 см (5 знаков). Интервал – полуторный.
Текст статьи набирается в текстовом редакторе Microsoft Word в формате *.doc или
*.rtf шрифтом Times New Roman c выравниванием по ширине и автоматическим переносом
слов. При использовании дополнительных шрифтов они должны быть представлены
в редакцию в авторской электронной папке.
3. Объем статьи должен быть не менее 10 и не более 16 страниц компьютерного
исполнения.
4. Таблицы должны содержать экспериментальные данные и представлять собой
обобщенные и статистически обработанные материалы исследований. Каждая таблица
должна иметь заголовок, быть обязательно пронумерована и упомянута в тексте.
5. Количество иллюстраций не должно превышать 4, данные рисунков не должны
повторять материалы таблиц. Рисунки должны быть четкими, легко воспроизводимыми,
быть обязательно пронумерованы, упомянуты в тексте и иметь подрисуночные подписи и
объяснение значений всех условных обозначений. Полноцветные иллюстрации не допускаются.
Кегль текста в схемах – 9 пт.
6. Формулы и буквенные обозначения по тексту должны быть набраны в среде редактора
формул Microsoft Equation 3.0. Шрифт для греческих букв – Symbol, для всех
остальных – Times New Roman, основной размер – 11, крупный индекс – 7, мелкий – 5.
В формулах следует избегать громоздких обозначений. Формулы располагаются по центру
страницы, в случае необходимости нумеруются.
7. Сокращение слов, имен, названий, кроме общепринятых сокращений мер, физических
и математических величин и терминов, допускается только с первоначальным
указанием полного названия.
8. Цитируемая в статье литература (не менее 10 источников) приводится в виде алфавитного
списка по действующему ГОСТу (ГОСТ 7.1-2003). Не допускаются ссылки на
неопубликованные работы. Ссылки в тексте даются в квадратных скобках с указанием номера
из списка литературы и страницы (при необходимости), откуда приводится цитата.
Материалы, не соответствующие указанным требованиям, не рассматриваются.
192
Стр.191
дения об авторах
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ваткина М. А.,
Григорьев А. А.
Алексеев В. В.,
Арестова И. Ю.
Арестова И. Ю.,
Алексеев В. В.
Бирюкова О. В.,
Воротников В. П.
Воронов Л. Н.,
Алексеев Ф. С.,
Ландышева А. Ю.
Ежов И. В.
Системный анализ проблемы моделирования гибридных
систем коммутационных низковольтных аппаратов .……..… 3
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Изменение цитоморфометрических параметров тимуса свиней
под влиянием биогенных препаратов .……..……………... 13
Микроморфология щитовидной железы хряков при обогащении
рациона биогенными препаратами ...…...…………..… 18
Особенности распространения и некоторые проблемы охраны
редких видов растений Нижегородской области в бассейне
реки Кудьмы ….….……...………….….……………...… 23
Сравнительная цитоархитектоника полей На и Нd конечного
мозга серого гуся и волнистого попугая …………………… 29
Методики расчета экономической ценности видов птиц,
включенных в Красную книгу Российской Федерации, обитающих
на территории Республики Татарстан ….......……… 36
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Айыжы Е. В.
Берлов А. В.
Урачаева Т. С.
Традиционная система питания жителей Тоджинского района
Республики Тыва ….….……...………….….………………. 44
Русские ученые либеральной школы аграрной эмиграции
о деятельности П. А. Столыпина ……………………………..
48
Динамика развития образовательных учреждений Чувашии
в 2005 2012 гг. в контексте реализации приоритетного
национального проекта «Образование» …….………………... 54
193
Стр.192
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2014. № 3 (83)
Ховалыг С. С.,
Алексеев В. В.
Тува под российским протекторатом (1914 1919 гг.): забытая
страница отечественной истории .......…...…….…………. 61
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Акулина Л. В.
Ахвандерова А. Д.
Власова Л. В.
Гатаулин Р. М.
Карпова Н. С.
Мефодьев А. И.
Ассоциативные значения цветонаименований в этнокультурном
аспекте ….........…..............…......................….….......... 69
Современное состояние чувашских диалектов ……………… 74
Характеристика гласных фонем непереднего ряда в
приуральских говорах чувашского языка ……..….………….. 79
Литературное редактирование в системе спортивной журналистики
....……….…….……………………..………….……… 85
Концепт «дорога» во фразеологических единицах чувашского
языка ………...….…..….………………………………… 92
Мир детства как часть творческого наследия первого чувашского
писателя С. М. Михайлова ........................………… 97
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Белкова Т. М.
Войтович И. К.
Григорьева Е. Н.
Иванов Д. Е.,
Егорова Л. Д.
Иванова С. В.
Игнатьев Г. В.
Моделирование компетентностно-ориентированного обучения
фразовой интонации студентов-билингвов …………...… 103
Понятие успешности в зарубежной практике дистанционного
обучения ...………………..…….....……………...…………. 110
Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный
язык» для формирования у школьников социальной компетенции
….…………….……...................……………...…........... 117
Социально-культурная адаптация студентов-иностранцев
как проблема современных вузов России ……...................….. 122
Подготовка будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой
деятельности ………………………….……... 128
Информационные технологии и компьютерная графика в
формировании творческой активности у детей с ограниченными
возможностями ……..................…...…..……………….. 136
Карамаликова Н. В. Формирование инновационной культуры студентов педагогического
колледжа в условиях внедрения новых ФГОС …... 142
Кириллов В. В.
Сущность и содержание внутрифирменной профессиональной
подготовки работников технологического производства
.....…...…..………..……………..................................... 147
194
Стр.193
дения об авторах
Содержание
Кириллов В. В.,
Кожанова М. Б.
Краковская О. С.
Кулькова Л. К.
Охтярова Т. И.
Семенова Т. Н.
Шорнов А. С.
Теоретическое обоснование организационно-педагогических
условий, способствующих повышению качества внутрифирменного
профессионального образования …………..... 152
Структура и содержание организационно-управленческой
компетенции бакалавров лингвистики ….................................. 158
Сущность и содержание понятия готовности сотрудников
военного комиссариата к работе с военнослужащими, уволенными
в запас ………………..……………..............……...... 163
Формирование у учителя валеологической компетенции сохранения
голосовой функции ………………………………… 167
Профессиональная подготовка студентов к использованию
этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической
работе с детьми дошкольного возраста …………………. 173
Учебно-методическое обеспечение православного воспитания
учащейся молодежи в Чувашии в 60-х годах XIX –
начале XX века (из опыта Симбирской чувашской учительской
школы) …….………...............………………………...….. 180
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ …..…………………………………..…………….…...… 185
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………...…………………………………………… 191
195
Стр.194
CONTENT
PHYSICS AND MATHEMATICS
Vatkina M. A.,
Grigoryev A. A.
System analysis of problems of modeling hybrid systems of commutation
low-voltage apparatus ….…..........……………………....
BIOLOGY
Alekseev V. V.,
Arestova I. Y.
Arestova I. Y.,
Alekseev V. V.
Biryukova O. V.,
Vorotnikov V. P.
Voronov L. N.,
Alekseev F. S.,
Landysheva A. Y.
Ezhov I. V.
Change in cytomorphometric parameters of thymus of pigs under
the influence of biogenic preparations ….…..........……...………… 13
Micromorphology of thyroid gland of boars under the influence of
biogenic preparations ........................................................................ 18
Features of distribution and problems of protection of Nizhny
Novgorod Region rare plants in the Kudma River basin ................ 23
Comparative cytoarchitectonics of на and hd fields of an end brain
of gray goose and shell parakeet ..............….................................... 29
Methods of calculation of economic value of bird species inhabiting
the territory of the republic of Tatarstan and listed in the red
book of the Russian Federation ….…….….....………..………….. 36
HISTORY
Ayyzhy E. V.
Berlov A. V.
Urachaeva T. S.
Traditional diet of Todzhinsky district inhabitants in the Republic
of Tuva ............................................................................................. 44
P. A. Stolypin’s reforms in the assessment of Russian liberal
scholars in emigration ...................................................................... 48
Dynamics of development of educational institutions of the Chuvash
Republic in 2005 2012 in the context of implementation
of prioritized national project «Education» ….....…….................... 54
196
3
Стр.195
Content
Khovalyg S. S.,
Alekseev V. V.
Tuva under Russian protectorate (1914 1919): forgotten page of
national history ................................................................................ 61
PHILOLOGY
Akulina L. V.
Akhvanderova A. D.
Vlasova L. V.
Gataulin R. M.
Karpova N. S.
Mefodyev А. I.
Associative meanings of color terms in ethno-cultural aspect ….. 69
Current state of Chuvash dialects …….…..………....................... 74
Characteristic of non-anterior vowel phonemes in the Uralic dialects
of the Chuvash language …..............………….…………… 79
Literary editing in sports journalism ………..…………………... 85
Concept «road» in phraseological units of the Chuvash language
92
Childhood world as part of creative heritage of the first Chuvash
writer S. M. Mikhaylov …….....……………................................ 97
PEDAGOGICS
Belkova T. M.
Voytovich I. K.
Grigoryeva E. N.
Ivanov D. E.,
Egorova L. D.
Ivanova S. V.
Ignatyev G. V.
Modeling of competence based teaching phrasal intonation to bilingual
students ……..………....…................................………..… 103
Concept of success in foreign distance education practice .……..... 110
Pedagogical potential of the Foreign Language Discipline in formation
of pupils’ social competence …………………………… 117
Social and cultural adaptation of foreign students as a problem of
modern Russian universities …………………..…..…............…… 122
Training of future foreign language teachers for the system-role
activity .….…………………….............................…..…………… 128
Information technologies and computer graphics in formation of
creative activity at children with disabilities ……………….…..… 136
Karamalikova N. V. Formatoin of innovation culture of pedagogical college students in
conditions of introduction of new FSES …………………………… 142
Kirillov V. V.
Kirillov V. V.,
Kozhanova M. B
Krakovskaya O. S.
Essence and content of intracorporate vocational training of
technological production staff …………………………………… 147
Theoretical justification of organizational and pedagogical conditions
promoting improvement of quality of intracorporate professional
education …………………..…..…………………………... 152
Structure and content of the managerial competence of bachelors
in linguistics …........………………………………………………. 158
197
Стр.196
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2014. № 3 (83)
Kulkova L. K.
Okhtyarova T. I.
Semenova T. N.
Shornov A. S.
Essence and content of readiness of military commissariat to work
with military personnel transferred to the reserve ........................... 163
Formation of teacher’s valeological competence for preservation
of vocal function .............................................................................. 167
Professional training of students to use ethnopedagogical means in
speech therapy for preschoolers ………………………………… 173
Training and methodological support of orthodox education
of students in Chuvashia in the 60-ies of the 19th – beginning
of the 20th century (from the experienceof Simbirsk Chuvash
Teachers’ School) ............................................................................ 180
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS .…………………………….……………… 185
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….…….… 191
198
Стр.197
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2014. № 3 (83)
Редакторы
Н. А. Осипова
Л. А. Судленкова
Е. Н. Засецкова
Н. Н. Федорова
К. Э. Кузьмина
Компьютерная верстка, макет А. П. Кошкиной
Подписано в печать 26.09.2014. Выход в свет 30.09.2014.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 25,0.
Тираж 500 экз. Заказ № 1992. Цена свободная.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в отделе полиграфии
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.198