П. Г. Демидова Кафедра общей психологии В. Л. Мамаев Нейропсихологическая диагностика, коррекция и сопровождение по образовательному маршруту детей с неврологической симптоматикой Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2011 1 УДК 159.92 ББК Ю 948я73 М 22 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова Мамаев, В. Л. Нейропсихологическая диагностика, корМ 22 рекция и сопровождение по образовательному маршруту детей с неврологической симптоматикой: методические указания / В. Л. Мамаев; Яросл. гос. ун-т им. <...> Методические материалы подготовлены для практической работы студентов клинической специализации в контексте курса «Нейропсихологическая диагностика». <...> Это важно для подготовки студентов старших курсов, готовящихся к профессиональной деятельности в организациях, специализирующихся на работе с детьми, имеющими нарушения развития психики и «нижней нормы». <...> Могут быть использованы в работе начинающих психологов. <...> Общая пояснительная записка к комплексу нейропсихологических коррекционно-развивающих программ Данные программы рассчитаны на детей с так называемой мягкой органической симптоматикой. <...> Эти дети испытывают систематические трудности в овладении школьными навыками и умениями: различные варианты и сочетания дислексических, дисграфических, дискалькулических нарушений, трудности развития произвольного внимания и контроля, речи, дефицитарность зрительно-пространственного гнозиса и праксиса и т. д. <...> Коррекционно-развивающие воздействия были бы более эффективны в первые годы жизни. <...> Актуальность программы: 1) тенденция к увеличению числа детей с системными, мозаичными нарушениями психического развития в массовой школе (без грубой патологии, в пределах нижней нормы); 2) малая результативность (по мнению многих специалистов – снижение <...>
Нейропсихологическая_диагностика,_кор-_рекция_и_сопровождение_по_образовательному_маршруту_детей_с_неврологической_симптоматикой_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра общей психологии
В. Л. Мамаев
Нейропсихологическая диагностика,
коррекция и сопровождение
по образовательному маршруту детей
с неврологической симптоматикой
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 159.92
ББК Ю 948я73
М 22
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензент
кафедра общей психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Мамаев, В. Л. Нейропсихологическая диагностика, корМ
22
рекция и сопровождение по образовательному маршруту
детей с неврологической симптоматикой: методические указания
/ В. Л. Мамаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 52 с.
Методические материалы подготовлены для практической
работы студентов клинической специализации в контексте курса
«Нейропсихологическая диагностика». Рассмотрены аспекты
коррекционной работы как логическое продолжение диагностического
процесса. Материалы соответствуют особенностям
ярославской популяции детей дошкольного и младшего
школьного возраста и помогут развить их адаптационные
возможности с помощью методов клинической, нейро- и
патопсихологии. Это важно для подготовки студентов старших
курсов, готовящихся к профессиональной деятельности в
организациях, специализирующихся на работе с детьми,
имеющими нарушения развития психики и «нижней нормы».
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Нейропсихологическая
диагностика», блок ДС), очной формы обучения. Могут быть
использованы в работе начинающих психологов.
УДК 159.92
ББК Ю 948я73
Ярославский
2
государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Оглавление
I. Индивидуальная диагностика и коррекция ................................................... 3
1. Общая пояснительная записка к комплексу нейропсихологических
коррекционно-развивающих программ .............................................. 3
2. Тематический план занятий ........................................................................... 6
2.1. Коррекция и развитие функций регуляции и контроля,
произвольного внимания ...................................................................... 6
2.2. Коррекция и оптимизация межполушарной организации
психических процессов, специализации
полушарий мозга ................................................................................... 8
2.3. Коррекция и развитие зрительно-пространственных
и квазипространственных функций ..................................................... 9
2.4. Коррекция и оптимизация мнестических процессов ............................. 10
2.5. Коррекция и развитие функций письма и чтения
(вариант на примере кинетической дефицитарности) ..................... 11
2.6. Коррекция и развитие функций счёта и счётных операций ................. 13
3. Методы и средства оценки результативности программы ....................... 14
II. Групповая работа в школе ........................................................................... 15
1. Основные варианты функциональной недостаточности
в развитии ВПФ у детей младшего школьного возраста ................ 18
2. Проблема социализации детей с дефицитарностью
регуляторных функций ....................................................................... 20
50
Стр.50
Приложения ....................................................................................................... 21
Приложение 1. Описание этапов работы по качественному анализу
проблематики детей в начальной школе, соответствующей
профилактической и коррекционной деятельности (рабочая
программа деятельности).................................................................... 21
Приложение 2. Проблемы начинающих психологов при работе
с родителями и педагогами ................................................................ 25
Приложение 3. Содержание нейропсихологических исследований
(результаты диагностической работы:
описание и обобщение) ....................................................................... 26
Приложение 4. Образцы выполнения практических работ .......................... 38
Приложение 5. Логистическая схема .............................................................. 44
Контрольные вопросы ...................................................................................... 47
Список литературы ........................................................................................... 48
51
Стр.51