Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы психологического консультирования (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПанкратова Т. М.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц110
ID237441
АннотацияУчебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии и посвящено обзору различных подходов к пониманию сущности процесса психологического консультирования, которое является неотъемлемой частью деятельности практического психолога. В работе раскрывается понятие «направленность психологического консультирования», проводится сравнительный анализ этапов и процедур, предлагаемых разными авторами. Рассматриваются отличительные особенности современного психологического консультирования, показаны возможности различных профессиональных позиций психолога, определяющих специфику его деятельности. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психологические основы консультирования и профессионально важные качества психолога», блок ДС), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0655-2
УДК159.9
ББКЮ 949я73
Панкратова, Т. М. Основы психологического консультирования : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Т. М. Панкратова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 110 с. — ISBN 978-5-8397-0655-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/237441 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Панкратова Основы психологического консультирования Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 УДК 159.9 ББК Ю 949я73 П 16 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> В работе раскрывается понятие «направленность психологического консультирования», проводится сравнительный анализ этапов и процедур, предлагаемых разными авторами. <...> Рассматриваются отличительные особенности современного психологического консультирования, показаны возможности различных профессиональных позиций психолога, определяющих специфику его деятельности. <...> П. Г. Демидова, 2009 Введение В современной России повышается социальная значимость многих помогающих профессий, среди которых на одно из первых мест можно поставить профессию психолога-консультанта. <...> Особое внимание привлекают вопросы, связанные с проблемой развития профессионально важных качеств психолога-консультанта. <...> Вместе с тем остается недостаточно четко обозначенным различие между понятиями «направление в консультировании» и «направленность психологического консультирования», в связи с этим представляется актуальным разграничение этих понятий на основе обобщения, сравнения и систематизации существующих данных. <...> В данной работе мы стремимся рассказать об особенностях консультативного процесса, о специфике разных моделей психологического консультирования, обусловленных направленностью профессиональной деятельности психолога-консультанта. <...> В пособии представлен анализ процесса психологического консуль3 тирования в зависимости от того, какой из его аспектов становится главным для клиента и консультанта; рассмотрены содержательные особенности, определяющие диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую <...>
Основы_психологического_консультирования__Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Т. М. Панкратова Основы психологического консультирования Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009
Стр.1
УДК 159.9 ББК Ю 949я73 П 16 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: А. В. Басов, доктор психологических наук, проректор по научнометодической работе ГОУ ЯО «Институт развития образования»; кафедра социальной психологии НОУ ВПО «Московский психологосоциальный институт» в г. Ярославле П 16 Панкратова, Т. М. Основы психологического консультирования : учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 108 с. ISBN 978-5-8397-0655-2 Учебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии и посвящено обзору различных подходов к пониманию сущности процесса психологического консультирования, которое является неотъемлемой частью деятельности практического психолога. В работе раскрывается понятие «направленность психологического консультирования», проводится сравнительный анализ этапов и процедур, предлагаемых разными авторами. Рассматриваются отличительные особенности современного психологического консультирования, показаны возможности различных профессиональных позиций психолога, определяющих специфику его деятельности. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психологические основы консультирования и профессионально важные качества психолога», блок ДС), очной формы обучения. УДК 159.9 ББК Ю 949я73 ISBN 978-5-8397-0655-2 © Ярославский 2 государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009
Стр.2
Введение В современной России повышается социальная значимость многих помогающих профессий, среди которых на одно из первых мест можно поставить профессию психолога-консультанта. Все больше людей обращаются за помощью к психологам по проблемам индивидуального развития, межличностных отношений, развития организаций и совершенствования организационной культуры. В психологической литературе в настоящее время представлены различные взгляды исследователей на предмет, задачи, процедурные и технические составляющие процесса психологического консультирования. Особое внимание привлекают вопросы, связанные с проблемой развития профессионально важных качеств психолога-консультанта. В западных и отечественных работах существует ряд исследований, посвященных динамике изменения профессионально важных качеств в процессе профессионализации (С. Глэддинг, О. Липман, Р. Гринсон, Р. Мэй, К. Роджерс, Р. Кочунас, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и другие). Появились работы, посвященные изучению теории и практики немедицинской психотерапии, отмечающие специфику развития личности терапевта в зависимости от выбранного им теоретического подхода (М. А. Гулина, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, М. Патон, Л. Бреммер, Ф. Перлз, Дж. Бьюдженталь и другие). Вместе с тем остается недостаточно четко обозначенным различие между понятиями «направление в консультировании» и «направленность психологического консультирования», в связи с этим представляется актуальным разграничение этих понятий на основе обобщения, сравнения и систематизации существующих данных. В данной работе мы стремимся рассказать об особенностях консультативного процесса, о специфике разных моделей психологического консультирования, обусловленных направленностью профессиональной деятельности психолога-консультанта. В пособии представлен анализ процесса психологического консуль3
Стр.3
тирования в зависимости от того, какой из его аспектов становится главным для клиента и консультанта; рассмотрены содержательные особенности, определяющие диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую направленность процесса психологического консультирования. Особое внимание уделяется вопросам краткосрочного психологического консультирования, наиболее актуального в системе работы «телефонов доверия». По мнению многих исследователей, уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью к профессиональной деятельности. Существенной профессиональной особенностью и даже нормативными требованиями к личности психолога-практика выступают его толерантность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, а также открытость как своему новому личностному опыту, так и личностному опыту другого человека, способность к принятию, совмещению различных мировоззренческих моделей: собственного мира консультанта и мира клиента. Достичь профессиональной и личностной идентичности – важная задача для человека, который готовит себя к профессии психолога-консультанта, поэтому свою основную задачу автор видит в том, чтобы показать студенту, специализирующемуся в области психологического консультирования, широкий спектр проблем, методов и требований, предъявляемых к специалисту в этой области. 4
Стр.4
Глава 1. Психологическое консультирование как вид психологической практики Появление в 80-е годы прошлого столетия практической психологии в лице первых психологических служб ознаменовало собой разделение отечественной психологии на академическую (теоретическую) и психологическую практику. Так случилось, что какое-то время эти две ветви психологии существовали относительно независимо друг от друга, что позволило обозначить это состояние как схизис, поэтому одна из методологических задач, вставшая перед исследователями, состояла в том, чтобы выстроить систему отношений между ними. Этому вопросу посвящены методологические поиски И. Н. Карицкого в работе, посвященной системно-динамическому психологических практик [13], исследование Ф. Е. Василюка, направленное на методологическое обоснование психотехнической системы «понимающей психотерапии» [9] и другие работы. Психологическая практика определяется как «деятельность, направленная на воздействие на объект и его изменение. Это воздействие на объект осуществляется путем выделения его предметной стороны, которая становится предметом деятельности Практика является социальной, сознательной, субъектноактивной, целенаправленной, поскольку таковы характеристики человеческой деятельности. Психологическая практика – это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами» [13; 37–47]. Субъектом психологической практики является практический психолог либо специалист смежной специальности, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются отдельные люди и их группы, объединения, общности [27; 50–53]. Психологическая практика как специфическая практическая деятельность отличается от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет – психическая реальность как совокупность психических явлений. В собственно психологической практике цель и средст5 исследованию социально
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.