Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611230)
Контекстум

Профессиональная лингводидактика в высшем образовании (220,00 руб.)

0   0
АвторыДружинина Мария Вячеславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц125
ID241372
АннотацияСборник содержит научные статьи о способах совершенствования и оптимизации профессионально-языкового образования в вузах. Представлены концептуальные идеи профессиональной лингводидактики, языковой педагогики, философско-языковых положений, современных технологий и приемов в преподавании иностранных языков. Особое внимание уделяется вопросам международной и отечественной стандартизации профессионально-языкового образования.
Кому рекомендованоИздание адресовано специалистам в области преподавания иностранных языков, лингводидактики и высшего образования
Профессиональная лингводидактика в высшем образовании / ред. М. В. Дружинина .— : [Б.и.], 2013 .— 125 с. — URL: https://rucont.ru/efd/241372 (дата обращения: 02.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт филологии и межкультурной коммуникации Кафедра профессиональной лингводидактики Профессиональная лингводидактика в высшем образовании Сборник научно-методических Выпуск 1 материалов Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.В. Дружининой Архангельск ИПЦ САФУ 2013 УДК 378.147:8Г243(082) ББК 81.2-9я43 П841 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составитель М.В. <...> Дружинина Профессиональная лингводидактика в высшем образоП841 вании: сборник науч.-метод, материалов / сост. <...> ISBN 978-5-261-00792-0 Сборник содержит научные статьи о способах совершенствования и оптимизации профессионально-языкового образования в вузах. <...> Представлены концептуальные идеи профессиональной лингводидактики, языковой педагогики, философско-языковых положений, современных технологий и приемов в преподавании иностранных языков. <...> Обеспечение качества профессионально-языкового образования в условиях модернизации системы высшего профессионального образования Ziethen G. <...> Оптимизация языкового образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения: проблемы и перспективы Соколова М.Л. <...> Включение обучающихся в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов по изучению иностранного языка Суслонова С.А., Меньшикова Е.Ю. <...> Аспекты исследования диалога: предпосылки и современность Чилингарян М.В. <...> Интеграция дополнительной специальности «Иностранный язык» в профессиональную подготовку учителей начальных классов Дергаева С.С. <...> Профессионально-ориентированное обучение иностранному <...>
Профессиональная_лингводидактика_в_высшем_образовании.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Профессиональная_лингводидактика_в_высшем_образовании.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт филологии и межкультурной коммуникации Кафедра профессиональной лингводидактики Профессиональная лингводидактика в высшем образовании Сборник научно-методических Выпуск 1 материалов Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.В. Дружининой Архангельск ИПЦ САФУ 2013
Стр.1
УДК 378.147:8Г243(082) ББК 81.2-9я43 П841 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составитель М.В. Дружинина Профессиональная лингводидактика в высшем образоП841 вании: сборник науч.-метод, материалов / сост. М.В. Дружинина; под общ. ред. М.В. Дружниной; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - Вып. 1. - 124 с. - Текст рус, нем. ISBN 978-5-261-00792-0 Сборник содержит научные статьи о способах совершенствования и оптимизации профессионально-языкового образования в вузах. Представлены концептуальные идеи профессиональной лингводидактики, языковой педагогики, философско-языковых положений, современных технологий и приемов в преподавании иностранных языков. Особое внимание уделяется вопросам международной и отечественной стандартизации профессионально-языкового образования. Издание адресовано специалистам в области преподавания иностранных языков, лингводидактики и высшего образования. УДК378.147:81'243(082) ББК 81.2-9я43 ISBN 978-5-261-00792-0 О Дружинина М.В., составление, 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
Содержание Чичерина Н.В. Предисловие Дружинина М.В. О сборнике Крупченко А.К. Основы профессиональной лингводидактики Дружинина М.В. Обеспечение качества профессионально-языкового образования в условиях модернизации системы высшего профессионального образования Ziethen G. Sprache und Personlichkeit Коптяева M.A. Оптимизация языкового образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения: проблемы и перспективы Соколова М.Л. Включение обучающихся в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов по изучению иностранного языка Суслонова С.А., Меньшикова Е.Ю. К вопросу о преподавании иностранных языков в контексте межкультурной коммуникации Елукова Ж.А. Аспекты исследования диалога: предпосылки и современность Чилингарян М.В. Структурные характеристики региональной языковой образовательной политики и этапы ее реализации Евсеева Л.Н. Философские идеи в профессионально-языковом образовании Зашихина И.М. Преимущества метода e-learning в современном мире и его использование для разработки образовательных программ Столярова Н.В. Методологические подходы к исследованию проблемы тестирования в университетском языковом образовании по техническому направлению подготовки АнисимоваЛ.В. Интеграция дополнительной специальности «Иностранный язык» в профессиональную подготовку учителей начальных классов Дергаева С.С. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в высшем профессиональном образовании 5 7 10 21 30 34 37 41 45 51 56 65 72 81 86
Стр.3
Емельянова О.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в вузе (бакалавриат - магистратура) Невзорова А.В. Языковая компетенция в структуре психолого-педагогического образования Вепрева Т.Е. Обучение профессионально-ориентированной иноязычной лексике Елсакова Н.Н. Метод проектов как эффективная технология овладения общекультурными и профессиональными компетенциями Захарченко М.В. Электронная лингводидактика как фактор обеспечения качества обучения иностранным языкам Ананьина М.А. Концептуальные идеи профессионально-языкового образования в сфере управления Сведения об авторах....: 89 93 100 105 113 118 123
Стр.4
== o:,:, ^rjO =,:,:o : Предисловие Одной из основных задач Северного (Арктического) федерального университета является подготовка конкурентоспособных специалистов для различных отраслей экономики, обладающих высоким уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, готовых к работе как в российском, так и в международном контекстах. Огромная роль в решении этой глобальной задачи принадлежит языковому образованию. Понимание важности этой проблемы со стороны ректора и руководства университетом выразилось в том, что в структуре САФУ в 2010 создан институт филологии и межкультурной коммуникации, который призван поднять языковое образование студентов на более высокий качественный уровень. В состав института вошли все подразделения университета, занимающиеся обучением иностранным языкам, которые к моменту создания института уже имели большой положительный опыт в организации языкового образования для профессиональных целей: внедрение информационных технологий, организация уровневого обучения, использование Европейского языкового портфеля, авторские методики и т.п. Вместе с тем совершенно очевидно, что в свете решения новых задач необходимо формирование новых стратегий языковой образовательной политики университета, а также разработка и реализация системы мероприятий по обучению иностранным языкам с учетом программы развития университета, особенностей межкультурного взаимодействия в приарктических регионах, российского и международного опыта в обеспечении качества языкового образования. Применительно к языковому образованию для профессиональных целей в САФУ можно назвать несколько базовых положений, выступающих ориентиром для организации обучения и повышения его качества. 1. Языковое образование для профессиональных целей в САФУ должно осуществляться с ориентацией на международные стан
Стр.5
дарты в области языкового образования в целом: общеевропейскую шкалу уровней владения иностранными языками, международную систему сертифицирования. 2. Каждый выпускник САФУ должен свободно владеть как минимум одним иностранным языком, при этом приоритетное значение имеет английский язык как lingua franca. 3. Языковое образование в САФУ должно обеспечивать развитие многоязычия, что означает создание условий для овладения вторым или третьим иностранным языком, выбор которого определяется экономическими особенностями региона и перспективами профессиональной деятельности студентов. 4. Основным инструментом реализации языкового образования для профессиональных целей в САФУ является внедрение системы непрерывного модульного обучения иностранным языкам для профессии на уровнях бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также в форматах дополнительного профессионального образования. Большая ответственность за достижение поставленных целей возлагается на руководство института и кафедр, на каждого преподавателя иностранного языка университета. Уровень методического мастерства преподавателей, гибкость и способность реагировать на изменение социального, образовательного и технологического контекстов обучения, энтузиазм и желание добиваться высоких результатов в своей работе становятся ключевыми факторами успеха всего университета в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях глобальной экономики. В связи с этим очень важным представляется выпуск первого сборника научных трудов преподавателей института филологии и межкультурной коммуникации в серии «Профессиональная лингводидактика в высшем образовании». Хочется надеяться, что сборники этой серии станут дискуссионной площадкой для обмена опытом и поиска новых нестандартных решений в обучении иностранным языкам для профессий. Н.В. Чичерина, проректор по учебной работе и академическому развитию САФУ
Стр.6
О сборнике Идея выпуска сборников научно-методических и отчасти учебно-методических материалов «Профессиональная лингводидактика в высшем образовании» принадлежит проректору по учебной работе и академическому развитию САФУ Н.В. Чичериной и коллективу кафедры профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации. В последнее десятилетие профессиональная лингводидактика особенно активно развивается в международном сообществе ученых и практиков сферы высшего образования. Отечественная наука признала особую роль этого направления значительно раньше. Более того, языковое образование в Российской Федерации всегда было ориентировано на профессиональные цели. Богатый опыт, накопленный в теории и практике образовательной деятельности, стал в настоящий период по своей сути источником для реализации идей компетентностного подхода, являющегося научно-образовательной основой ФГОС ВПО третьего поколения. Профессиональная лингводидактика - междисциплинарное научное направление, занимающееся проектированием, моделированием, разработкой курсов, программ и учебно-методических материалов в профессионально-языковом образовании. Научные идеи и положения профессиональной лингводидактики настолько интегративны, что сегодня следует констатировать факт развития специальных философских, педагогических и дидактических концептов в языковом образовании как обязательном компоненте профессиональной подготовки. Статьи сборника расположены в следующей логической последовательности: от научно-методологических работ о роли и положении профессиональной лингводидактики осуществлен переход к концептуальным идеям педагогического, философского и дидактического характера о различных способах совершенствования профессионально-языкового образования. Далее следуют статьи
Стр.7
учебно-методической направленности, имеющие научно-исследовательский и научно-прикладной характер, максимально связанные с практикой образовательной деятельности и применением современных технологий в высшем образовании. Многомерность и полидисциплинарность профессиональной лингводидактики - основные идеи статей А.К. Крупченко и М.В. Дружининой. В статье «Язык и личность» доктора филологических наук, магистра искусств Габриеле Цитен (Gabriele Ziethen) анализируется в философском и историческом плане взаимосвязь языков и культур, подчеркивается роль языкового образования как атрибута интеллигентности и коммуникативной способности каждой личности. Автор обращает внимание на дефицит культурологических материалов в современных учебниках, отчего возникают многочисленные проблемы в межкультурной коммуникации. Г. Цитен приводит яркие примеры из практики общения с детьми, взрослыми, а также со студентами в арабских странах, Турции, Бразилии и России. В обучении иностранным языкам, как считает Г. Цитен, необходимо тщательно учитывать культурные ценности, этику и особенности каждой страны. Современные занятия по иностранному языку следует понимать как источник изучения другой культуры, а значит, усвоение языка должно осуществляться в контексте межкультурной коммуникации. Философские идеи профессионально-языкового образования развиваются в статьях Л.Н. Евсеевой, Н.В. Столяровой и др. Педагогические направления профессионально-языкового образования представлены в статьях М.Л. Соколовой, С.С. Дергаевой и др. Механизмом развития профессионально-языкового образования считается языковая образовательная политика разных уровней, научные идеи реализации региональной языковой образовательной политики изложены в статье М.В. Чилингарян. Сложностям в процессе реализации ФГОСов третьего поколения и путям преодоления противоречий посвящены статьи М.А. Коптяевой, А.В. Невзоровой и др. Дидактическим и технологическим аспектам обучения иностранным языкам для профессиональных целей посвящены статьи О.В. Емельяновой, И.М. Зашихиной, Л.В. Анисимовой, а также в той или иной мере всех авторов сборника, которые предлагают различные научно-прикладные способы оптимизации профессионально-языкового образования: организация профессионально
Стр.8
языковых тренингов (М.В. Дружинина), совершенствование системы тестирования (Н.В. Столярова), проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (М.Л. Соколова), использование современных технических средств в университетском языковом образовании (М.В. Захарченко), развитие герменевтических идей в языковом образовании управленческого направления подготовки (М.А. Ананьина), использование метода проектов в техническом направлении подготовки (Н.Н. Елсакова) и др. Интересен факт, что в процесс создания сборника и развития научно-прикладных идей профессиональной лингводидактики были вовлечены не только опытные преподаватели, но также студенты, аспиранты, молодые преподаватели и специалисты по учебно-методической работе. Выражаю благодарность всем участникам научно-творческого процесса развития профессиональной лингводидактики и надежду на дальнейшее сотрудничество в совершенствовании и оптимизации языкового образования - неотъемлемого компонента и показателя качества профессиональной подготовки. Мы с интересом рассмотрим и проанализируем все замечания, пожелания и предложения читателей сборника. Наш контактный адрес: profLD@narfu.ru М.В. Дружинина
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически