Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Карьерное консультирование (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДубиненкова Е. Н.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц50
ID237728
АннотацияВ методических указаниях даны: основное содержание карьерного консультирования, задания, помогающие освоить этот вид консультирования, современное понимание понятия «карьера» и того, как оно трактуется в современной психологии, а также подходы к его исследованию. Представлены основы карьерного консультирования различных групп населения. Кроме того, особое место занимает проблематика консультирования по карьере в современной организации.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Карьерное консультирование», блок СД), очной формы обучения.
УДК159.9:37.015.3
ББК88я73
Дубиненкова, Е. Н. Карьерное консультирование : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Е. Н. Дубиненкова .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237728 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра консультационной психологии Е. Н. Дубиненкова Карьерное консультирование Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 УДК 37.04 ББК Ю959я73 Д 79 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009/10 года Рецензент: кафедра консультационной психологии Д 79 Дубиненкова, Е. Н. Карьерное консультирование: метод. указания / Е. Н. Дубиненкова; Яросл. гос. ун-т им. <...> В методических указаниях даны: основное содержание карьерного консультирования; задания, помогающие освоить этот вид консультирования; современное понимание понятия «карьера» и того, как оно трактуется в современной психологии, а также подходы к его исследованию. <...> Представлены основы карьерного консультирования различных групп населения. <...> Кроме того, особое место занимает проблематика консультирования по карьере в современной организации. <...> Как показали результаты опроса, 57% опрошенных считают продвижение по карьерной лестнице «скорее, важным» элементом профессионально-трудовой деятельности, в том числе 24% вообще склонны видеть в этом едва ли не главную цель жизни. <...> Соответственно, успешное продвижение по карьерной лестнице большинство опрошенных связывают прежде всего с уровнем профессиональной компетентности, результатами труда (36%) и личными качествами (29%), хотя наличие полезных связей (22%) также играет значимую роль. <...> Хенеман – последовательность должностей, через которые проходит работник у одного нанимателя4 Карьера понимается как результат профессионального или должностного положения в жизни индивидуума (1). <...> Понятие «карьера» сформировалось в контексте изучения организации и организационного поведения. <...> Профессиональная карьера обычно определяется как развивающийся с течением времени трудовой опыт человека (Arthur, Hall, Lawrence, 1989). <...> В понятии карьеры можно выделить <...>
Карьерное_консультирование_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра консультационной психологии Е. Н. Дубиненкова Карьерное консультирование Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010
Стр.1
УДК 37.04 ББК Ю959я73 Д 79 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент: кафедра консультационной психологии Д 79 Дубиненкова, Е. Н. Карьерное консультирование: метод. указания / Е. Н. Дубиненкова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 48 с. В методических указаниях даны: основное содержание карьерного консультирования; задания, помогающие освоить этот вид консультирования; современное понимание понятия «карьера» и того, как оно трактуется в современной психологии, а также подходы к его исследованию. Представлены основы карьерного консультирования различных групп населения. Кроме того, особое место занимает проблематика консультирования по карьере в современной организации. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Карьерное консультирование», блок СД), очной формы обучения. УДК 37.04 ББК Ю959я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Введение Модернизация современного российского общества существенным образом связана с господствующими моделями профессионального поведения. Под давлением рыночных преобразований вытесняется на периферию общественного сознания широко распространенное ранее мнение о том, что карьера – это беспринципная погоня за личным успехом ценой пренебрежения ценностями и идеалами общества. Фактором успешности жизни, по мнению большинства наших современников, становится достижение человеком высокого положения в обществе, которое связано с материальными возможностями, властными полномочиями и является результатом плодотворной и целенаправленной профессиональной карьеры. Однако в современных условиях, когда социализация индивида, обретение им желаемого социального статуса зависят от его интеграции в профессионально-трудовую деятельность, процесс формирования профессиональной карьеры становится противоречивым и сложным. Современное общество характеризуется высоким уровнем дифференцированности. Различия в социальноэкономическом положении, образовании, доходах приводят людей к реализации разных стратегий поведения в профессионально-трудовой сфере. Трудности построения профессиональной карьеры заключаются еще и в том, что система ценностных ориентаций и норм, образующих профессионально-трудовую этику, находится в процессе трансформации. В обществе нет общепризнанной ценности труда, работы, достижений в профессиональной деятельности. Как показали результаты опроса, 57% опрошенных считают продвижение по карьерной лестнице «скорее, важным» элементом профессионально-трудовой деятельности, в том числе 24% вообще склонны видеть в этом едва ли не главную цель жизни. Семантическое поле «карьеры», в определении респондентов, раскрывается обычно в таких понятиях, как «(профессиональ3
Стр.3
ный) рост», «повышение (в должности, зарплаты, статуса)», «(само)развитие», «(само)утверждение», «(само)реализация», «успех» (как уважение и признание окружающих), «статус» и «деньги» (как зримое подтверждение успешной карьеры). Соответственно, успешное продвижение по карьерной лестнице большинство опрошенных связывают прежде всего с уровнем профессиональной компетентности, результатами труда (36%) и личными качествами (29%), хотя наличие полезных связей (22%) также играет значимую роль. Относительно причин, препятствующих профессиональной карьере, мнение респондентов менее единодушно: одним (29%) кажется, что руководство уделяет мало внимания или препятствует карьере подчиненных, другие (28%) полагают всему виной естественный дефицит вакансий, к занятию которых карьеристу имеет смысл стремиться, третьи (23%) считают основной помехой для карьеры низкую компетентность самих соискателей. Отдельный аспект этой проблемы – половая дискриминация. Среди женщин 52% полагают, что мужчинам делать карьеру легче. Напротив, среди мужчин 49% не склонны придавать какого-либо значения половой принадлежности в карьерных вопросах. Понятие карьеры в современном мире Понятие «карьера» одновременно имеет бытовой смысл и научное значение в менеджменте и психологии. Во французском языке «carriere» имеет значения: поприще; профессия; каменоломня. В испанском «carrera» означает: беговая дорожка; движение звезд; путь следования; гонки; поприще; профессия и т. д. Контекст «карьеры» в русском языке различен – жизненный путь, достижение цели, лестница, продвижение по службе, служебный рост. В словаре С. И. Ожегова дается определение – «род занятий, путь к успехам, видному положению в обществе, достижение высокого положения»1. 1 Ожегов С. И. Карьера // URL: www.slovarozhegova.ru/word.php? wordid=10805 4
Стр.4
Д. М. Иванцевич, А. А. Лобанов – индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и длительностью работы в течение трудовой жизни2 ная позиция и поведение, связанное с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека3 . . С. И. Сотникова индивидуально осознан. Г. Маршал – роли, через которые проходит индивид за период трудовой жизни, приобретая престиж, связанные с социальной мобильностью. Х. Хенеман – последовательность должностей, через которые проходит работник у одного нанимателя4 Карьера понимается как результат профессионального или должностного положения в жизни индивидуума (1). Человек выступает субъектом активности в течение длительного времени, и одной из форм активности является его профессиональная деятельность. Карьера сопровождает человека на протяжении всего времени его активной жизни. Понятие «карьера» сформировалось в контексте изучения организации и организационного поведения. И. Гофман (1961) предложил использовать термин «карьера» в расширительном смысле – применительно к любым социальным аспектам деятельности человека. Профессиональная карьера обычно определяется как развивающийся с течением времени трудовой опыт человека (Arthur, Hall, Lawrence, 1989). Понятие «карьера» используется в разных смыслах. Карьера в узком смысле – восхождение в служебной иерархии; в широком – восхождение в иерархии социальной. Карьерой в широком смысле следует считать не только повышение в должности, но также обогащение и получение известности. Успех в любом из этих направлений способствует успеху в других. В понятии карьеры можно выделить объективную (последовательность должностей и работ) и субъективную составля2 Зайцев Г. Г. Управление деловой карьерой: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 256 с. 3 Сотникова С. И. Управление карьерой: учеб. пособие. М., 2001. 4 Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158. 5
Стр.5