Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии Психология и педагогика Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Математика и направлениям Прикладная математика и Математика Ярославль 2011 1 УДК 37.01 ББК Ч 31я73+ Ю 9я73 П 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2010/2011 учебного года Рецензент кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. <...> В методические указания включены содержание разделов и тем дисциплины, планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения тем, правила подготовки доклада и работы на семинарах, диагностические методики, ситуации для психолого-педагогического анализа, список рекомендуемой литературы. <...> УДК 37.01 ББК Ч 31я73+ Ю 9я73 Ярославский государственный университет им. <...> Вы познакомитесь с основами психологической и педагогической наук, что позволит сформировать представление об основных закономерностях психического развития и становления личности, процессах обучения и воспитания, специфике организационных форм и методов образовательной деятельности. <...> Планы семинарских занятий, включающие название темы и вопросы для ее обсуждения, а также приведенный в конце издания список рекомендуемой литературы позволят подготовиться к очередному семинару. <...> Классификация форм по различным основаниям: обучающие (лекции, семинарские, практические занятия) и контролирующие (зачет, экзамен); монологические (лекция) и диалогические (диспут, конференция), обязательные (урок, лек6 ция и др.) и факультативные занятия. <...> Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. <...> Использование вербальных и невербальных средств в педагогическом общении. <...> Психология как наука Вопросы для обсуждения <...>
Психология_и_педагогика_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
Психология
и педагогика
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Математика и направлениям
Прикладная математика и Математика
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 37.01
ББК Ч 31я73+ Ю 9я73
П 86
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель М. В. Башкин
Психология и педагогика: методические указания / сост.
П 86
М. В. Башкин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :
ЯрГУ, 2011. – 56 с.
Методические указания составлены в соответствии с учебной
программой для студентов 3–4 курсов математического
факультета.
В методические указания включены содержание разделов и
тем дисциплины, планы семинарских занятий, вопросы для
обсуждения тем, правила подготовки доклада и работы на семинарах,
диагностические методики, ситуации для психолого-педагогического
анализа, список рекомендуемой литературы. Некоторые
темы сопровождаются дополнительным информационным
материалом.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
010101.65 Математика и направлениям 010100.62 Математика
и 010200.62 Прикладная математика (дисциплина «Практическая
психология и педагогика», блок ГСЭ), очной формы
обучения.
УДК 37.01
ББК Ч 31я73+ Ю 9я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2011
2
Стр.2
Оглавление
Содержание разделов (тем) дисциплины ..................................................... 4
Планы семинарских занятий .......................................................................... 8
Семинар 1. Психология как наука ..................................................................... 8
Семинар 2. Психическое развитие человека .................................................... 8
Семинар 3. Познавательные психические процессы: ощущение,
восприятие, внимание ........................................................................... 8
Семинар 4. Познавательные психические процессы: память,
воображение, мышление ....................................................................... 9
Семинар 5. Психология личности ..................................................................... 9
Семинар 6. Индивидуально-психологические особенности личности ......... 9
Семинар 7. Личность в обществе и группе ....................................................... 9
Семинар 8. Педагогика как наука .................................................................... 10
Семинар 9. Педагогический процесс .............................................................. 10
Семинар 10. Формы организации учебного процесса ................................... 10
Семинар 11. Направления организации учебного процесса ......................... 11
Семинар 12. Активные методы обучения ....................................................... 11
Семинар 13. Возрастная динамика развития человека
в процессе образования ....................................................................... 11
Семинар 14. Особенности педагогического общения ................................... 12
Семинар 15. Конфликты в педагогическом процессе ................................... 12
Семинар 16. Семейное воспитание ................................................................. 12
Информационный материал ......................................................................... 14
Личностно ориентированное обучение ........................................................... 14
Активные методы обучения ............................................................................. 19
Самодиагностика ............................................................................................. 26
Методика оценки поведения личности в конфликте (К. Н. Томас;
автор адаптации Н. В. Гришина) ....................................................... 26
Диагностический инструментарий педагога ............................................. 32
Методика «Мотивация учения и адаптация ребенка в школе»
(Н. Г. Лусканова) ................................................................................. 32
55
Стр.55
Методика «Направленность на отметку»
(Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова) ......................................................... 34
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова) ......................................................... 35
Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств
школьников (А. И. Высоцкий) ........................................................... 37
Ситуации для психолого-педагогического анализа ................................ 40
Рекомендуемая литература ........................................................................... 52
_______________________________________________________________
Учебное издание
Психология
и педагогика
Методические указания
Составитель Башкин Михаил Валерьевич
Редактор, корректор И. В. Бунакова
Верстка Е. Л. Шелехова
Подписано в печать 13.01.2011. Формат 6084 1/16.
Бум. офсетная. Гарнитура "Times New Roman".
Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 2,0.
Тираж 50 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Ярославского государственного университета
им. П. Г. Демидова.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
150000, Ярославль, ул. Советская, 14.
56
Стр.56