Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Организация досуговой деятельности (190,00 руб.)

0   0
Первый авторДашковская О. Д.
Авторы Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц74
ID237377
АннотацияВ тексте лекций рассматриваются основные понятия, принципы и технология досуговой деятельности, анализируются ее основные компоненты, предлагаются практические рекомендации для подготовки и проведения досуговых программ. Предложены контрольные вопросы к каждой теме и перечень рекомендованной литературы. Издание предназначено для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплина «Организация досуговой деятельности, блок ДС), очнозаочной формы обучения.
УДК 379.8(091)
ББКЧ 72я73
Дашковская, О. Д. Организация досуговой деятельности : текст лекций / Яросл. гос. ун-т; О. Д. Дашковская .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 74 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237377 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В тексте лекций рассматриваются основные понятия, принципы и технология досуговой деятельности, анализируются ее основные компоненты, предлагаются практические рекомендации для подготовки и проведения досуговых программ. <...> Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества, поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности. <...> Учебная дисциплина «Организация досуговой деятельности» преподается будущим специалистам социально-культурного сервиса и туризма, спрос на подготовку которых в современной России стремительно растет, а к организаторам культурно-досуговых мероприятий в условиях функционирования предприятий туризма и гостеприимства предъявляются новые требования. <...> Так как в настоящее время происходит активная коммерциализа3 ция сферы досуга, предмет «Организация досуговой деятельности» связан со многими другими курсами экономической направленности: «Маркетинг в СКСиТ», «Менеджмент в СКСиТ», «Инновационные технологии в СКСиТ». <...> Они могли своим талантом не только покорять зрителей, слушателей (сказители, скоморохи, певцы и др.), но и организовывать досуг множества желающих провести свободное время с пользой для себя. <...> В советский период подготовка специалистов по организации досуга приобрела целенаправленный характер и осуществлялась в средних и высших учебных заведениях при Министерстве культуры. <...> В середине 1990-х годов распространение рыночных отношений в нашей стране, а также развитие бизнеса в экономической 1 См. например: Человек, свободное время и Профсоюзы / Н.П. Пищулин, А.В. Мялкин, В.Д. Патрушев и др. <...> 4 сфере культуры порождают новые требования к организации досуга в общественной практике. <...> Например, остро встали проблемы формирования финансовой основы организации досуга, необходимость учета культурно-рекреационных <...>
Организация_досуговой_деятельности_Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова О.Д. Дашковская Организация досуговой деятельности Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм Ярославль 2009
Стр.1
УДК 379.8(091) ББК Ч 72я73 Д 21 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: А.Д. Домбровская, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, доцент кафедры сценической речи ЯГТИ; кафедра гуманитарных дисциплин Международного университета бизнеса и новых технологий Дашковская, О.Д. Организация досуговой деятельД 21 ности: текст лекций / О.Д. Дашковская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 71 с. В тексте лекций рассматриваются основные понятия, принципы и технология досуговой деятельности, анализируются ее основные компоненты, предлагаются практические рекомендации для подготовки и проведения досуговых программ. Предложены контрольные вопросы к каждой теме и перечень рекомендованной литературы. Издание предназначено для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплина «Организация досуговой деятельности, блок ДС), очнозаочной формы обучения. УДК 379.8(091) ББК Ч 72я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества, поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности. Учебная дисциплина «Организация досуговой деятельности» преподается будущим специалистам социально-культурного сервиса и туризма, спрос на подготовку которых в современной России стремительно растет, а к организаторам культурно-досуговых мероприятий в условиях функционирования предприятий туризма и гостеприимства предъявляются новые требования. Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний об основах организации досуговой деятельности, а также практических навыков в этой сфере (предусмотрены семинарские занятия, направленные на формирование готовности обучающихся к эффективной реализации различных форм, средств и методов досуговой деятельности). В задачи данной дисциплины входит изучение теоретических основ досуговой деятельности, ее компонентов, технологии, а также управленческих и маркетинговых особенностей. Предмет «Организация досуговой деятельности» тесно взаимодействует с дисциплиной «Анимационный сервис», которая преподается студентам старших курсов, но связана исключительно с разработкой и предоставлением досуговых программ туристского пребывания. В первом случае рассматриваются общие основы досуговой деятельности и ее технологии для всех групп населения, во втором – создание и продвижение досуговых программ исключительно для туристов, а также в гостиничном и ресторанном сервисе, т.е. анимация – это один из видов досуговой деятельности. Таким образом, первый курс во многом является теоретической и практической базой для изучения более узко профессиональной дисциплины – «Анимационного сервиса». Так как в настоящее время происходит активная коммерциализа3
Стр.3
ция сферы досуга, предмет «Организация досуговой деятельности» связан со многими другими курсами экономической направленности: «Маркетинг в СКСиТ», «Менеджмент в СКСиТ», «Инновационные технологии в СКСиТ». В дореволюционный, а также в советский периоды досуг населения России развивался на следующих основах: на традиционной, исторически сложившейся базе, а также усилиями людей, наделенных творческими и организаторскими качествами. Они могли своим талантом не только покорять зрителей, слушателей (сказители, скоморохи, певцы и др.), но и организовывать досуг множества желающих провести свободное время с пользой для себя. В последнем случае речь идет о предприимчивых людях, способных создавать условия для массовых досуговых занятий. Уже на рубеже XIX – XX вв. в нашем обществе сложились профессиональные группы специалистов такого рода – директора театров, антрепренеры, музейные работники, подрядчики городских праздничных мероприятий, организаторы ресторанного дела и др. В советский период подготовка специалистов по организации досуга приобрела целенаправленный характер и осуществлялась в средних и высших учебных заведениях при Министерстве культуры. В отрасли культуры также проводились переподготовка и повышение квалификации практических работников. Речь идет о руководителях учреждений культуры, об организаторах праздничных массовых мероприятий, о клубных работниках и т.п. Правда, в этом случае огромное значение приобретала не только профессионально-организаторская и управленческая, но и идеологическая направленность их подготовки. Начиная с 1960-х годов ученые разных предметно-дисциплинарных направлений (прежде всего историки, социологи, психологи, педагоги) стали проводить теоретические исследования по изучению рекреации, досуга, праздников1. В этом случае анализ досуга выходил за рамки отраслевого подхода, приобретая более разносторонний характер. В середине 1990-х годов распространение рыночных отношений в нашей стране, а также развитие бизнеса в экономической 1 См. например: Человек, свободное время и Профсоюзы / Н.П. Пищулин, А.В. Мялкин, В.Д. Патрушев и др. М., 1980; Орлов Г.П. Активный отдых как фактор развития личности. М., 1981. 4
Стр.4
сфере культуры порождают новые требования к организации досуга в общественной практике. Например, остро встали проблемы формирования финансовой основы организации досуга, необходимость учета культурно-рекреационных запросов и предпочтений разных групп населения и т.п. Все это стремительно трансформировало процесс подготовки самих организаторов, что, в частности, отразилось на появлении новых профессий и специализаций в области досуга и культуры – менеджеров культуры, продюсеров индустрии развлечений, персонала туристских фирм и др. С этого же периода учебная литература, обеспечивающая процессы профессиональной подготовки в системе высшего и среднего специального образования, обновляется, а также дополняется тематикой, связанной с экономическими, управленческими, сервисно-технологическими аспектами культурно-досуговой сферы2. В 2006 г. было опубликовано учебное пособие Г.А. Аванесовой, в котором дан анализ культурно-досуговой деятельности как общественного, социально-психологического, организационно-технологического явления, а также социальной основы развития экономики культуры3. Вместе с тем в последние годы как виды досуговой деятельности, так и технологии, применяемые в ней, существенно трансформируются. Цель данного курса лекций – проанализировать традиционные и инновационные подходы к организации досуговой деятельности. Содержание учебного материала выстраивается вокруг трех самостоятельных направлений: во-первых, теории досуга и досуговой деятельности; во-вторых, создания отдельных досуговых программ (игра, праздник) и технологии досуговой деятельности в целом; в-третьих, ее управленческих и маркетинговых аспектов. 2 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие. М., 1995; Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М., 1998. 3 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. М., 2006. 5
Стр.5