Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психолого-педагогические основы образовательного процесса (90,00 руб.)

0   0
АвторыБатракова С. Н., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц58
ID237716
АннотацияДанные методические указания содержат материалы для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Предлагаются планы занятий, списки литературы, учебные задания для обсуждения, а также приложения к отдельным темам.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Акмеологические основы педагогической деятельности», блок ДС), очной формы обучения.
УДК159.9:37.015.3
ББК88я73
Психолого-педагогические основы образовательного процесса : метод. указания / С. Н. Батракова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237716 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии Психолого-педагогические основы образовательного процесса Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю 984. <...> П. Г. Демидова Составитель канд. пед. наук, доцент С. Н. Батракова Психолого-педагогические основы образовательноП 86 го процесса: метод. указания / сост. <...> Данные методические указания содержат материалы для подготовки к семинарским и практическим занятиям. <...> Образование как процесс становления личности (методологические основания) 2. <...> Роль и место социальнокультурной среды в процессе формирования личности воспитанника 3. <...> Концепции образовательного процесса в теории и практике конца ХХ – начала ХХI в. <...> Содержание образования – основа формирования базовой культуры учащихся 7. <...> Урок как основная форма педагогического процесса 8. <...> Управление познавательными процессами и психическим состоянием учащихся 10. <...> Контроль и оценка качества образовательного процесса педагогического общения в формировании личности учащихся учителя 11. <...> Роль личности учителя как профессионала и представителя культуры Итого: Всего – 54 часа 3 2 32 18 Дискуссия 4 2 2 2 2 4 2 Письм. работа 2 2 2 2 2 2 2 Конспектирование Учебно-тематический план Тема Лекции Семинары 4 2 2 2 направленность 4 2 Практика Индивидуальная работа Конспектирование Письм. работа Тема 1. <...> Образование как процесс становления личности (методологические основания) 1. <...> Раскройте и обоснуйте методологические основания образовательного процесса. <...> Г. О становлении личности / К. Г. Юнг // Конфликты детской души. <...> Отечественные философы считают, что для человека с новым уровнем сознания характерны следующие личностные структуры: 1) высочайший уровень самосознания, включающего в себя как способность к созданию объективной картины мира, так и 4 осознание своей личной причастности к его преобразованию <...>
Психолого-педагогические_основы_образовательного_процесса_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии Психолого-педагогические основы образовательного процесса Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010
Стр.1
УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю 984.Оя73 П 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Составитель канд. пед. наук, доцент С. Н. Батракова Психолого-педагогические основы образовательноП 86 го процесса: метод. указания / сост. С. Н. Батракова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 55 с. Данные методические указания содержат материалы для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Предлагаются планы занятий, списки литературы, учебные задания для обсуждения, а также приложения к отдельным темам. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Акмеологические основы педагогической деятельности», блок ДС), очной формы обучения. УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю 984.Оя73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
№ п\п 1. Образование как процесс становления личности (методологические основания) 2. Роль и место социальнокультурной среды в процессе формирования личности воспитанника 3. Целевая образования: обучение, развитие, воспитание 4. Концепции образовательного процесса в теории и практике конца ХХ – начала ХХI в. 5. Образовательный процесс как целостное явление 6. Содержание образования – основа формирования базовой культуры учащихся 7. Урок как основная форма педагогического процесса 8. Управление познавательными процессами и психическим состоянием учащихся 10. Роль 9. Контроль и оценка качества образовательного процесса педагогического общения в формировании личности учащихся учителя 11. Диалог как и форма 2 2 смыслосозидания личности педагога и учащихся 12. Роль личности учителя как профессионала и представителя культуры Итого: Всего – 54 часа 3 2 32 18 Дискуссия 4 2 2 2 2 4 2 Письм. работа 2 2 2 2 2 2 2 Конспектирование Учебно-тематический план Тема Лекции Семинары 4 2 2 2 направленность 4 2 Практика Индивидуальная работа Конспектирование Письм. работа
Стр.3
Тема 1. Образование как процесс становления личности (методологические основания) 1. Методологические основания образовательного процесса. 2. Актуальные проблемы современного образования. 3. Пути совершенствования образовательного процесса. Вопросы к семинарскому занятию 1. Какими социально-экономическими и педагогическими причинами объясняется актуальность проблемы модернизации образования? 2. Раскройте и обоснуйте методологические основания образовательного процесса. 3. Интеграция каких наук необходима, на ваш взгляд, для правильной постановки и решения образовательных проблем? 4. Назовите и обоснуйте одну из актуальных проблем образования. Приведите пример. Литература 1. Батракова, С. Н. Педагогический процесс как явление культуры / С. Н. Батракова. – Ярославль, 2003. – С. 16–30. 2. Запесоцкий, Л. Образование: философия, культурология, политика / Л. Запесоцкий. – М., 2002. – Раздел 5.1. – С. 207–214. 3. Конев, В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопросы философии. – 1996. – № 10. 4. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М., 2008. – С. 20–27. 5. Юнг, К. Г. О становлении личности / К. Г. Юнг // Конфликты детской души. – М., 1995. Задания 1. Отечественные философы считают, что для человека с новым уровнем сознания характерны следующие личностные структуры: 1) высочайший уровень самосознания, включающего в себя как способность к созданию объективной картины мира, так и 4
Стр.4
осознание своей личной причастности к его преобразованию, способность к самоанализу и самооценке; 2) критерием оценки окружающего мира и себя в нем для человека с новым сознанием является эстетический идеал как интегративный образ человека в его единстве с природой, устремленного к нравственному совершенству; 3) для такого человека характерно обостренное восприятие разрыва между идеалом (должным) и действительностью (сущим) и стремление к их сближению в своей жизни. Отсюда боль за несовершенство этого мира и чуткость ко всему новому, прогрессивному, что зарождается в обществе, ответственность за его развитие и одновременно за судьбу планеты, требующая немалого мужества и усилий воли; 4) такое отношение к жизни всегда связано с активной жизненной позицией и творческой продуктивной деятельностью человека в процессе реализации им своих представлений о совершенстве, то есть с преобразованием действительности и себя в ней согласно объективным тенденциям прогрессивного развития. В этом контексте нравственная целостность личности, с одной стороны, и постоянная потребность в самообразовании – с другой, рассматриваются нами в качестве обязательного фундамента ее творческого развития. Эти личностные структуры образуют духовную культуру человека. Она опирается на его универсальные – сущностные – силы. (Спиркин А., Бирич И. Концепция образования. Взгляд философа // Учительская газета. 1988. 1 мая). Какие «уровни сознания» из перечисленных потребуют от образования и общества в целом, по вашему мнению, особо значительных усилий? 2. Хорошо известна сложность обретения молодым человеком своей индивидуальности в условиях массовой культуры: разнообразие культурных влияний (высокое и низкое, отечественное и зарубежное и т. п.), трудность обретения нравственных, мировоззренческих ориентиров, культурной идентичности. Есть ли, на ваш взгляд, какой-либо выход из этой ситуации? 5
Стр.5