Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Профессиональная подготовка руководителя (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСубботина Л. Ю.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц118
ID237445
АннотацияЦель пособия ознакомить студентов с психологической спецификой деятельности и подготовки управляющих, теоретическими аспектами данной проблемы, сформировать у студентов практические навыки диагностики профессионально важных качеств управляющих, оценки и аттестации управленческого потенциала организации. Пособие содержит описание конкретных методов обучения и подготовки управляющих. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психогенетика», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0673-6
УДК 159.9
ББК Ю 959я73
Субботина, Л. Ю. Профессиональная подготовка руководителя : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Л. Ю. Субботина .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 118 с. — ISBN 978-5-8397-0673-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/237445 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

План 2009 года Рецензенты: Федорова П. С., канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии МПСИ; кафедра социальной психологии филиала НОУВПО "Московский психолого-социальный институт" Субботина, Л. Ю. Профессиональная подготовка руковоС 89 дителя: учеб. пособие / Л. Ю. Субботина; Яросл. гос. ун-т им. <...> Пособие содержит описание конкретных методов обучения и подготовки управляющих. <...> Профессиональная подготовка руководителей, к сожалению, не является строго обязательной для занятия управленческого поста. <...> Грамотная работа руководителя – это основа повышения эффективности работы любой компании. <...> Задача науки – обеспечить теоретические и методологические основания для грамотной подготовки управляющих. <...> Среди них можно отметить неопределенность условий, большую информационную загруженность, дефицит времени, а также сложности, связанные с тем, что управленческая деятельность относится к типу субъект-субъектных видов деятельности. <...> В литературе по проблемам управленческой деятельности различают понятия «управление» и «управленческая деятельность». <...> Управленческая деятельность – это профессиональная деятельность управляющего, направленная на повышение индивидуальной продуктивности работников с целью достижения запланированного результата их совместной профессиональнотрудовой деятельности в организации. <...> Понятие управленческой деятельности по сравнению с управлением значительно шире, с одной стороны, и значительно уже – с другой. <...> Кроме понятия «управление», в специальной литературе также широко используется понятие «руководство». <...> В отличие от неформального лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях. <...> «Руководитель» определяет особое содержание деятельности каждого из конкретных ее участников, их место и роль в ней так, чтобы они могли действовать слаженно и эффективно; он знает, кто <...>
Профессиональная_подготовка_руководителя_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Л. Ю. Субботина Профессиональная подготовка руководителя Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 159.9 ББК Ю 959я73 С 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: Федорова П. С., канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии МПСИ; кафедра социальной психологии филиала НОУВПО "Московский психолого-социальный институт" Субботина, Л. Ю. Профессиональная подготовка руковоС 89 дителя: учеб. пособие / Л. Ю. Субботина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 116 с. ISBN 978-5-8397-0673-6 Цель пособия – ознакомить студентов с психологической спецификой деятельности и подготовки управляющих, теоретическими аспектами данной проблемы, сформировать у студентов практические навыки диагностики профессионально важных качеств управляющих, оценки и аттестации управленческого потенциала организации. Пособие содержит описание конкретных методов обучения и подготовки управляющих. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психогенетика», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 159.9 ББК Ю 959я73 ISBN 978-5-8397-0673-6 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Эффективное управление предполагает способность руководителя рационально использовать все виды ресурсов, находящихся в его распоряжении. При этом человеческие ресурсы играют ключевую роль. Именно люди оказывают решающее влияние на то, как реализуется потенциал организации (финансы, машины, оборудование, материалы и пр.). К их компетентности и профессионализму общество предъявляет особые требования. Для этой категории специалистов особенно остро стоит вопрос о профессиональной подготовке. Профессиональная подготовка – одна из важнейших сфер жизни социума. Прогрессивное движение общества выражается в развитии, совершенствовании и усложнении мира профессий, а следовательно, и требований профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка руководителей, к сожалению, не является строго обязательной для занятия управленческого поста. Многие управляющие учатся на личном опыте, но это не всегда эффективно. Грамотная работа руководителя – это основа повышения эффективности работы любой компании. Профессиональная подготовка руководителя включает прежде всего профессиональное обучение. В самом общем виде это социально организованная система обучения конкретной профессии. Основная задача профессионального обучения – сформировать личность профессионала. Задача науки – обеспечить теоретические и методологические основания для грамотной подготовки управляющих. 3
Стр.3
1. Характеристика системы управления Система управления как объект изучения. Определение и роль профессиональной подготовки руководителей. Психологический аспект управления. Ситуационный подход в управлении. Нет, пожалуй, сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Руководитель – это профессия из категории комплексных, потому что она требует от человека владения многими навыками. Руководитель должен знать все – от методов организации современного производства до тайн человеческой психики; от маркетинга до хитростей финансовой науки. Управление – это наука и искусство. Руководитель – это творец, ученый и практик в одном лице. Качества личности, которые для обычного человека обеспечивают лишь ту или иную степень адаптации к окружающей действительности, становятся для руководителя профессионально необходимыми. Руководитель должен хорошо знать своих подчиненных, владеть навыками общения и воздействия на людей, но не менее важно владеть и собой, осознавать себя как управляющего. Огромные перегрузки, которым подвергается современный руководитель, оказываются нередко слишком высокой психологической ценой за деятельность. Многие авторы (А. В. Карпов, А. И. Китов, Ф. Генов, Б. Ф. Ломов, А. Л. Свенцицкий, А. Л. Журавлев, В. В. Новиков и др.) указывают на то, что большинство условий деятельности управляющего, описываемых как ее характеристики, являются стрессогенными. Среди них можно отметить неопределенность условий, большую информационную загруженность, дефицит времени, а также сложности, связанные с тем, что управленческая деятельность относится к типу субъект-субъектных видов деятельности. В сущности общий смысл понятия «управление», закрепившийся в последние полвека, включает совокупность принципов, методов и форм управления, прежде всего производством. Свое научное развитие термин получил в информатике и теории сис4
Стр.4
тем. С этой точки зрения управление – «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. (Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980). Изучение систем управления и деятельности по управлению выявило его многогранность и универсальность. Современный взгляд на управление характеризует его как глобальную форму организации взаимодействия и связи всего сущего. Особую роль управление играет в организации общества. На современном этапе все вопросы, связанные с социальным управлением, обрели статус научных проблем. Для их решения используется научно-методический аппарат менеджмента. Менеджмент (от англ. managemet – управление) – многозначный термин, обозначающий – социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики; – совокупность лиц, занятых управленческим трудом; – научную дисциплину, изучающую техникоорганизационные и социальные аспекты управления общественным производством, получившую название «теория управления». В рамках менеджмента изучают всеобщие принципы управления, управленческие структуры, систему и механизмы межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационную культуру и поведение. Ядром менеджмента выступает изучение и формирование деятельности управляющих. Их функциям уделяется особое внимание. Современный менеджмент располагает серьезными наработками как в теории, так и в практике. В теоретическом плане менеджмент рассматривается как универсально применимый свод знаний, с его помощью можно воздействовать на все уровни административной деятельности в организациях всех типов. В теории управления определяются фундаментальные принципы организации 5
Стр.5