УДК 159.947
ББК Ю935
Т 28
Работа выполнена при финансовой поддержке ГК №14.740.11.0238
в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009 – 2013 годы; РГНФ (проект №11-06-00738а)
Рецензенты:
зав. лабораторией экопсихологии развития ПИ РАО,
доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО В.И. Панов;
зав. лабораторией психологии развития ИП РАН,
доктор психологических наук, профессор Е.А. Сергиенко
Авторский коллектив:
Знаков В.В., Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В.,
Киселева Т.Г., Зуева М.Л., Шляпникова О.А.,
Огородова Т.В., Соколова М.А., Башкин М.В., Кашапов А.С.
Т28
Творческая деятельность профессионала в контексте
когнитивного и метакогнитивного подходов / под науч. ред.
проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой; ЯрГУ. –
Ярославль, 2012. – 384 с.
ISBN 978-5-8397-0852-5
В монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты
творческой деятельности профессионала. Когнитивные и метакогнитивные
характеристики творческой деятельности профессионала исследовались на
основе комплексного – методологического, теоретического и прикладного
– подхода. Представлено методологическое обоснование когнитивного
и метакогнитивного понимания структурно-динамических характеристик
творческого профессионального мышления, обозначена роль ментального
и экзистенциального опыта в метакогнитивной регуляции поведения и деятельности
субъекта, установлены функции метакогнитивных компонентов
в творческой деятельности профессионала на разных уровнях его функционирования
(ситуативном и надситуативном). Описаны особенности
творческого поведения в конфликтных ситуациях.
Монография адресована студентам, практикам, руководителям и
всем интересующимся проблемами современной психологии творчества.
Рис. 21. Табл. 27. Библиогр.: 294 назв.
ISBN 978-5-8397-0852-5
УДК 159.947
ББК Ю935
© Ярославский госуниверситет
им. П.Г. Демидова, 2012
Стр.2
Предисловие
педагогическая наука предлагает фундаментальные разработки общетеоретических
проблем психологии творчества (А.В. Брушлинский,
Дж. Гилфорд, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли,
С.Л. Рубинштейн, Р. Стернберг, О.К. Тихомиров, Е. Торренс и др.);
вопросов общих и специальных способностей (В.Н. Дружинин,
В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, М. Воллах,
С. Медник и др.); принципов и специфики возрастной периодизации
творческого развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
В.Н. Дружинин, В.И. Слободчиков, А.Н. Гусев, Е.А. Сергиенко,
Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Дж. Равен и др.). Вместе с тем существует
недостаточное количество исследований (А.К. Маркова,
Л.М. Митина, В.И. Панов, Е.А. Сергиенко, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан,
Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, М.К. Тутушкина, В.А. Ясвин и др.),
посвященных становлению творчески мыслящего, готового к открытию
и принятию нового знания человека.
В научном отношении необходимость обращения к проблеме
П
когнитивного и метакогнитивного подходов к творческой деятельности
профессионала обусловлена отсутствием устоявшейся системы
взглядов на понимание закономерностей становления и функционирования
творческой деятельности профессионала; потребностью в
обобщении и систематизации многочисленных, порой противоречивых,
фактов; необходимостью дальнейшего развития теории творческой
деятельности профессионала.
В настоящее время известны многие причинно-следственные
связи в обучении и преподавании, от которых зависит уровень дальнейшей
самореализации личности. Успешность профессиональной
деятельности, в частности, обусловлена принятием решения, опирающегося
на глубокое понимание конкретной ситуации. В свою очередь,
творческое преодоление проблемных ситуаций требует понимания
профессионалом как их реальной сложности, так и имеющихся затруднений
в собственных интеллектуальных навыках. Творчество относится
к области когнитивного функционирования, играющей важную
роль в широком разнообразии решаемых профессионалом задач.
Современные когнитивные теории подчеркивают роль систем убеждений,
когнитивных схем, интеллектуальных процессов в управлении
5
роблема исследования творческой деятельности является
одной из фундаментальных не только в педагогической,
но и в когнитивной психологии. Современная психолого
Стр.5