Цель дисциплины: формирование теоретических знаний в области политического анализа с использованием наработок мировой и российской политической науки и овладение базовыми навыками и технологическими приемами в области прикладного анализа социально-политических ситуаций. <...> Задачи дисциплины: – показать сущность и специфику прикладного политического анализа; – научить студентов использовать концептуальные модели политики в прикладном анализе; – освоить общие методики и методы политической аналитики, диагностики и прогностики, проектирования и программирования; – приобрести навыки применения специфических экспертных инструментов для анализа конкретных проблемных ситуаций. <...> Оценка, полученная на экзамене, проставляется в зачетную книжку и экзаменационную ведомость. <...> Зарождение и развитие политического анализа Прикладной политический анализ получил развитие в древние времена, когда люди начали сознательно культивировать знания о политике и в интересах политики, выявляя тем самым эксплицитные взаимосвязи между знанием и действием. <...> В советский период политические исследования проводились в дисциплинарных рамках марксистских парадигм «научного коммунизма» и частично «диалектического» и «исторического» материализма. <...> В современном языке термин «анализ» (от греч. analysis – расщепление, разложение на составляющие) означает в широком смысле – рассмотрение, разбор чего-либо; в более узком – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, определении состава и свойств объекта изучения. <...> Методологическое оснащение современного политического анализа включает: 1) общие принципы формирования исследовательской стратегии, правила определения проблемы, объекта и предмета, постановки целей и задач исследования, операционализации понятий и выдвижения гипотез. <...> Это прежде всего статистические методы анализа данных – корреляционный, регрессионный <...>
Политический_анализ_и_прогнозирование_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра социально-политических теорий
Политический анализ
и прогнозирование
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Политология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 32:001.8
ББК Ф 06я73
П 50
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра социально-политических теорий Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель канд. полит. наук А. В. Соколов
Политический анализ и прогнозирование: метод.
П 50
указания / сост. А. В. Соколов; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 80 с.
Методические указания содержат темы лекций, контрольные
вопросы, позволяющие студенту самостоятельно
оценить степень усвоения материала, задания для
практических занятий, а также списки литературы, необходимой
для более глубокого изучения отдельных вопросов
темы.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030201 Политология (дисциплина «Политический
анализ и прогнозирование», блок ОПД), очной формы
обучения.
УДК 32:001.8
ББК Ф 06я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2009
2
Стр.2
Учебная дисциплина «Политический анализ и прогнозирование»
– важнейший компонент целостного развития специалиста.
Свои образовательные функции она наиболее полно осуществляет
в целенаправленном педагогическом процессе, опирающемся
на требования, предъявляемые к современному
специалисту-политологу, а именно специалист-политолог в соответствии
с общепрофессиональной подготовкой должен:
– владеть методологией, методикой и техникой проведения
анализа и прогнозирования, инновативными технологиями;
– уметь использовать компьютерную технологию для обработки
информации, разрабатывать и использовать инструментарий
для диагностики различных видов социальной деятельности.
Цель
дисциплины: формирование теоретических знаний в
области политического анализа с использованием наработок
мировой и российской политической науки и овладение базовыми
навыками и технологическими приемами в области прикладного
анализа социально-политических ситуаций.
Задачи дисциплины:
– показать сущность и специфику прикладного политического
анализа;
– научить студентов использовать концептуальные модели
политики в прикладном анализе;
– освоить общие методики и методы политической аналитики,
диагностики и прогностики, проектирования и программирования;
–
приобрести навыки применения специфических экспертных
инструментов для анализа конкретных проблемных ситуаций.
Формы
работы со студентами:
– обязательные учебные занятия – основная форма занятий
по дисциплине. Объем не менее 4 часов в неделю;
– самостоятельная работа студентов;
– индивидуальная работа с преподавателем.
3
Стр.3
При изучении курса студенты обязаны:
– систематически посещать учебные (теоретические и практические)
занятия в дни и часы, предусмотренные учебным
расписанием;
– выполнять необходимые контрольные мероприятия для
определения уровня освоения теоретического материала;
– активно овладевать знаниями по основам теории и методики
дисциплины, используя специальную литературу;
– выполнять на учебных методико-практических занятиях
соответствующие задания по совершенствованию практических
навыков.
Студенты, выполнившие рабочую учебную программу, в
восьмом семестре сдают зачет, а в девятом – экзамен по дисциплине.
Оценка, полученная на экзамене, проставляется в зачетную
книжку и экзаменационную ведомость.
Условие допуска к зачету и экзамену – регулярность посещения
учебных занятий в объеме, предусмотренном расписанием.
Критериями
успешности освоения учебного материала студентом
являются учет преподавателем регулярности посещения
обязательных учебных занятий и оценка результатов контрольных
мероприятий.
Усвоение теоретического материала определяется по уровню
овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими
практическими умениями и навыками их использования.
В течение двух семестров студенты должны также
посещать методико-практические занятия, где идет апробация
их знаний и умений, за что они получают соответствующие
оценки.
Условием допуска к экзамену является регулярность посещения
учебных занятий, выполнение обязательных контрольных
мероприятий, а также практических занятий по методологии
и методике социологических исследований.
Промежуточная аттестация проводится в форме устного
опроса (экзамена) по теоретическому и методическому разделам
программы, который дополняется письменной практической
работой.
4
Стр.4
Содержание дисциплины
Учебная дисциплина «Политический анализ и прогнозирование»
включает в качестве обязательного минимума следующие
дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического,
практического и контрольного учебного материала:
Особенности методологии политического анализа. Методы
политического анализа. Прогнозирование и моделирование политического
процесса (специфика, технология, инструментарий).
Политический маркетинг.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован
через следующие разделы и подразделы программы:
– теоретический, формирующий мировоззренческую систему
научно-практических знаний;
– практический, обеспечивающий овладение методами и инструментами
сбора и анализа информации;
– контрольный, определяющий дифференцированный и объективный
учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Необходимо
использовать следующие принципы отбора содержания
и организации учебного материала дисциплины:
1. Построение учебного материала от простого к более сложному.
2.
Методическая обеспеченность. При формировании дисциплины
следует опираться прежде всего на те источники, которые
доступны для студентов. В случае привлечения малодоступных
источников автор программы предлагает студентам распечатки
необходимых для усвоения материала фрагментов.
3. Наличие обратной связи. Каждая тема предполагает работу
студента, демонстрирующую степень усвоения и понимания им
материала дисциплины.
4. Активизация творческого начала студента. Студентам
предлагается по каждой теме выполнить задание.
Профессиональная направленность образовательного процесса
по данной дисциплине объединяет все разделы программы,
выполняя связующую, координирующую и активизирующую
функцию.
5
Стр.5