И.Я. Яковлева На правах рукописи ИОНОВ Алексей Алексеевич ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 13.00.08. <...> Анализ современного состояния организации и проведения педагогической практики студентов института физической культуры………. <...> Теоретическая модель формирования дидактических умений у студентов института физической культуры в процессе педагогической практики………………………………………………. <...> Ход опытно-экспериментальной работы и анализ результатов исследования. <...> Практическая подготовка специалиста признается на сегодняшний день одним из слабых звеньев в системе высшего физкультурно-педагогического образования. <...> Большинство авторов отмечают существование разрыва между уровнем теоретических знаний выпускников и умением применять их при решении педагогических задач (В. М. Корецкий [66], В.Т. Чичикин [170]), что затрудняет процесс их профессиональной адаптации в первые годы работы в школе и препятствует успешному росту их педагогического мастерства. <...> В качестве другой причины низкого уровня профессиональной готовности выпускников физкультурно-педагогических вузов указывается ориентация преподавания спортивно-педагогических дисциплин на формирование спортивных умений и навыков (И.П. Косьмина [67]). <...> Поэтому на современном этапе наметилась тенденция к профессионализации обучения, к усилению практической направленности педагогического образования [11;14;17;23;57;61 и др.] <...> Разрешение противоречия между низким уровнем практической готовности выпускников физкультурно-педагогических вузов, ее оторванностью от профессиональной деятельности и требованиями, которые предъявляются к специалисту физической культуры современным обществом, является актуальной проблемой совершенствования профессионально-педагогической подготовки. <...> К.К. Платонов [133] подчеркивает, что формирование дидактических умений будет более продуктивным <...>
Формирование_дидактических_умений_у_студентов_института_физической_культуры_в_процессе_педагогической_практики__дис._..._канд._пед._наук.pdf
Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева
На правах рукописи
ИОНОВ Алексей Алексеевич
ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У
СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
13.00.08. – Теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Ковалев В.П.,
Чебоксары 2002
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ
УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ИСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………..………11
1.1. Сущность и содержание управления педагогической практики, дидактических
умений ………………………………………………..………..11
1.2. Анализ современного состояния организации и проведения педагогической
практики студентов института физической культуры………..41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
ИНСТИУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ………………………………………………….…………………..81
2.1. Теоретическая модель формирования дидактических умений у студентов
института физической культуры в процессе педагогической практики……………………………………………….…………….…………82
2.2.
Ход опытно-экспериментальной работы и анализ результатов
исследования...……….….………..……………………………….…....108
ЗАКЛЮЧЕННИЕ……………………………………………………...…….…..125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….……...129
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………146
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Практическая подготовка специалиста признается на
сегодняшний день одним из слабых звеньев в системе высшего физкультурно-педагогического
образования. Большинство авторов отмечают существование
разрыва между уровнем теоретических знаний выпускников и умением
применять их при решении педагогических задач (В. М. Корецкий [66], В.Т.
Чичикин [170]), что затрудняет процесс их профессиональной адаптации в
первые годы работы в школе и препятствует успешному росту их педагогического
мастерства.
В частности, установлено, что 5-20 % преподавателей не соответствует
среднему уровню подготовленности к профессиональной деятельности, а 35 -
55% соответствует не в полной мере (Е.В. Кузьмичева, [83]). Констатирующее
исследование, проведенное П.К. Губа [39], выявило невысокий уровень
сформированности готовности студентов третьего курса к профессиональнопедагогической
деятельности. Экспертная проверка сформированности профессиональных
качеств, теоретико-методических знаний и практических
умений и навыков профессиональной деятельности студентов при традиционном
проведении педагогической практики показала их достаточно низкий
уровень (В.Ю. Петров [125]).
В качестве другой причины низкого уровня профессиональной готовности
выпускников физкультурно-педагогических вузов указывается ориентация
преподавания спортивно-педагогических дисциплин на формирование
спортивных умений и навыков (И.П. Косьмина [67]).
Поэтому на современном этапе наметилась тенденция к профессионализации
обучения, к усилению практической направленности педагогического
образования [11;14;17;23;57;61 и др.]. Эта тенденция нашла свое отражение
в содержании требований Государственного образовательного стандарта
и в соответствующей квалификационной характеристике специалиста по фи
Стр.3