ISBN 978-5-9765-1574-1 (ФлИнта) ISBN 978-5-02-037843-8 (наука) В монографии определены основные разделы технико-тактической подготовки по спортивному рукопашному бою и оптимальная последовательность обучения техническим действиям этих разделов на этапе начальной подготовки; выявлены критерии оценки качества освоения учебного материала; представлена методика педагогического контроля базовой техникотактической подготовки юных бойцов 10—13 лет; предложены дополнительные детские разряды и технические категории, что способствует повышению мотивации к долговременной спортивной деятельности. <...> ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ . <...> Спортивные единоборства и их роль в физическом воспитании . <...> Последовательность этапов многолетней технико-тактической подготовки в спортивных единоборствах . <...> Оптимизация техники ударных единоборств и спортивной борьбы для этапа начальной подготовки . <...> Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в поединке по спортивному рукопашному бою . <...> Последовательность обучения технике спортивного рукопашного боя на основе базовых движений . <...> 118 5 ВВЕДЕНИЕ Рукопашный бой как вид спорта является комплексным единоборством, включающим технический арсенал как различных ударных единоборств, так и спортивной борьбы. на сегодняшний день актуальным остается вопрос об особенностях методики подготовки, а также о составе и соотношении технико-тактического компонента в комплексных единоборствах (И.а. <...> Попытки военно-патриотических организаций обучать детей комплексным единоборствам с ориентировкой на объем приемов борьбы и ударную технику, изучаемых по не связанным друг с другом программам различных единоборств, приводят к формированию ущербных технико-тактических арсеналов, перенапряжению функциональных резервов, большому количеству соматических и психических травм, что заканчивается значительным отсевом учащихся <...>
Повышение_эффективности_базовой_технико-тактической_подготовки_юных_бойцов_10-13_лет_по_спортивному_рукопашному_бою__монография.pdf
УДК 796.817
ББК 75.716
Г52
Глазистов А.В.
Г52
Повышение эффективности базовой технико-тактической
подготовки юных бойцов 10—13 лет по спортивному рукопашному
бою : монография / а.В. Глазистов, а.С. Кузнецов. — М. :
ФлИнта : наука, 2013. — 176 с.
ISBN 978-5-9765-1574-1 (ФлИнта)
ISBN 978-5-02-037843-8 (наука)
В монографии определены основные разделы технико-тактической подготовки
по спортивному рукопашному бою и оптимальная последовательность
обучения техническим действиям этих разделов на этапе начальной
подготовки; выявлены критерии оценки качества освоения учебного материала;
представлена методика педагогического контроля базовой техникотактической
подготовки юных бойцов 10—13 лет; предложены дополнительные
детские разряды и технические категории, что способствует повышению
мотивации к долговременной спортивной деятельности.
Для преподавателей спортивных школ и вузов, тренеров по спортивному
рукопашному бою.
УДК 796.817
ББК 75.716
ISBN 978-5-9765-1574-1 (ФлИнта)
ISBN 978-5-02-037843-8 (наука)
2
© Глазистов а.В., Кузнецов а.С., 2013
© Издательство «ФлИнта», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................. 6
Глава 1. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ .......................................... 9
1.1. Спортивные единоборства и их роль
в физическом воспитании ........................................................... 9
1.2. Последовательность этапов
многолетней технико-тактической подготовки
в спортивных единоборствах ..................................................... 12
1.3. Роль классификации и терминологии техники
спортивных единоборств в повышении эффективности
процесса обучения ...................................................................... 17
1.4. Моделирование в спортивных единоборствах
как основа программного содержания
технико-тактической подготовки .............................................. 21
1.5. Обучение технике спортивных единоборств на основе
базовых движений ...................................................................... 27
1.6. Оптимизация последовательности обучения технике
спортивных единоборств ........................................................... 30
1.7. Педагогический контроль как метод повышения
эффективности тренировочного процесса ................................ 31
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ
БАЗОВОЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО СПОРТИВНОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ .......................... 37
2.1. технико-тактическая характеристика поединка
по спортивному рукопашному бою ........................................... 37
2.2. Оптимизация техники ударных единоборств
и спортивной борьбы для этапа начальной подготовки ........... 50
2.3. Модель пространственно-смысловой
технико-тактической деятельности в поединке
по спортивному рукопашному бою ........................................... 56
3
Стр.3
2.4. Последовательность обучения технике спортивного
рукопашного боя на основе базовых движений ....................... 65
2.4.1. Последовательность обучения разделу техники
передвижений .................................................................. 66
2.4.2. Последовательность обучения разделу техники
ударов руками и ногами ................................................. 67
2.4.3. Последовательность обучения разделу техники
защиты от ударов ............................................................ 67
2.4.4. Последовательность обучения разделу техники
борьбы лежа ..................................................................... 68
2.4.5. Последовательность обучения разделу техники
борьбы стоя ...................................................................... 70
2.4.6. Последовательность обучения разделу
технического спарринга ................................................. 73
2.5. Педагогический контроль базовой
технико-тактической подготовки по спортивному
рукопашному бою ....................................................................... 75
2.6. Экспериментальная методика базовой
технико-тактической подготовки по спортивному
рукопашному бою ....................................................................... 78
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ
БАЗОВОЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ БОЙЦОВ 10—13 ЛЕТ ПО СПОРТИВНОМУ
РУКОПАШНОМУ БОЮ ................................................................. 84
3.1. Общие принципы организации
педагогического эксперимента по проверке
эффективности разработанной методики
базовой технико-тактической подготовки ................................ 84
3.1.1. Содержание и методика освоения
учебного материала для 1-й контрольной группы ........ 88
3.1.2. Содержание и методика освоения
учебного материала для 2-й контрольной группы ........ 89
3.1.3. Содержание и методика освоения
учебного материала для экспериментальной группы ...... 91
3.2. Результаты педагогического эксперимента по проверке
эффективности разработанной методики базовой
технико-тактической подготовки .............................................. 93
4
Стр.4
3.2.1. Результаты тестирования
физической подготовленности участников
педагогического эксперимента ...................................... 93
3.2.2. Результаты соревновательной деятельности
участников педагогического эксперимента .................. 94
3.2.3. Результаты анализа сохранности контингента
учащихся в ходе педагогического эксперимента ....... 100
Заключение .......................................................................................................... 102
Практические рекомендации ............................................................................. 105
литература ........................................................................................................... 107
Приложения ......................................................................................................... 118
5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Рукопашный бой как вид спорта является комплексным единоборством,
включающим технический арсенал как различных ударных единоборств,
так и спортивной борьбы.
на сегодняшний день актуальным остается вопрос об особенностях
методики подготовки, а также о составе и соотношении технико-тактического
компонента в комплексных единоборствах (И.а. Бушин, 2005).
Этот вопрос актуализируется, когда речь идет о базовой технико-тактической
подготовке юных бойцов, поскольку от того, насколько рационально
спланирован и осуществляется тренировочный процесс на этапе
начальной подготовки, зависит весь дальнейший путь и предполагаемый
успех в большом спорте (л.П. Матвеев, 1977; Г.П. Пархомович, 1993;
Р.Г. ахмедшин, а.а. Рузиев, 2003).
Попытки военно-патриотических организаций обучать детей комплексным
единоборствам с ориентировкой на объем приемов борьбы и
ударную технику, изучаемых по не связанным друг с другом программам
различных единоборств, приводят к формированию ущербных технико-тактических
арсеналов, перенапряжению функциональных резервов,
большому количеству соматических и психических травм, что заканчивается
значительным отсевом учащихся и дискредитацией
военно-патриотической работы (И.а. Бушин, 2005).
Участие детей и подростков в соревнованиях по армейскому и милицейскому
рукопашному бою, рассчитанных по своей «жесткости» на
взрослых и подготовленных людей, приводит к серьезному травматизму
и большому количеству нокаутов, что является нарушением педагогических
и медицинских принципов (Ю.а. Шулика, т.П. Королева, 1996).
таким образом, при работе с детьми и подростками необходима
программа многолетней технико-тактической подготовки по рукопашному
бою в щадящем режиме с целью обеспечения массовости, повышения
качества технико-тактической подготовки, сохранения здоровья
и обеспечения профессиональной ориентации. Этому требованию соответствует
утвержденный в 2003 году Росспортом стандарт «Спортивный
рукопашный бой», который является дисциплиной вида спорта
«Рукопашный бой» (О признании новых видов спорта, 2003).
По мнению ряда авторов (Ю.а. Шулика, 1993; а.С. Кузнецов, 2002;
И.а. Бушин, 2005), технико-тактическая подготовка юных бойцов долж6
Стр.6