Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Метакогнитивные основы конфликтной компетентности (290,00 руб.)

0   0
АвторыКашапов М. М., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц428
ID238185
АннотацияВ монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты метакогнитивных основ конфликтной компетентности. Метакогнитивные характеристики конфликтной компетентности личности исследовались на основе комплексного теоретического и прикладного подхода. Представлено методологическое обоснование метакогнитивного понимания структурно-динамических характеристик конфликтной компетентности, обозначена роль метакогнитивной регуляции поведения субъекта в условиях учебной и профессиональной (педагогической, военной, спортивной, врачебной) деятельности. Установлены функции метакогнитивных компонентов конфликтной компетентности в творческой мыслительной деятельности профессионала на разных уровнях её функционирования (ситуативном и надситуативном). Описаны особенности творческого поведения в конфликтных ситуациях.
Кому рекомендованоМонография адресована студентам, практическим и руководящим работникам, ученым и всем интересующимся современными проблемами метакогнитивизма и конфликтологии.
ISBN978-5-8397-0890-7
УДК159.9
ББК88
Метакогнитивные основы конфликтной компетентности : монография / ред. М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2012 .— 428 с. — Рис. 18. Табл. 51. Библиогр.: 316 назв. — ISBN 978-5-8397-0890-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/238185 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Монография Ярославль 2012 УДК 159.9 ББК Ю95 М54 Работа выполнена при финансовой поддержке ГК №14.740.11.0238 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и финансовой поддержке РФФИ; проект №10-06-00204а по теме «Разработка метакогнитивной концепции структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности личности» Рецензенты: Знаков Виктор Владимирович – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН; Ситников Валерий Леонидович – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения Авторский коллектив: В.И. Панов, М.М. Кашапов, М.В. Чумаков, Н.И. Коршунов, Н.В. Яльцева, А.А. Смирнов, Ю.В. Пошехонова, С.А. Томчук, Ю.С. Филатова, И.В. Серафимович, М.В. Башкин, М.В. Селезнева, А.С. Кашапов, А.А. Постнова, А.В. Бузмакова, А.М. Воскресенский М54 Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. <...> Метакогнитивные характеристики конфликтной компетентности личности исследовались на основе комплексного – теоретического и прикладного – подхода. <...> Представлено методологическое обоснование метакогнитивного понимания структурно-динамических характеристик конфликтной компетентности, обозначена роль метакогнитивной регуляции поведения субъекта в условиях учебной и профессиональной (педагогической, военной, спортивной, врачебной) деятельности. <...> МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА Глава 1. <...> Учёт в медиации специфики типов реагирования на конфликт . <...> Надситуативность мышления как основа развития конфликтной компетентности профессионала. <...> Метакогнитивные основы структурно-функциональных характеристик творческого профессионального мышления преподавателя. <...> КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НА ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО <...>
Метакогнитивные_основы_конфликтной_компетентности_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Монография Ярославль 2012
Стр.1
УДК 159.9 ББК Ю95 М54 Работа выполнена при финансовой поддержке ГК №14.740.11.0238 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и финансовой поддержке РФФИ; проект №10-06-00204а по теме «Разработка метакогнитивной концепции структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности личности» Рецензенты: Знаков Виктор Владимирович – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН; Ситников Валерий Леонидович – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения Авторский коллектив: В.И. Панов, М.М. Кашапов, М.В. Чумаков, Н.И. Коршунов, Н.В. Яльцева, А.А. Смирнов, Ю.В. Пошехонова, С.А. Томчук, Ю.С. Филатова, И.В. Серафимович, М.В. Башкин, М.В. Селезнева, А.С. Кашапов, А.А. Постнова, А.В. Бузмакова, А.М. Воскресенский М54 Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. – Ярославль, 2012. – 428 с. ISBN 978-5-8397-0890-7 В монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты метакогнитивных основ конфликтной компетентности. Метакогнитивные характеристики конфликтной компетентности личности исследовались на основе комплексного – теоретического и прикладного – подхода. Представлено методологическое обоснование метакогнитивного понимания структурно-динамических характеристик конфликтной компетентности, обозначена роль метакогнитивной регуляции поведения субъекта в условиях учебной и профессиональной (педагогической, военной, спортивной, врачебной) деятельности. Установлены функции метакогнитивных компонентов конфликтной компетентности в творческой мыслительной деятельности профессионала на разных уровнях её функционирования (ситуативном и надситуативном). Описаны особенности творческого поведения в конфликтных ситуациях. Монография адресована студентам, практическим и руководящим работникам, ученым и всем интересующимся современными проблемами метакогнитивизма и конфликтологии. Рис. 18. Табл. 51. Библиогр.: 316 назв. ISBN 978-5-8397-0890-7 УДК 159.9 ББК Ю95 © Ярославский госуниверситет им. П.Г. Демидова, 2012
Стр.2
Оглавление Предисловие.................................................................................................... 5 Часть I. МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА Глава 1. Специфика метакогнитивного подхода к пониманию конфликтной компетентности ..................................................... 13 1.1. Метакогнитивный подход к пониманию конфликтной компетентности.................................................................................... 13 1.2. Эмпирическое исследование метакогнитвных характеристик конфликтной компетентности профессионала................................... 30 1.3. Учёт в медиации специфики типов реагирования на конфликт ....... 39 1.4. Надситуативность мышления как основа развития конфликтной компетентности профессионала.......................................................... 52 1.5. Метакогнитивные основы структурно-функциональных характеристик творческого профессионального мышления преподавателя....................................................................................... 61 1.6. Духовные основы конфликтной компетентности профессионала в контексте метакогнитивного понимания событийности ................... 72 1.7. Надситуативный метод формирования конфликтной компетентности профессионала...................................................................................... 94 Глава 2. Метаволевые основы конфликтологической компетентности ............................................................................ 105 Глава 3 Конфликтность/неконфликтность взаимодействия в образовательной среде военного вуза: экопсихологический аспект........................................................ 121 Часть II. КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НА ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Глава 1. Структурно-функциональная организация конфликтной компетентности личности на разных этапах обучения и профессионализации ................................................................ 144 Глава 2. Роль и значение прогностической метакогниции для формирования и развития конфликтной компетентности ... 163 Глава 3. Типы реагирования на конфликт в условиях социальной адаптации студентов.................................................................... 192 3
Стр.3
Глава 4. Динамика коммуникативных характеристик конфликтной компетентности личности на вузовском этапе профессионализации.................................................................... 262 Глава 5. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов........................................................ 276 Глава 6. Внутриличностный конфликт учителя как детерминанта его профессионального развития............................................... 295 Глава 7. О подходе к диагностике конфликтной компетенции врача (на материале деятельности врачей-ревматологов) ............... 322 Глава 8. Метакогнитивные условия конфликтной компетентности и восприятие конфликтных ситуаций военнослужащими по призыву.......................................................................................... 340 Список литературы.................................................................................... 365 Приложения Приложение 1. Методика на определение уровня абнотивности .......... 379 Приложение 2. Методика экспериментального исследования доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций............................................. 382 Приложение 3. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя............................................................................ 387 Приложение 4. Тест «Многозначные слова».......................................... 393 Приложение 5. Методика на определение творческой активности личности.............................................................................................. 400 Приложение 6. Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности............................................ 405 Приложение 7. Опросник способностей творческой личности ............. 411 Приложение 8. Опросник выявления ситуативного/надситуативного уровня мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений......................................................................................... 416 Приложение 9. Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования»..................................................................................... 422 Сведения об авторах .................................................................................. 426 4
Стр.4
Предисловие ной психологии. Теоретический анализ позволяет отметить обращение исследователей к терминам «метапознание» и «саморегуляция», носящее неоднозначный характер. Сторонники одного подхода сходятся на точке зрения, согласно которой метапознание трактуется как часть процесса саморегуляции (H.F. O'Neil Jr., J. Abedi, 1996, Т. Bouffard-Bouchard, S.Parent и S.Larivee, 1993). Другие авторы рассматривают саморегуляцию как один из аспектов образования более высокого уровня – метапознания (В. Berardi-Coletta, L.S. Buyer, R.L. Dominowski и E.R. Rellinger, 1995). Объединяющим эти два подхода фактором выступает идея, согласно которой индивид осуществляет когнитивную проверку или слежение за собственными ментальными процессами. Поэтому можно считать обоснованной точку зрения о том, что метапознание вовлекает как знания, так и компоненты саморегуляции, – то есть включает понимание того, когда и как надо использовать различные стратегии для достижения целей, а также цикла, включающего постановку целей, мониторинг прогресса, знание, когда применить или изменить стратегии для улучшения результата (Derry and Murphy, 1986; Miller, Behrens and Greene, 1993; Sinkavich, 1994). П В психологической литературе высказывается и другая точка зрения о природе и функциях метапознания. В работах Р. Стернберга, Д. Шартье и Э. Лоарера, Ю.К. Корнилова, М.А. Холодной метапознание рассматривается более широко. Авторы считают основной особенностью метакогнитивных процессов то, что они регулируют протекание собственно когнитивных процессов. Е.Ю. Савиным проведен анализ некоторых существующих направлений в изучении метакогнитивных процессов в психологии (Савин, 2008). А.В. Карпов пишет, что одним из основных выводов (и теоретических положений) современного метакогнитивизма как раз и является вывод о том, что суть, специфика и основное функциональное назначение метапроцессов как таковых заключается в их направленности на регуляцию и организацию всех иных процессов («первичных»). Благодаря метапроцессам, субъект оказывается в состоянии не только осуществлять тот или иной «первичный» процесс, но и активно вли5 роблема исследования метакогнитивных основ конфликтной компетентности является актуальной и фундаментальной не только для когнитивной, но и социаль
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.