Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
О.Д. Дашковская
Организация
досуговой деятельности
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности
Социально-культурный сервис и туризм
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 379.8(091)
ББК Ч 72я73
Д 21
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензенты:
А.Д. Домбровская, заслуженный деятель искусств Республики
Ингушетия, доцент кафедры сценической речи ЯГТИ;
кафедра гуманитарных дисциплин
Международного университета бизнеса и новых технологий
Дашковская, О.Д. Организация досуговой деятельД
21
ности: текст лекций / О.Д. Дашковская; Яросл. гос.
ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 71 с.
В тексте лекций рассматриваются основные понятия,
принципы и технология досуговой деятельности, анализируются
ее основные компоненты, предлагаются практические
рекомендации для подготовки и проведения досуговых
программ. Предложены контрольные вопросы к
каждой теме и перечень рекомендованной литературы.
Издание предназначено для студентов исторического
факультета, обучающихся по специальности 100103 Социально-культурный
сервис и туризм (дисциплина «Организация
досуговой деятельности, блок ДС), очнозаочной
формы обучения.
УДК 379.8(091)
ББК Ч 72я73
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова,
2009
2
Стр.2
Введение
Деятельность человека способствует развитию его физических,
духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей,
в том числе и в сфере общения. Общественные отношения, в
которые вступает человек в процессе деятельности, формируют
взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества, поэтому
возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности
в свободное время – досуговой деятельности.
Учебная дисциплина «Организация досуговой деятельности»
преподается будущим специалистам социально-культурного сервиса
и туризма, спрос на подготовку которых в современной России
стремительно растет, а к организаторам культурно-досуговых
мероприятий в условиях функционирования предприятий туризма
и гостеприимства предъявляются новые требования.
Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний
об основах организации досуговой деятельности, а также
практических навыков в этой сфере (предусмотрены семинарские
занятия, направленные на формирование готовности обучающихся
к эффективной реализации различных форм, средств и методов
досуговой деятельности). В задачи данной дисциплины входит
изучение теоретических основ досуговой деятельности, ее компонентов,
технологии, а также управленческих и маркетинговых
особенностей.
Предмет «Организация досуговой деятельности» тесно взаимодействует
с дисциплиной «Анимационный сервис», которая
преподается студентам старших курсов, но связана исключительно
с разработкой и предоставлением досуговых программ туристского
пребывания. В первом случае рассматриваются общие
основы досуговой деятельности и ее технологии для всех групп
населения, во втором – создание и продвижение досуговых программ
исключительно для туристов, а также в гостиничном и
ресторанном сервисе, т.е. анимация – это один из видов досуговой
деятельности. Таким образом, первый курс во многом является
теоретической и практической базой для изучения более узко
профессиональной дисциплины – «Анимационного сервиса».
Так как в настоящее время происходит активная коммерциализа3
Стр.3
ция сферы досуга, предмет «Организация досуговой деятельности»
связан со многими другими курсами экономической направленности:
«Маркетинг в СКСиТ», «Менеджмент в СКСиТ», «Инновационные
технологии в СКСиТ».
В дореволюционный, а также в советский периоды досуг населения
России развивался на следующих основах: на традиционной,
исторически сложившейся базе, а также усилиями людей, наделенных
творческими и организаторскими качествами. Они могли своим
талантом не только покорять зрителей, слушателей (сказители,
скоморохи, певцы и др.), но и организовывать досуг множества желающих
провести свободное время с пользой для себя. В последнем
случае речь идет о предприимчивых людях, способных создавать
условия для массовых досуговых занятий. Уже на рубеже
XIX – XX вв. в нашем обществе сложились профессиональные
группы специалистов такого рода – директора театров, антрепренеры,
музейные работники, подрядчики городских праздничных мероприятий,
организаторы ресторанного дела и др.
В советский период подготовка специалистов по организации
досуга приобрела целенаправленный характер и осуществлялась в
средних и высших учебных заведениях при Министерстве культуры.
В отрасли культуры также проводились переподготовка и повышение
квалификации практических работников. Речь идет о руководителях
учреждений культуры, об организаторах праздничных
массовых мероприятий, о клубных работниках и т.п. Правда, в этом
случае огромное значение приобретала не только профессионально-организаторская
и управленческая, но и идеологическая направленность
их подготовки. Начиная с 1960-х годов ученые разных
предметно-дисциплинарных направлений (прежде всего историки,
социологи, психологи, педагоги) стали проводить теоретические
исследования по изучению рекреации, досуга, праздников1. В этом
случае анализ досуга выходил за рамки отраслевого подхода, приобретая
более разносторонний характер.
В середине 1990-х годов распространение рыночных отношений
в нашей стране, а также развитие бизнеса в экономической
1 См. например: Человек, свободное время и Профсоюзы / Н.П. Пищулин,
А.В. Мялкин, В.Д. Патрушев и др. М., 1980; Орлов Г.П. Активный отдых
как фактор развития личности. М., 1981.
4
Стр.4
сфере культуры порождают новые требования к организации досуга
в общественной практике. Например, остро встали проблемы
формирования финансовой основы организации досуга, необходимость
учета культурно-рекреационных запросов и предпочтений
разных групп населения и т.п. Все это стремительно трансформировало
процесс подготовки самих организаторов, что, в частности,
отразилось на появлении новых профессий и специализаций в области
досуга и культуры – менеджеров культуры, продюсеров индустрии
развлечений, персонала туристских фирм и др.
С этого же периода учебная литература, обеспечивающая
процессы профессиональной подготовки в системе высшего и
среднего специального образования, обновляется, а также дополняется
тематикой, связанной с экономическими, управленческими,
сервисно-технологическими аспектами культурно-досуговой
сферы2. В 2006 г. было опубликовано учебное пособие
Г.А. Аванесовой, в котором дан анализ культурно-досуговой деятельности
как общественного, социально-психологического, организационно-технологического
явления, а также социальной основы
развития экономики культуры3.
Вместе с тем в последние годы как виды досуговой деятельности,
так и технологии, применяемые в ней, существенно
трансформируются. Цель данного курса лекций – проанализировать
традиционные и инновационные подходы к организации досуговой
деятельности. Содержание учебного материала выстраивается
вокруг трех самостоятельных направлений: во-первых,
теории досуга и досуговой деятельности; во-вторых, создания отдельных
досуговых программ (игра, праздник) и технологии досуговой
деятельности в целом; в-третьих, ее управленческих и
маркетинговых аспектов.
2 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной
деятельности: учеб. пособие. М., 1995; Культурно-досуговая деятельность:
учебник / под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М., 1998.
3 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика
организации. М., 2006.
5
Стр.5