Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет» М. В. Бояркина СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ Учебное пособие Чита ЗабГУ 2013 УДК 316.6 (075) ББК 60.542.2 я 7 ББК С 542.2 я 7 Б 869 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного университета Ответственный за выпуск: С. Е.Старостина, д-р пед. наук, доцент, проректор по учебной работе (гум.-пед. направление) ЗабГУ Рецензенты: Н. И. Козлова, канд. пед. наук, доцент ЗабГУ; А. А. Судакова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ЗабКИПКРО Научный редактор: А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф. <...> ЗабГУ Б 869 Бояркина, М. В. Социализация и гендерное воспитание личности: учеб. пособие / М. В. Бояркина; под науч. ред. <...> Задания практикума направлены на осознание, анализ и решение проблем собственной социализации, связанных с разными сферами жизни и деятельности. <...> Пол и гендер как междисциплинарные научные понятия . <...> Мужественность и женственность как личностные качества человека . <...> Психолого-педагогический практикум Цель и примерное содержание занятий тренинга . <...> Составление новой версии автобиографии и вознаграждение себя за новое начинание . <...> Гендерно-ролевая социализация личности мужчины и женщины . <...> Западные же ученые, употребляя термин «гендерноролевой», под гендерным воспитанием понимают создание условий для развития культуры поведения человека с учётом не только половой принадлежности, но и индивидуальных, возрастных, психологических особенностей, социальных запросов и культурного окружения его личности. <...> Материал учебного пособия позволит формировать у студентовбакалавров и магистрантов знания и представления о качествах мужественности и женственности, о вариантах проявления данных качеств во взаимодействии, об особенностях становления стиля гендерно-ролевого поведения. <...> В этом <...>
Социализация_и_гендерное_воспитание_личности_учебное_пособие._Ч._1.pdf
УДК 316.6 (075)
ББК 60.542.2 я 7
ББК С 542.2 я 7
Б 869
Печатается по решению Учёного совета
Забайкальского государственного университета
Ответственный за выпуск:
С. Е.Старостина, д-р пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе (гум.-пед. направление) ЗабГУ
Рецензенты:
Н. И. Козлова, канд. пед. наук, доцент ЗабГУ;
А. А. Судакова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ЗабКИПКРО
Научный редактор: А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф. ЗабГУ
Б 869
Бояркина, М. В.
Социализация и гендерное воспитание личности: учеб. пособие / М. В. Бояркина;
под науч. ред. А. В. Роговой; Забайкал. гос. ун-т. – Чита, 2013. - 126 с.
ISBN 978-5-9293-0911-3
В учебном пособии социализация и воспитание рассматриваются в
гендерно-ролевом аспекте, показываются особенности социализации мужчины
и женщины (мальчика и девочки ; юноши и девушки), раскрывается проблема
содержания гендерного воспитания обучающихся и воспитанников в образовательном
процессе. Характеризуются основные компоненты стиля гендерноролевого
поведения как результата гендерного воспитания, обосновывается роль
педагогов и родителей в гендерном воспитании личности. Задания практикума
направлены на осознание, анализ и решение проблем собственной социализации,
связанных с разными сферами жизни и деятельности.
Учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров, магистрантов
и работающих с ними преподавателей вузов. Может быть полезно аспирантам
и учёным, интересующимся проблемами социокультурного становления
и воспитания гендерных характеристик личности человека. Может
быть использовано учителями-практиками, стремящимися повысить свою
квалификацию, а также специалистами, чьи профессиональные интересы
связаны с данной проблематикой.
УДК 316.6 (075)
ББК 60.542.2 я 7
ББК С 542.2 я 7
ISBN 978-5-9293-0911-3
©ЗабГУ, 2013
Стр.2
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Раздел I. Проблематика гендера в исследованиях зарубежных
и отечественных учёных
1.1. Пол и гендер как междисциплинарные
научные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Представленность гендера в структуре личности . . . . . . 14
1.3. Особенности социализации мужчины и женщины . . . . . 22
1.4. Характеристика основных компонентов стиля
гендерно-ролевого поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
1.5. Мужественность и женственность
как личностные качества человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Раздел II. Гендерное воспитание как новое направление в педагогической
науке
2.1. Сущность, принципы и способы гендерного воспитания 59
2.2. Образовательные технологии, направленные
на гендерное воспитание обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
2.3. Позиция педагога в гендерном воспитании личности . . . 80
2.4. Роль родителей в гендерном воспитании ребёнка . . . . . . 90
Раздел III. Психолого-педагогический практикум
Цель и примерное содержание занятий тренинга . . . . . . . . . . . . 99
Занятие 1. Представление личного гендерного образа.
Определение проблемных областей собственной жизни
и деятельности ..................................... 101
Занятие 2. Освобождение себя от прежних установок.
Ломка стереотипов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Занятие 3. Самопознание.
Исследование своих потребностей ..................... 105
Занятие 4. Анализ потребности обращения
за помощью к другим ............................... 108
Занятие 5. Избавление от прежних отношений . . . . . . . . . . 110
Занятие 6. Организация прощания с прошлым. . . . . . . . . . . 112
Занятие 7. Самораскрытие. Избавление от однообразия
и установление приоритетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Занятие 8. Учёт распределения энергии . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Занятие 9. Преодоление противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Занятие 10. Освобождение от прошлого . . . . . . . . . . . . . . . . 118
3
Стр.3
Занятие 11. Самопринятие. Усиление самоидентификации 119
Занятие 12. Составление карты повседневных нужд. . . . . . 122
Занятие 13. Составление новой версии автобиографии
и вознаграждение себя за новое начинание ............. 124
Занятие 14. Составление плана самосовершенствования . . 125
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Приложение 1. Схема. Гендерно-ролевая социализация личности
мужчины и женщины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Приложение 2. Таблица. Стили гендерно-ролевого поведения
личности и их компоненты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Приложение 3. Методика
«Маскулинность - фемининность» С. Бем. . . . . . . . . . . . . . . 136
Приложение 4. «Типично мужские»
или «типично женские» качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Приложение 5. Тест «Девочки или мальчики,
или Как вы воспитываете своих детей?» . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Приложение 6. Примеры ситуационных задач . . . . . . . . . . . 141
Приложение 7. Тест «Властный ли у вас характер?» . . . . . . 143
4
Стр.4