Министерство культуры Российской Федерации Кемеровский государственный университет культуры и искусств Социально-гуманитарный институт Кафедра литературы и русского языка М. В. Литовченко ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в. <...> Теория и история литературы: Проблема преемственности в развитии русской литературы XIX в. <...> В учебном пособии анализируется один из аспектов творческого диалога двух писателей – типологическое сходство художественной картины мира. <...> В центре внимания оказываются рецепция и творческое переосмысление Чеховым ведущих пушкинских образов-символов (метель, дорога, степь, море). <...> Пособие включает четыре раздела, каждый из которых посвящен соответствующему компоненту художественной картины мира писателя. <...> Чехова занимает уникальное положение в русском литературном процессе: Чехов завершает развитие классической литературы и в то же время находится у истоков нового, модернистского искусства. <...> Для Чехова характерна органичная связь с русской классикой, и при этом важнейшее значение имеет пушкинская традиция. <...> Будучи близок к этим философсколитературным кругам, Чехов отражает некоторые особенности символистской интерпретации личности и творчества А. С. Пушкина. <...> У истоков данного сопоставления находится знаменитая формула Л. Н. Толстого, связавшего воедино два великих имени: «Чехов – это Пушкин в прозе»2. <...> Например, Чехов указывает на роман «Евгений Онегин» как на художественный образец «правильной постановки вопросов» [А. <...> Так, для творчества Чехова характерна социальная обусловленность судьбы человека, гуманистическая позиция по отношению к герою; с точки зрения поэтики – важнейшие черты художественной картины мира Пушкина, связанные прежде всего с мотивом метели, топосами дороги, моря, степи. <...> В данном пособии представлены важнейшие фрагменты художественной картины мира в творчестве Чехова и Пушкина, такие как «метель <...>
Теория_и_история_литературы_Проблема_преемственности_в_развитии_русской_литературы_XIX_в..pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Социально-гуманитарный институт
Кафедра литературы и русского языка
М. В. Литовченко
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в.
Учебное пособие
для студентов специальности 071201
«Библиотечно-информационная деятельность»
Кемерово 2011
Стр.1
ББК 83.3 (2 Рос=Рус) я73
Л 64
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и фольклора
Кемеровского государственного университета Л. А. Ходанен;
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и русского языка
Кемеровского государственного университета культуры и искусств А. В. Шунков.
Утверждено на заседании кафедры литературы и русского языка 13.10.2010 г.,
протокол № 2.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Социально-гуманитарного института КемГУКИ 23.11.2010 г., протокол № 3.
Л 64 Литовченко М. В.
Теория и история литературы: Проблема преемственности в развитии русской
литературы XIX в. [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 071201 «Библиотечно-информационная
деятельность» / М. В. Литовченко. − Кемерово:
КемГУКИ, 2011. − 72 с.
Учебное пособие посвящено проблеме преемственности в развитии русской
классической литературы, которая рассматривается на уровне восприятия пушкинской
традиции в прозе А. П. Чехова. В учебном пособии анализируется один из аспектов
творческого диалога двух писателей – типологическое сходство художественной картины
мира. В центре внимания оказываются рецепция и творческое переосмысление Чеховым
ведущих пушкинских образов-символов (метель, дорога, степь, море). Пособие
включает четыре раздела, каждый из которых посвящен соответствующему компоненту
художественной картины мира писателя.
Пособие адресовано студентам специальности 071201 «Библиотечноинформационная
деятельность», а также студентам-филологам и культурологам.
ББК 83.3 (2 Рос=Рус) я73
© Литовченко М. В., 2011
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2011
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 5
ГЛАВА 1. «Метель» в художественной картине
мира А. П. Чехова................................................................................. 7
Вопросы и задания ............................................................................... 21
ГЛАВА 2. «Дорога» в художественной картине
мира А. П. Чехова................................................................................. 22
Вопросы и задания ............................................................................... 32
ГЛАВА 3. «Степь» в художественной картине
мира А. П. Чехова................................................................................. 33
Вопросы и задания ............................................................................... 54
ГЛАВА 4. «Море» в художественной картине
мира А. П. Чехова................................................................................. 55
Вопросы и задания ............................................................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 69
71
Стр.71