П.Г. Демидова МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Монография Ярославль 2012 УДК 159.9 ББК Ю95 М54 Работа выполнена при финансовой поддержке ГК №14.740.11.0238 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и финансовой поддержке РФФИ; проект №10-06-00204а по теме «Разработка метакогнитивной концепции структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности личности» Рецензенты: Знаков Виктор Владимирович – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН; Ситников Валерий Леонидович – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения Авторский коллектив: В.И. Панов, М.М. Кашапов, М.В. Чумаков, Н.И. Коршунов, Н.В. Яльцева, А.А. Смирнов, Ю.В. Пошехонова, С.А. Томчук, Ю.С. Филатова, И.В. Серафимович, М.В. Башкин, М.В. Селезнева, А.С. Кашапов, А.А. Постнова, А.В. Бузмакова, А.М. Воскресенский М54 Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. <...> Метакогнитивные характеристики конфликтной компетентности личности исследовались на основе комплексного – теоретического и прикладного – подхода. <...> Представлено методологическое обоснование метакогнитивного понимания структурно-динамических характеристик конфликтной компетентности, обозначена роль метакогнитивной регуляции поведения субъекта в условиях учебной и профессиональной (педагогической, военной, спортивной, врачебной) деятельности. <...> МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА Глава 1. <...> Учёт в медиации специфики типов реагирования на конфликт . <...> Надситуативность мышления как основа развития конфликтной компетентности профессионала. <...> Метакогнитивные основы структурно-функциональных характеристик творческого профессионального мышления преподавателя. <...> КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НА ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО <...>
Метакогнитивные_основы_конфликтной_компетентности_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Монография
Ярославль 2012
Стр.1
УДК 159.9
ББК Ю95
М54
Работа выполнена при финансовой поддержке ГК №14.740.11.0238
в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2009-2013 годы
и финансовой поддержке РФФИ; проект №10-06-00204а по теме
«Разработка метакогнитивной концепции структурно-функциональных
характеристик конфликтной компетентности личности»
Рецензенты:
Знаков Виктор Владимирович – доктор психологических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института психологии РАН;
Ситников Валерий Леонидович – доктор психологических наук, профессор,
зав. кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного
университета путей сообщения
Авторский коллектив:
В.И. Панов, М.М. Кашапов, М.В. Чумаков, Н.И. Коршунов, Н.В. Яльцева,
А.А. Смирнов, Ю.В. Пошехонова, С.А. Томчук, Ю.С. Филатова,
И.В. Серафимович, М.В. Башкин, М.В. Селезнева, А.С. Кашапов,
А.А. Постнова, А.В. Бузмакова, А.М. Воскресенский
М54
Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под
науч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. – Ярославль, 2012. – 428 с.
ISBN 978-5-8397-0890-7
В монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты метакогнитивных
основ конфликтной компетентности. Метакогнитивные характеристики
конфликтной компетентности личности исследовались на основе комплексного
– теоретического и прикладного – подхода. Представлено методологическое
обоснование метакогнитивного понимания структурно-динамических
характеристик конфликтной компетентности, обозначена роль метакогнитивной
регуляции поведения субъекта в условиях учебной и профессиональной (педагогической,
военной, спортивной, врачебной) деятельности. Установлены функции
метакогнитивных компонентов конфликтной компетентности в творческой мыслительной
деятельности профессионала на разных уровнях её функционирования
(ситуативном и надситуативном). Описаны особенности творческого поведения
в конфликтных ситуациях.
Монография адресована студентам, практическим и руководящим работникам,
ученым и всем интересующимся современными проблемами метакогнитивизма
и конфликтологии.
Рис. 18. Табл. 51. Библиогр.: 316 назв.
ISBN 978-5-8397-0890-7
УДК 159.9
ББК Ю95
© Ярославский госуниверситет
им. П.Г. Демидова, 2012
Стр.2
Оглавление
Предисловие.................................................................................................... 5
Часть I. МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 1. Специфика метакогнитивного подхода к пониманию
конфликтной компетентности ..................................................... 13
1.1. Метакогнитивный подход к пониманию конфликтной
компетентности.................................................................................... 13
1.2. Эмпирическое исследование метакогнитвных характеристик
конфликтной компетентности профессионала................................... 30
1.3. Учёт в медиации специфики типов реагирования на конфликт ....... 39
1.4. Надситуативность мышления как основа развития конфликтной
компетентности профессионала.......................................................... 52
1.5. Метакогнитивные основы структурно-функциональных
характеристик творческого профессионального мышления
преподавателя....................................................................................... 61
1.6. Духовные основы конфликтной компетентности профессионала в
контексте метакогнитивного понимания событийности ................... 72
1.7. Надситуативный метод формирования конфликтной компетентности
профессионала...................................................................................... 94
Глава 2. Метаволевые основы конфликтологической
компетентности ............................................................................ 105
Глава 3 Конфликтность/неконфликтность взаимодействия в
образовательной среде военного вуза:
экопсихологический аспект........................................................ 121
Часть II. КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
НА ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. Структурно-функциональная организация конфликтной
компетентности личности на разных этапах обучения
и профессионализации ................................................................ 144
Глава 2. Роль и значение прогностической метакогниции для
формирования и развития конфликтной компетентности ... 163
Глава 3. Типы реагирования на конфликт в условиях социальной
адаптации студентов.................................................................... 192
3
Стр.3
Глава 4. Динамика коммуникативных характеристик конфликтной
компетентности личности на вузовском этапе
профессионализации.................................................................... 262
Глава 5. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными
особенностями спортсменов........................................................ 276
Глава 6. Внутриличностный конфликт учителя как детерминанта
его профессионального развития............................................... 295
Глава 7. О подходе к диагностике конфликтной компетенции врача
(на материале деятельности врачей-ревматологов) ............... 322
Глава 8. Метакогнитивные условия конфликтной компетентности и
восприятие конфликтных ситуаций военнослужащими по
призыву.......................................................................................... 340
Список литературы.................................................................................... 365
Приложения
Приложение 1. Методика на определение уровня абнотивности .......... 379
Приложение 2. Методика экспериментального исследования
доминирующего уровня проблемности при решении
педагогических проблемных ситуаций............................................. 382
Приложение 3. Оценивание как показатель уровня педагогического
мышления учителя............................................................................ 387
Приложение 4. Тест «Многозначные слова».......................................... 393
Приложение 5. Методика на определение творческой активности
личности.............................................................................................. 400
Приложение 6. Разработка методики самооценки метакогнитивных
знаний и метакогнитивной активности............................................ 405
Приложение 7. Опросник способностей творческой личности ............. 411
Приложение 8. Опросник выявления ситуативного/надситуативного
уровня мышления воспитателей дошкольных образовательных
учреждений......................................................................................... 416
Приложение 9. Опросник «Диагностика ведущего типа
реагирования»..................................................................................... 422
Сведения об авторах .................................................................................. 426
4
Стр.4
Предисловие
ной психологии. Теоретический анализ позволяет отметить обращение
исследователей к терминам «метапознание» и «саморегуляция»,
носящее неоднозначный характер. Сторонники одного подхода сходятся
на точке зрения, согласно которой метапознание трактуется как
часть процесса саморегуляции (H.F. O'Neil Jr., J. Abedi, 1996, Т. Bouffard-Bouchard,
S.Parent и S.Larivee, 1993). Другие авторы рассматривают
саморегуляцию как один из аспектов образования более высокого
уровня – метапознания (В. Berardi-Coletta, L.S. Buyer, R.L. Dominowski
и E.R. Rellinger, 1995). Объединяющим эти два подхода фактором
выступает идея, согласно которой индивид осуществляет когнитивную
проверку или слежение за собственными ментальными
процессами. Поэтому можно считать обоснованной точку зрения о
том, что метапознание вовлекает как знания, так и компоненты саморегуляции,
– то есть включает понимание того, когда и как надо использовать
различные стратегии для достижения целей, а также цикла,
включающего постановку целей, мониторинг прогресса, знание,
когда применить или изменить стратегии для улучшения результата
(Derry and Murphy, 1986; Miller, Behrens and Greene, 1993; Sinkavich,
1994).
П
В психологической литературе высказывается и другая точка
зрения о природе и функциях метапознания. В работах Р. Стернберга,
Д. Шартье и Э. Лоарера, Ю.К. Корнилова, М.А. Холодной метапознание
рассматривается более широко. Авторы считают основной особенностью
метакогнитивных процессов то, что они регулируют протекание
собственно когнитивных процессов. Е.Ю. Савиным проведен
анализ некоторых существующих направлений в изучении метакогнитивных
процессов в психологии (Савин, 2008).
А.В. Карпов пишет, что одним из основных выводов (и теоретических
положений) современного метакогнитивизма как раз и является
вывод о том, что суть, специфика и основное функциональное назначение
метапроцессов как таковых заключается в их направленности
на регуляцию и организацию всех иных процессов («первичных»).
Благодаря метапроцессам, субъект оказывается в состоянии не только
осуществлять тот или иной «первичный» процесс, но и активно вли5
роблема
исследования метакогнитивных основ конфликтной
компетентности является актуальной и фундаментальной
не только для когнитивной, но и социаль
Стр.5