П. Г. Демидова Формирование навыков самостоятельной работы студентов Материалы ХI научно-методической конференции исторического факультета Ярославль 2010 1 УДК 94 ББК Т3(0)я43 М 34 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> План 2010/2011 учебного года Редакционная коллегия: В. П. Федюк, М. Е. Ерин, А. Ю. Данилов, Ю. Ю. Иерусалимский, В. М. Марасанова, А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова Ответственный за выпуск О. В. Трофимова Формирование навыков самостоятельной работы М 34 студентов: Материалы XI научно-методической конференции исторического факультета / отв. за вып. <...> ISBN 978-5-8397-0786-3 Сборник включает материалы ХI научно-методической конференции преподавателей исторического факультета Ярославского государственного университета им. <...> П. Г. Демидова, 2010 2 Пленарное заседание В. В. Дементьева Организация самостоятельной работы магистрантов по общим и профильным дисциплинам Организация самостоятельной работы магистрантов направления «История» настоятельно требует дифференцированного (индивидуализированного) подхода, обусловленного рядом обстоятельств. <...> По этому критерию они делятся на 1) имеющих историческое образование на предшествующей ступени и 2) имеющих иное образование (в случае нашего первого набора магистрантов это закончившие специальность «Социально-культурный сервис и туризм»). <...> Следовательно, самостоятельная работа вторых из названных должна носить коррекционный характер (как по общим, так и по специальным дисциплинам). <...> Сколько экзаменов будет сдавать магистрант, он должен решить в первый год совместно с научным руководителем и спланировать самостоятельную работу так, чтобы на втором году обучения эти экзамены сдать. <...> . Научный руководитель магистранта должен сориентировать и преподавателей, ведущих занятия, на такую работу магистранта. <...> Удачным (а магистрантам и интересным) показалось, например, задание по курсу «История и методология <...>
Формирование_навыков_самостоятельной_работы_студентов_Материалы_XI_научно-методической_конференции_исторического_факультета.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Формирование навыков
самостоятельной работы
студентов
Материалы ХI научно-методической конференции
исторического факультета
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 94
ББК Т3(0)я43
М 34
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2010/2011 учебного года
Редакционная коллегия:
В. П. Федюк, М. Е. Ерин, А. Ю. Данилов,
Ю. Ю. Иерусалимский, В. М. Марасанова,
А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова
Ответственный за выпуск О. В. Трофимова
Формирование навыков самостоятельной работы
М 34
студентов: Материалы XI научно-методической конференции
исторического факультета / отв. за вып. О. В. Трофимова;
Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ,
2010. – 84 с.
ISBN 978-5-8397-0786-3
Сборник включает материалы ХI научно-методической
конференции преподавателей исторического факультета
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова,
посвященной организационно-методическим проблемам
овладения студентами навыками самостоятельной
учебной и научно-исследовательской работы при переходе
на двухуровневое образование.
УДК 94
ББК Т3(0)я43
ISBN 978-5-8397-0786-3
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2010
2
Стр.2
Содержание
Пленарное заседание ........................................................................................... 3
Дементьева В. В.
Организация самостоятельной работы магистрантов по общим и
профильным дисциплинам ................................................................... 3
Иерусалимский Ю. Ю.
Использование «Энциклопедии Ярославского края с древнейших времён
до 1917 г.» в самостоятельной работе студентов .............................. 6
Гавристова Т. М.
Презентация как форма репрезентации истории ............................................. 7
Секция I. КУЛЬТУРА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ЭЛЕКТРОННЫМИ
ДОКУМЕНТАМИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ......................................................................................... 10
Марасанова В. М.
Самостоятельная работа студентов
в учебно-научных лабораториях ........................................................ 10
Полознев Д. Ф.
Методические аспекты анализа музейного сайта студентами
специальности «Музеология» в рамках
курса «Информационно-коммуникационные
технологии в музейном деле» ............................................................ 13
Дашковская О. Д.
Организация работы студентов с материалами
глобальной Сети .................................................................................. 15
Великанова Е. Н.
Электронные ресурсы: особенности работы с текстом ................................ 17
Каркозашвили Н. Ш.
Использование электронных и печатных ресурсов при подготовке
студентов к учебным занятиям .......................................................... 20
Яблоков А. В.
Особенности методики преподавания
курса «Архивоведение» ...................................................................... 22
79
Стр.79
Секция II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ................................................ 25
Борисова А. В.
Возможности разработки и реализации системы общекультурных
компетенций на историческом факультете ..................................... 25
Лощакова О. В.
Интерпретация источника как основа формирования исследовательских
навыков студента ................................................................................. 27
Мойсинович А. М.
Написание курсовых работ: организация
самостоятельной работы студентов ................................................... 29
Трофимова О. В.
Древние и новые языки при изучении истории Средних веков:
организационно-методическая модель ............................................. 32
Поваренков Н. С.
Вопросы организации, методики подготовки
и проведения тестирования ................................................................ 35
Обнорская Н. В.
Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы у
студентов при чтении курса «Генеалогия» ...................................... 38
Шильников А. С.
Домашние задания по палеографии и становление
самостоятельной работы студентов-первокурсников
исторического факультета .................................................................. 39
Урядова А. В.
Методика изучения источников при чтении спецкурса
«Источники по истории эмиграции» ................................................. 42
Мельникова И. Г.
Формирование ключевых компетенций
у студентов специальности «Социально-культурный
сервис и туризм»» ................................................................................ 45
Рябинина Н. В.
80
Стр.80
Исследовательская и учебная работа студентов:
проблема заинтересованности ........................................................... 47
Федорова Т. А.
Формирование навыков исследовательской деятельности
студентов вечернего отделения (на примере дисциплины
«Новейшая история стран Азии и Африки») ................................... 50
Куликова О. Д.
Проблема коммуникации студентов в академической аудитории ............. 52
Спиридонова Е. В.
Специфика написания курсовых и дипломных работ по археологии ........ 54
Секция III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА АУДИТОРНОЙ
И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ............................. 57
Данилов Е. С.
Трудности формирования навыков
самостоятельной работы у студентов ............................................... 57
Смирнова Ю. Б.
Организация самостоятельной работы студентов-историков:
роль семинарских занятий .................................................................. 59
Александров Н. М.
Особенности организации самостоятельной работы
студентов-историков при изучении курса
истории постсоветской России .......................................................... 61
Салова Ю. Г. , Шустрова И. Ю.
Обучение студентов работе с вещественными памятниками:
из опыта работы ................................................................................... 63
Горшков И. Д.
Самодеятельный водный поход как вид практики
для студентов специальности
«Социально-культурный сервис и туризм» ...................................... 68
Тюрин Б. А.
Методика чтения спецкурса «Избирательные кампании 1990-х гг.»
на вечернем отделении исторического факультета ......................... 72
Некрасов А. А.
81
Стр.81
Формирование познавательного интереса в процессе
самостоятельной работы студентов ................................................... 74
Сведения об авторах ......................................................................................... 77
Научное издание
Формирование навыков
самостоятельной работы
студентов
Материалы XI научно-методической конференции
исторического факультета
Редактор, корректор М. Э. Левакова
Компьютерная верстка Е. Л. Шелехова
Подписано в печать 06.12.09. Формат 6084 1/16.
Бум. офсетная. Гарнитура "Times NewRoman".
Усл. печ. л. 4,88. Уч.-изд. л. 4,26.
Тираж 100 экз. Заказ
82
Стр.82