Дорогие друзья!
В уходящем 2014 году Фонд «Верность» вышел
за рамки той деятельности, которую обычно
осуществляют организации, помогающие
бездомным животным. В мае нам удалось провести
«Особенный фестиваль “Верность”»,
а в сентябре мы выступили в роли организаторов
международного проекта современного
анималистического искусства «ЗооАрт». Издаваемый
Фондом журнал «Собачий остров»,
который год являющийся информационным
спонсором крупнейших кинологических выставок
Санкт-Петербурга и Москвы («Весенний
Петербург», «Белые ночи», «Евразия»,
«Россия» и «Золотой ошейник»), по инициативе Финского Кеннел
Клуба анонсировал Чемпионат мира FCI 2014. На выставке «ЗООСФЕРА»
наш журнал уже не в первый раз получил диплом за весомый
вклад в развитие мирового рынка зообизнеса и активное участие
в этой международной выставке. Наши волонтеры приняли участие во
многих городских мероприятиях, получили диплом лауреата конкурса
«Эффективное добровольчество», а на «ЗООШОУ осень-2014» организовали
конкурс костюмов. Ну а деятельность нашего приюта ознаменовалась
тем, что более 150 собак обрели новые дома.
Все эти достижения стали возможны благодаря слаженной работе
дружной добровольческой команды Фонда и, конечно, благодаря
огромной поддержке людей, неравнодушных к судьбам животных.
Спасибо вам! Удачи в Новом году!
Анна Дмитриева
1-я страница обложки:
сиба-ину Хандзимемеситэ Жин Чоо,
вл. Марина Сажнева, Санкт-Петербург.
Фотограф Ольга Иванова.
Журнал Собачий остров № 6 (32) 2014
© Благотворительный фонд помощи
бездомным животным «Верность», 2014.
Любое использование материалов журнала
без разрешения правообладателя запрещено.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ТУ 78-00359 от 20.07.2009 г.
Журнал Благотворительного фонда
помощи бездомным животным «Верность»
197136, Санкт-Петербург, ул. Всеволода
Вишневского, д. 1, пом. 18. Тел. (812) 645-90-10
http:// www.vernost.org
e-mail: info@vernost.org
Отпечатано в ООО «Светлица»
196158, Санкт-Петербург,
Московское шоссе, д. 25-215
Заказ № 450 от 05.12.2014 г.
Установочный тираж: 5000 экз.
Учредитель и издатель – Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Верность»,
в лице директора Татьяны Титовой и редактора журнала «Собачий остров» Анны Дмитриевой
благодарят: дизайнера Константина Афиногенова, корректора Нину Витальевну Виноградову,
а также Алису Бруновну Фрейндлих, Варвару Владимирову, Юрия Александровича Андреева,
Сергея Павловича Алексеева, Евгению Морозову, Наталью Тарасову, Сергея Черникова, Марину
Анатольевну Сажневу, Татьяну Красовскую, Антона Владимировича Маркова, Наталью Яковенко,
Марию Никульцеву, Михаила Владимировича Дегтярева, Александру Швец, Екатерину Боярскую,
Валерия Георгиевича Шарпило, Карину Колотилову, Екатерину Андрееву, Екатерину Рождественскую,
Ольгу Иванову, Евгению Стругову, Кирилла Сафонова и многих других, предоставивших материалы
и оказавших неоценимую помощь в создании журнала.
ТЕМА НОМЕРА
Поощрение и наказание.….........……..2
СОБЫТИЕ
«Россия-2014»…......................…………..6
ПОРОДА НОМЕРА
Сиба-ину….................................………….8
НОВОСТИ
Ю.А. Андреев:
«С наступающим Новым годом!»..…11
ГОСТЬ НОМЕРА
Алиса Фрейндлих: «Жизнь – дорога
с односторонним движением»……...12
АКТУАЛЬНО
Особенности национального
собаковладения,
или Новый год глазами собак….....…18
СОБЫТИЕ
ЗООСФЕРА: стремительное развитие
и большой потенциал………….……….20
ЗООИНДУСТРИЯ
Выставки животных – неотъемлемая
часть человеческой цивилизации…22
ВЫСТАВКА
«ЗООШОУ осень-2014»……....…………24
Конкурс костюмов на «ЗООШОУ»….25
ОБРАЗОВАНИЕ
Собака и ее корни……..............………..26
ВЫСТАВКА
«Осенний Суперкубок “Элиты”».….28
СОВЕТЫ ВЕТЕРИНАРА
Здоровье сиба-ину.............................29
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Гостиница для экзотических
животных…..........................................30
Колтуны у кошки……...............…………32
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВЛАДЕЛЬЦА ПТИЦЫ
Зебровые амадины…….........…………..33
ДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ НАДЕЖДА
Здесь живет добро!.............................34
КРОССВОРД……….....…….………………38
КАТАЛОГ
Справочная информация….....……….39
1
Стр.2
ТЕМА НОМЕРА
Поощрение
и наказание
Привычное в нашем понимании наказание осуществляется
или методом физического воздействия, или с помощью
психической агрессии, что в свою очередь приводит
к стрессу и впоследствии может обратиться в дополнительные
сложности при управлении поведением ребенка
или животного. Наказывая животное, хозяева часто допускают
те же ошибки, что и при воспитании маленького
ребенка. Например, хозяин, вернувшись с работы, обнаруживает
погрызенную щенком обувь. Какая следует на это
реакция хозяина? Правильно – «неправильная». А именно
– поймать щенка, натыкать его носом в обувь, отругать
и отшлепать. И вряд ли такой хозяин подумает о том, что
его агрессия вылилась на щенка в тот момент, когда питомец
бежал его встречать. Получается, что собаке попало
за то, что она радовалась встрече с хозяином.
Собака не обладает таким мышлением, которое позволило
бы ей связать разные события из разных периодов
времени и выработать соответствующее требованиям
человека поведение. Поэтому, если наказание за погрызенную
обувь применяется хоть и регулярно, но всегда
с запозданием, то щенок у такого хозяина будет и дальше
грызть обувь, а при приближении хозяина будет пытаться
убежать и спрятаться.
С поощрением похожая ситуация. Если взять пример
Исторически так сложилось, что одним из общепринятых методов воспитания
в России до недавнего времени было наказание. Это относится не только к методам
воспитания детей, но и, естественно, животных. Юного «преступника», например,
за разрисованные обои принято ставить в угол, а написавшего мимо пеленки щенка –
шлепать тапком. «Да-да, – воскликнут многие из наших читателей, – а как же иначе!
Ведь за преступлением должно следовать наказание». Что такое поощрение,
что такое наказание и какие еще существуют методы воздействия на поведение
животных, рассказывает президент Ассоциации зоопсихологии Сергей Черников.
ҙ Сергей, для начала хотелось бы понять, что такое
поощрение и наказание?
Для того чтобы разобраться в этих методах воспитания,
давайте рассмотрим два классических примера: за хорошо
сделанную работу человек получает премию, а за двойку,
полученную на уроке, школьник дома неминуемо получит
«взбучку» от родителей. И в том, и в другом случае между
моментом совершения поступка и моментом применения
мер воздействия проходит какое-то время. Но понимание
и осознание того, что любое действие влечет за собой
определенные последствия, приходит к человеку не сразу,
а только с возрастом, после накопления жизненного опыта,
о чем многие взрослые люди забывают. Наказывая
провинившегося малыша, мы пребываем в полной уверенности,
что после наказания незамедлительно последует
понимание и изменение поведения «преступника». Но,
как показывает практика, сколько малолетнего художника
в угол ни ставь, художества на комнатных обоях все прибавляются.
Почему? Да потому, что чаще всего наказание
2
Собачий Остров Dog’s Island №6 (32)
не прерывает нежелательное действие, а применяется
лишь после обнаружения результата этого действия, т.е.
после того, как действие уже давно закончилось. Причем
за время, прошедшее между окончанием действия и наказанием,
ребенок успевает сделать еще кучу всяких разных
дел, многие из которых теоретически должны быть одобрены
родителями. И вдруг – угол. Исследования показали,
что наказание в большинстве случаев не приводит
к ожидаемому результату, а лишь вводит в заблуждение
обе стороны – первые надеются на получение быстрого
эффекта, а вторые пытаются вспомнить, за что их наказали
и действительно ли они это наказание заслужили.
В результате ребенок учится всеми правдами и неправдами
отодвигать момент наказания, избегать его, или начинает
совершать «неправильные» поступки назло родителям.
На самом деле такой результат вполне предсказуем, так
как само по себе наказание не учит ничему новому, не
разъясняет провинившемуся то, как себя надо правильно
вести. А значит, поведение останется таким же, как прежде.
с премией, то ее дают, как правило, не в тот день, когда человек
хорошо поработал, а спустя некоторое время. Причем
если работник в остальные дни будет опаздывать на работу
или плохо выполнять свои обязанности, то премию могут
не дать. Но руководство может и не заметить мелкие проступки
работника, и в итоге премию он все-таки получит.
Получается, что и наказание, и поощрение не только
отсрочены от момента совершения действия, но и носят
вероятностный характер, а потому малоэффективны.
К тому же на само поведение они влияют весьма искаженно,
поэтому их последствия могут быть совершенно
разными и подчас непредсказуемыми. Например, собака
может начать при встрече с хозяином писаться от радости.
ҙ А какие еще есть практические особенности
воздействия наказания и поощрения на поведение
животного?
Основной особенностью этих методов воздействия является
разница во времени между результатом действия
и последующей реакцией. В отношениях между людьми
это означает: «Я тебя наказываю или поощряю за это…»
Например, «Я тебя наказываю за то, что ты получил сегодня
двойку в школе». Для людей, которые общаются
с помощью речи, обладают высокоразвитым интеллектом
и понимают причинно-следственные связи, это будет
классическим наказанием, так как оно произошло уже после
записи, сделанной учителем в дневнике. Напомним,
что речь не является языком общения животных, которые
общаются на языке знаков, т.е. при помощи положений
тела, мимики и движений. Таким образом, ругать собаку
и объяснять, за что ее наказывают, – бесполезно, смысл
слов она не поймет. И даже если она будет стоять и внимательно
слушать то, что вы ей выговариваете – это будет всего
лишь природная реакция на ваши интонации, внимание
к вашему поведению, анализ происходящего. В соответствии
с выводом, который будет сделан исходя из вашего
поведения, собака выстроит линию дальнейшего поведения,
основываясь на своем ранее приобретенном опыте. Если
вы будете говорить на повышенных тонах и угрожающе
жестикулировать, то животное просто испугается и попытается
убежать и спрятаться. Такое агрессивное поведение,
как наказание, не приемлемо, так как ничему не учит,
а только пугает и вызывает отрицательный стресс.
Теперь поговорим о приятном, т.е. о поощрении. Поощрение,
так же как и наказание, является реакцией
на совершенный поступок и должно происходить в кратчайший
срок после действия. К сожалению, поощрение
используется хозяевами при обучении (не путаем с дрессировкой
собаки) намного реже, чем наказание. Особенно,
когда новоиспеченному владельцу четвероногого питомца
кажется, что какое-то правило поведения щенок знает от
природы, потому что уже пару раз делал все правильно.
Такая самонадеянность нередко впоследствии приводит
к наказанию щенка за невыполнение, казалось бы, прекрасно
известного ему правила. Но щенок, своевременно
не получивший подтверждения правильности своих действий,
не виноват в том, что хозяин не счел нужным одобрить
данную модель поведения.
При поощрении, как и при наказании, основной особенностью
является разница во времени между событием
и последующей реакцией на него. При этом собака не может
найти правильных логических и временных связей
между ними. Например, возьмем ситуацию, когда щенок
пописал на пеленку, радостный подбежал к хозяину
и хозяин начинает его усердно хвалить. Как вы думаете,
с точки зрения щенка, за что его хвалит хозяин? В данном
случае – за подход к хозяину, а связи между пеленкой
и поощрением для собаки нет.
ҙ Есть ли еще какие-нибудь воспитательные
меры и способы управления поведением животного?
Модель
поведения животного формируется в зависимости
от того, какой результат оно получает после того,
как совершит определенное действие. Если собака достигает
цели, получает то, что она хотела, и получает неизменно
положительные эмоции, это будет приводить
к тому, что данные действия будут совершаться собакой
чаще. Это называется положительным подкреплением,
которое подразделяется на внешнее подкрепление и самоподкрепление.
Внешнее
положительное подкрепление возникает в том
случае, если владелец своими действиями или поведением
одобряет собаку. Если щенок на прогулке без всяких
команд непроизвольно подбежал к хозяину, а хозяин при
этом щенка похвалил, угостил или поиграл с ним – собака
получила положительные эмоции. Теперь собака будет
стараться подходить к хозяину чаще, независимо от того,
звал он ее или нет. При этом обучение собаки происходит
не на физическом принуждении, а на получении положительного
результата.
Здесь стоит заметить, что яркость эмоций и положительная
мимика хозяина очень важны при похвале животного.
И эта положительная яркость должна быть еще
более сильной, когда щенок, например, впервые правильно
что-то сделает на улице. Для щенка произойдет изменение
условий действия, появятся раздражители, неизведанные
предметы, которые могут таить в себе опасность.
3
Стр.3