Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра консультационной психологии
Е. Н. Дубиненкова
Карьерное консультирование
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2010
Стр.1
УДК 37.04
ББК Ю959я73
Д 79
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензент:
кафедра консультационной психологии
Д 79 Дубиненкова, Е. Н. Карьерное консультирование:
метод. указания / Е. Н. Дубиненкова; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 48 с.
В методических указаниях даны: основное содержание
карьерного консультирования; задания, помогающие
освоить этот вид консультирования; современное понимание
понятия «карьера» и того, как оно трактуется в современной
психологии, а также подходы к его исследованию.
Представлены основы карьерного консультирования
различных групп населения. Кроме того, особое место
занимает проблематика консультирования по карьере в
современной организации.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Карьерное
консультирование», блок СД), очной формы обучения.
УДК 37.04
ББК Ю959я73
Ярославский
государственный
университет
им. П. Г. Демидова, 2010
2
Стр.2
Введение
Модернизация современного российского общества существенным
образом связана с господствующими моделями профессионального
поведения.
Под давлением рыночных преобразований вытесняется на
периферию общественного сознания широко распространенное
ранее мнение о том, что карьера – это беспринципная погоня за
личным успехом ценой пренебрежения ценностями и идеалами
общества. Фактором успешности жизни, по мнению большинства
наших современников, становится достижение человеком высокого
положения в обществе, которое связано с материальными
возможностями, властными полномочиями и является результатом
плодотворной и целенаправленной профессиональной
карьеры.
Однако в современных условиях, когда социализация индивида,
обретение им желаемого социального статуса зависят от его
интеграции в профессионально-трудовую деятельность, процесс
формирования профессиональной карьеры становится противоречивым
и сложным. Современное общество характеризуется высоким
уровнем дифференцированности. Различия в социальноэкономическом
положении, образовании, доходах приводят
людей к реализации разных стратегий поведения в профессионально-трудовой
сфере. Трудности построения профессиональной
карьеры заключаются еще и в том, что система ценностных
ориентаций и норм, образующих профессионально-трудовую
этику, находится в процессе трансформации. В обществе
нет общепризнанной ценности труда, работы, достижений в
профессиональной деятельности.
Как показали результаты опроса, 57% опрошенных считают
продвижение по карьерной лестнице «скорее, важным» элементом
профессионально-трудовой деятельности, в том числе 24%
вообще склонны видеть в этом едва ли не главную цель жизни.
Семантическое поле «карьеры», в определении респондентов,
раскрывается обычно в таких понятиях, как «(профессиональ3
Стр.3
ный) рост», «повышение (в должности, зарплаты, статуса)», «(само)развитие»,
«(само)утверждение», «(само)реализация», «успех»
(как уважение и признание окружающих), «статус» и «деньги»
(как зримое подтверждение успешной карьеры). Соответственно,
успешное продвижение по карьерной лестнице большинство
опрошенных связывают прежде всего с уровнем профессиональной
компетентности, результатами труда (36%) и личными
качествами (29%), хотя наличие полезных связей (22%) также
играет значимую роль. Относительно причин, препятствующих
профессиональной карьере, мнение респондентов менее единодушно:
одним (29%) кажется, что руководство уделяет мало внимания
или препятствует карьере подчиненных, другие (28%) полагают
всему виной естественный дефицит вакансий, к занятию
которых карьеристу имеет смысл стремиться, третьи (23%) считают
основной помехой для карьеры низкую компетентность самих
соискателей. Отдельный аспект этой проблемы – половая
дискриминация. Среди женщин 52% полагают, что мужчинам делать
карьеру легче. Напротив, среди мужчин 49% не склонны
придавать какого-либо значения половой принадлежности в
карьерных вопросах.
Понятие карьеры в современном мире
Понятие «карьера» одновременно имеет бытовой смысл и
научное значение в менеджменте и психологии. Во французском
языке «carriere» имеет значения: поприще; профессия; каменоломня.
В испанском «carrera» означает: беговая дорожка; движение
звезд; путь следования; гонки; поприще; профессия и т. д.
Контекст «карьеры» в русском языке различен – жизненный путь,
достижение цели, лестница, продвижение по службе, служебный
рост. В словаре С. И. Ожегова дается определение – «род занятий,
путь к успехам, видному положению в обществе, достижение
высокого положения»1.
1 Ожегов С. И. Карьера // URL: www.slovarozhegova.ru/word.php?
wordid=10805
4
Стр.4
Д. М. Иванцевич, А. А. Лобанов – индивидуально осознанная
последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении,
связанных с опытом работы и длительностью работы в течение
трудовой жизни2
ная позиция и поведение, связанное с накоплением и использованием
возрастающего человеческого капитала на протяжении
рабочей жизни человека3
.
. С. И. Сотникова индивидуально осознан.
Г. Маршал – роли, через которые проходит
индивид за период трудовой жизни, приобретая престиж,
связанные с социальной мобильностью. Х. Хенеман – последовательность
должностей, через которые проходит работник у
одного нанимателя4
Карьера понимается как результат профессионального или
должностного положения в жизни индивидуума (1).
Человек выступает субъектом активности в течение длительного
времени, и одной из форм активности является его профессиональная
деятельность. Карьера сопровождает человека на
протяжении всего времени его активной жизни. Понятие «карьера»
сформировалось в контексте изучения организации и организационного
поведения. И. Гофман (1961) предложил использовать
термин «карьера» в расширительном смысле – применительно
к любым социальным аспектам деятельности человека.
Профессиональная карьера обычно определяется как развивающийся
с течением времени трудовой опыт человека (Arthur, Hall,
Lawrence, 1989). Понятие «карьера» используется в разных
смыслах. Карьера в узком смысле – восхождение в служебной
иерархии; в широком – восхождение в иерархии социальной.
Карьерой в широком смысле следует считать не только повышение
в должности, но также обогащение и получение известности.
Успех в любом из этих направлений способствует успеху в
других. В понятии карьеры можно выделить объективную (последовательность
должностей и работ) и субъективную составля2
Зайцев Г. Г. Управление деловой карьерой: учеб. пособие. М.:
Академия, 2007. 256 с.
3 Сотникова С. И. Управление карьерой: учеб. пособие. М., 2001.
4 Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных
теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989.
№ 5. С. 158.
5
Стр.5