На правах рукописи Ионов Алексей Алексеевич ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ПРАКТИКИ 13.00.08. <...> – Теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Чебоксары – 2002 2 Работа выполнена в Камском государственном институте физической культуры Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ковалев В.П. <...> Практическая подготовка специалиста признается на сегодняшний день одним из слабых звеньев в системе высшего физкультурно-педагогического образования. <...> В качестве другой причины низкого уровня профессиональной готовности выпускников физкультурно-педагогических вузов указывается ориентация преподавания спортивно-педагогических дисциплин на формирование спортивных умений и навыков (И.П. Косьмина ). <...> Эта тенденция нашла свое отражение в содержании требований Государственного образовательного стандарта и в соответствующей квалификационной характеристике специалиста по физической культуре. <...> Разрешение противоречия между низким уровнем практической готовности выпускников физкультурно - педагогических вузов, ее оторванностью от профессиональной деятельности и требованиями, которые предъявляются к специалисту физической культуры современным обществом, является актуальной проблемой совершенствования профессионально-педагогической подготовки. <...> К.К. Платонов подчеркивает, что формирование 4 дидактических умений будет более продуктивным только в том случае, если в работе со студентами не ограничиваться лишь показом хороших уроков или демонстраций элементов передового педагогического опыта, а включать их в активную и разнообразную деятельность, связанную с их будущей профессиональной деятельностью. <...> Поэтому одним из направлений решения данной проблемы выступают поиск и разработка новых эффективных форм организации <...>
Формирование_дидактических_умений_у_студентов_института_физической_культуры_в_процессе_педагогической_практики__автореф._дис._..._канд._пед._наук.pdf
На правах рукописи
Ионов Алексей Алексеевич
ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ
ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ПРАКТИКИ
13.00.08. – Теория и методика профессионального образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Чебоксары – 2002
Стр.1
2
Работа выполнена в Камском государственном
институте физической культуры
Научный руководитель
доктор педагогических наук,
профессор Ковалев В.П.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Маркиянов О.А.
кандидат педагогических наук,
доцент Александров Н. И.
Ведущая организация
Марийский государственный
университет
Защита состоится 5 июля 2002 г. в 13 часов на заседании
диссертационного совета Д 212. 300. 01 в Чувашском государственном
педагогическом университете им. И.Я. Яковлева по адресу: 428000,
г.Чебоксары, пр. К. Маркса, 38
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Чувашского
государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева
Автореферат разослан
2002 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Хрисанова Е.Г.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность. Практическая подготовка специалиста
признается на сегодняшний день одним из слабых звеньев в системе
высшего физкультурно-педагогического образования. Большинство
авторов отмечают существование разрыва между уровнем
теоретических знаний выпускников и умением применять их при
решении педагогических задач (В. М. Корецкий , В.Т. Чичикин), что
затрудняет процесс их профессиональной адаптации в первые годы
работы в школе и препятствует успешному росту их педагогического
мастерства.
В частности, установлено, что 5-20 % преподавателей не
среднему уровню подготовленности к
соответствует
профессиональной деятельности, а 35 -55% соответствует не в полной
мере (Е.В. Кузьмичева ). Констатирующее исследование, проведенное
П.К. Губа , выявило невысокий уровень сформированности готовности
студентов третьего курса к профессионально-педагогической
деятельности. Экспертная проверка сформированности профессиональных
качеств,
теоретико-методических знаний и
практических умений и навыков профессиональной деятельности
студентов при традиционном проведении педагогической практики
показала их достаточно низкий уровень (В.Ю. Петров ).
В качестве другой причины низкого уровня профессиональной
готовности выпускников физкультурно-педагогических вузов
указывается ориентация преподавания спортивно-педагогических
дисциплин на формирование спортивных умений и навыков (И.П.
Косьмина ).
Поэтому на современном этапе наметилась тенденция к
профессионализации обучения, к усилению практической
направленности педагогического образования. Эта тенденция нашла
свое отражение в содержании требований Государственного
образовательного стандарта и в соответствующей квалификационной
характеристике специалиста по физической культуре.
Разрешение противоречия между низким уровнем
практической готовности выпускников физкультурно -
педагогических вузов, ее оторванностью от профессиональной
деятельности и требованиями, которые предъявляются к специалисту
физической культуры современным обществом, является актуальной
проблемой совершенствования профессионально-педагогической
подготовки.
К.К. Платонов подчеркивает, что формирование
Стр.3
4
дидактических умений будет более продуктивным только в том случае,
если в работе со студентами не ограничиваться лишь показом хороших
уроков или демонстраций элементов передового педагогического
опыта, а включать их в активную и разнообразную деятельность,
связанную с их будущей профессиональной деятельностью. Поэтому
одним из направлений решения данной проблемы выступают поиск и
разработка новых эффективных форм организации и управления
учебной практикой в процессе обучения физкультурно-спортивным
видам.
управления ею исследовались в нескольких направлениях:
1)
Вопросы организации и содержания педагогической практики,
- определение целей, задач, содержания, наиболее
эффективных методов и форм ее проведения: О.А Абдуллина, В.П..
Кузьмин; Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.В Кулиш , А.И.
Пискунов ;
2)
студентами содержанием и способами педагогической деятельности:
К.Н. Боголюбов , Л.А. Булатов , В.Ю. Петров , П.В Редхер;
3)
- исследование практики как средства овладения
изучение процесса развития и формирования
профессионально важных качеств личности будущего специалиста:
В.Г. Максимов , И.Х. Мухамедалиев , В.Г. Рындак , А. М. Трешев ],
В.И. Шестернина.
В исследованиях зарубежных ученых показано, что
традиционные формы проведения педагогической практики,
трудные условия преподавания и сложный контингент учащихся
приводят к формированию у студентов негативного отношения
к будущей профессиональной деятельности и снижению их
самооценки ( R.Glifton, J. Doherty and К. Parker ). Это положение
является весьма тревожным, поскольку существующая педагогическая
практика не является эффективным средством подготовки
компетентных специалистов физической культуры в современных
условиях.
В ряде общепедагогических исследований показана
высокая эффективность организации учебно-познавательной
деятельности студентов на основе применения методов проблемного
обучения ( И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин , М.И. Махмутов , В.Т.
Кудрявцев ), постепенного и последовательного сближения ее
содержания с предметным и социальным контекстом будущей
профессии (А.А. Вербицкий ), использования общих форм обучения в
рамках организационной структуры коллективного способа обучения
(В.К. Дьяченко).
Стр.4