Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов (290,00 руб.)

0   0
АвторыКашапов М. М., Пошехонова Ю. В., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц384
ID238184
АннотацияВ монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты творческой деятельности профессионала. Когнитивные и метакогнитивные характеристики творческой деятельности профессионала исследовались на основе комплексного методологического, теоретического и прикладного подхода. Представлено методологическое обоснование когнитивного и метакогнитивного понимания структурно-динамических характеристик творческого профессионального мышления, обозначена роль ментального и экзистенциального опыта в метакогнитивной регуляции поведения и деятельности субъекта, установлены функции метакогнитивных компонентов в творческой деятельности профессионала на разных уровнях его функционирования (ситуативном и надситуативном). Описаны особенности творческого поведения в конфликтных ситуациях.
Кому рекомендованоМонография адресована студентам, практикам, руководителям и всем интересующимся проблемами современной психологии творчества.
ISBN978-5-8397-0852-5
УДК159.947
ББК88
Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов : монография / ред.: М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2012 .— 384 с. — Рис. 21. Табл. 27. Библиогр.: 294 назв. — ISBN 978-5-8397-0852-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/238184 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНОГО И МЕТАКОГНИТИВНОГО ПОДХОДОВ Монография Ярославль 2012 УДК 159.947 ББК Ю935 Т 28 Работа выполнена при финансовой поддержке ГК №14.740.11.0238 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы; РГНФ (проект №11-06-00738а) Рецензенты: зав. лабораторией экопсихологии развития ПИ РАО, доктор психологических наук, профессор, член-корр. <...> Панов; зав. лабораторией психологии развития ИП РАН, доктор психологических наук, профессор Е.А. Сергиенко Авторский коллектив: Знаков В.В., Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В., Киселева Т.Г., Зуева М.Л., Шляпникова О.А., Огородова Т.В., Соколова М.А., Башкин М.В., Кашапов А.С. <...> Т28 Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под науч. ред. проф. <...> Метакогнитивные процессы и творческий подход к решению педагогических проблемных ситуаций. <...> Когнитивные и метакогнитивные характеристики конфликтоустойчивости в процессе социально-психологической адаптации студентов. <...> 356 Приложение 6 Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности . <...> В научном отношении необходимость обращения к проблеме П когнитивного и метакогнитивного подходов к творческой деятельности профессионала обусловлена отсутствием устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления и функционирования творческой деятельности профессионала; потребностью в обобщении и систематизации многочисленных, порой противоречивых, фактов; необходимостью дальнейшего развития теории творческой деятельности профессионала. <...> В главе 1 «Интегративный феномен экзистенциального опыта как проблема психологии человеческого бытия» В.В. Знаков, прежде всего, показывает роль экзистенциального опыта для метакогнитивизма и психологии человеческого бытия: все, что относится к опыту, должно рассматриваться в континууме между субъектом <...>
Творческая_деятельность_профессионала_в_контексте_когнитивного_и_метакогнитивного_подходов_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНОГО И МЕТАКОГНИТИВНОГО ПОДХОДОВ Монография Ярославль 2012
Стр.1
УДК 159.947 ББК Ю935 Т 28 Работа выполнена при финансовой поддержке ГК №14.740.11.0238 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы; РГНФ (проект №11-06-00738а) Рецензенты: зав. лабораторией экопсихологии развития ПИ РАО, доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО В.И. Панов; зав. лабораторией психологии развития ИП РАН, доктор психологических наук, профессор Е.А. Сергиенко Авторский коллектив: Знаков В.В., Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В., Киселева Т.Г., Зуева М.Л., Шляпникова О.А., Огородова Т.В., Соколова М.А., Башкин М.В., Кашапов А.С. Т28 Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой; ЯрГУ. – Ярославль, 2012. – 384 с. ISBN 978-5-8397-0852-5 В монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты творческой деятельности профессионала. Когнитивные и метакогнитивные характеристики творческой деятельности профессионала исследовались на основе комплексного – методологического, теоретического и прикладного – подхода. Представлено методологическое обоснование когнитивного и метакогнитивного понимания структурно-динамических характеристик творческого профессионального мышления, обозначена роль ментального и экзистенциального опыта в метакогнитивной регуляции поведения и деятельности субъекта, установлены функции метакогнитивных компонентов в творческой деятельности профессионала на разных уровнях его функционирования (ситуативном и надситуативном). Описаны особенности творческого поведения в конфликтных ситуациях. Монография адресована студентам, практикам, руководителям и всем интересующимся проблемами современной психологии творчества. Рис. 21. Табл. 27. Библиогр.: 294 назв. ISBN 978-5-8397-0852-5 УДК 159.947 ББК Ю935 © Ярославский госуниверситет им. П.Г. Демидова, 2012
Стр.2
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................ 5 ГЛАВА 1. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОПЫТА КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ..... 10 ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 2.1. Когнитивное и метакогнитивное понимание структурно-динамических характеристик творческого профессионального мышления ....................... 35 2.2. Метакогнитивные процессы и творческий подход к решению педагогических проблемных ситуаций....................................................... 122 2.3. Формирование метапредметных компетенций учащихся системы начального профессионального образования............................................. 154 2.4. Креативные способности как элемент системы профессионально важных качеств педагогов дошкольного образования .............................. 218 2.5. К вопросу о творческом мышлении экономистов............................... 245 ГЛАВА 3. КРЕАТИВНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 3.1. Роль креативности в разрешении конфликтов на различных этапах обучения и профессионализации личности................................................ 256 3.2. Когнитивные и метакогнитивные характеристики конфликтоустойчивости в процессе социально-психологической адаптации студентов.................................................................................... 269 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................ 321 3
Стр.3
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Методика на определение уровня абнотивности................................... 335 Приложение 2 Методика экспериментального исследования доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций...... 338 Приложение 3. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя...................................................... 343 Приложение 4 Тест «Многозначные слова».................................................................... 349 Приложение 5 Методика на определение творческой активности личности.............. 356 Приложение 6 Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности ................................................................ 361 Приложение 7 Опросник способностей творческой личности ...................................... 367 Приложение 8 Опросник выявления ситуативного/надситуативного уровня мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений ................... 372 Приложение 9 Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования» ........................ 378 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ...................................................................... 382 4
Стр.4
Предисловие педагогическая наука предлагает фундаментальные разработки общетеоретических проблем психологии творчества (А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, Р. Стернберг, О.К. Тихомиров, Е. Торренс и др.); вопросов общих и специальных способностей (В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, М. Воллах, С. Медник и др.); принципов и специфики возрастной периодизации творческого развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, В.И. Слободчиков, А.Н. Гусев, Е.А. Сергиенко, Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Дж. Равен и др.). Вместе с тем существует недостаточное количество исследований (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Панов, Е.А. Сергиенко, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, М.К. Тутушкина, В.А. Ясвин и др.), посвященных становлению творчески мыслящего, готового к открытию и принятию нового знания человека. В научном отношении необходимость обращения к проблеме П когнитивного и метакогнитивного подходов к творческой деятельности профессионала обусловлена отсутствием устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления и функционирования творческой деятельности профессионала; потребностью в обобщении и систематизации многочисленных, порой противоречивых, фактов; необходимостью дальнейшего развития теории творческой деятельности профессионала. В настоящее время известны многие причинно-следственные связи в обучении и преподавании, от которых зависит уровень дальнейшей самореализации личности. Успешность профессиональной деятельности, в частности, обусловлена принятием решения, опирающегося на глубокое понимание конкретной ситуации. В свою очередь, творческое преодоление проблемных ситуаций требует понимания профессионалом как их реальной сложности, так и имеющихся затруднений в собственных интеллектуальных навыках. Творчество относится к области когнитивного функционирования, играющей важную роль в широком разнообразии решаемых профессионалом задач. Современные когнитивные теории подчеркивают роль систем убеждений, когнитивных схем, интеллектуальных процессов в управлении 5 роблема исследования творческой деятельности является одной из фундаментальных не только в педагогической, но и в когнитивной психологии. Современная психолого
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ