Институт экономики, управления и права (г. Казань) Серия «Педагогика, психология и технология инклюзивного образования» Д. З. Ахметова ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Научно-методическое пособие Казань Познание 2014 УДК 37.018.43:159.9 ББК 74.044.6 А95 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Редакционная коллегия: ректор А. В. Тимирясова, д-р юрид. наук, проф. <...> А95 Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий: научно-методическое пособие ; Институт экономики, управления и права (г. Казань) / Д. З. Ахметова. <...> Требования к электронным учебно-практическим пособиям и к порталу MOODLE . <...> Инклюзивный подход к реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий . <...> Инклюзивное образование обеспечивает равные возможности для людей, имеющих особые образовательные потребности и возможности (ОВЗ). <...> Также важнейшую роль в жизни играют сила характера, способность к преодолению жизненных трудностей, поддержка своего гигиенического состояния, достижение гармонии и счастья. <...> Существует точка зрения, что наиболее удобной формой обучения лиц с ОВЗ является дистанционная. <...> Однако дистанционное обучение – это не форма инклюзивного образования. <...> В данном пособии сделана попытка выявления описания форм психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения с учетом инклюзивного подхода. <...> Автор считает, что эффективность инклюзивного построения обучения лиц с ОВЗ по дистанционной форме невысока, ибо удаленность обучающегося от образовательного центра не позволяет реализовывать в полной мере парадигму инклюзивного образования. <...> Дистанционная форма используется не только в образовательных учреждениях, но и в различных организациях и предприятиях <...>
Инклюзивный_подход_к_психолого-педагогическому_сопровождению_обучения_с_применением_дистанционных_образовательных_технологий_научно-методическое_пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Серия «Педагогика, психология и технология инклюзивного образования»
Д. З. Ахметова
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД
К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Научно-методическое пособие
Казань
Познание
2014
Стр.1
УДК 37.018.43:159.9
ББК 74.044.6
А95
Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского
совета Института экономики, управления и права (г. Казань)
Редакционная коллегия:
ректор А. В. Тимирясова, д-р юрид. наук, проф. И. И. Бикеев,
д-р пед. наук, проф. Д. З. Ахметова, д-р пед. наук, проф. З. Г. Нигматов,
д-р пед. наук. Т. А. Челнокова, Н. А. Паранина
Рецензенты:
кандидат биологических наук, доцент О. В. Григорьева;
доктор философских наук, профессор Е. Л. Яковлева
Ахметова, Д. З.
А95 Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению
обучения с применением дистанционных образовательных
технологий: научно-методическое пособие ; Институт экономики,
управления и права (г. Казань) / Д. З. Ахметова. – Казань: Изд-во
«Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 64 с.
ISBN 978-5-8399-0480-4
Психолого-педагогические аспекты обучения с применением дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) являются малоизученной областью.
Данное научно-методическое пособие содержит авторские подходы к управлению
созданием и психолого-педагогическому сопровождению развития системы
обучения с применением дистанционных образовательных технологий в современном
вузе в призме инклюзивного подхода.
Пособие адресовано менеджерам, тьюторам и создателям систем дистанционного
обучения.
Автор благодарит А. Ф. Зайнуллина, Н. А. Паранину и Б. Р. Хусаинова за помощь
в подготовке пособия.
УДК 37.018.43:159.9
ББК 74.044.6
ISBN 978-5-8399-0480-4
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2014
© Ахметова Д. З., 2014
Стр.2
Оглавление
Предисловие. ................................................................................................................ 4
Раздел 1. Предпосылки развития и организации дистанционного обучения ........ 5
1.1. Историческая справка о создании и становлении моделей
дистанционного обучения ................................................................................... 5
1.2. Организация дистанционного обучения: проблемы и перспективы ..... 11
1.3. Модели, технологии и инструменты дистанционного обучения .......... 21
Раздел 2. Управление развитием дистанционного обучения ................................ 31
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного
обучения .............................................................................................................. 31
2.2. Оценка качества дистанционного обучения ............................................ 36
2.3. Требования к электронным учебно-практическим пособиям и к
порталу MOODLE .............................................................................................. 52
2.4. Инклюзивный подход к реализации обучения с применением
дистанционных образовательных технологий ............................................... 54
Глоссарий .................................................................................................................... 58
Библиографический список ...................................................................................... 62
3
Стр.3